II. Должностные обязанности
Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта
СВ. Чернов,
юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»
Летом 2016 г. Трудовой кодекс РФ дополнит положение, в соответствии с которым применение профессиональных стандартов в случаях, установленных законом, станет обязательным. Для должности педагога-психолога (как педагогического работника) обязательность применения Профессионального стандартав части требований к квалификации предусмотрена ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в части требований к квалификации работника необходимо будет безусловно применять с 01.01.2017 г.
Профессиональные стандарты не ограничиваются применением только в указанной части.
Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, предусмотрено применение профессиональных стандартов при разработке должностных инструкций (п. 25 Правил).
В представленных далее разделах «Общие положения» и «Должностные обязанности» учтены все предусмотренные Профессиональным стандартом трудовые функции (приложение).
В должностную инструкцию педагога-психолога конкретной дошкольной образовательной организации целесообразно включить только те трудовые функции (трудовые действия, знания и умения), которые учитывают особенности деятельности именно этой ДОО.
Иные разделы (права, обязанности) должностной инструкции в материале не приводятся, поскольку формируются дошкольными образовательными организациями самостоятельно с учетом специфики деятельности.
Приложение
Должностная инструкция педагога-психолога (детский сад)
I. Общие положения
1. Должность педагога-психолога относится к категории педагогических работников.
2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем дошкольной образовательной организации (далее - ДОО, работодатель).
3. На должность педагога-психолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям.
4. На должность педагога-психолога не может быть назначено лицо, которому в соответствии с действующим законодательством установлен запрет на занятие педагогической деятельностью.
5. Педагог-психолог допускается к работе при условии прохождения в порядке, предусмотренном законодательством, необходимых медицинских осмотров (обязательных предварительных (при поступит на работу) и периодических).
6. Педагог-психолог должен знать:
6.1.Методологию психолого-педагогической наук и, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии.
6.2.Методологические основы организациии проведения мониторинга личностных результатов освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.
6.3.Теорию и методы организации психологического исследования.
6.4.Методы статистического анализа данных психологического исследования.
6.5.Методы верификации результатов исследования.
6.6.Методы интерпретации и представления результатов исследования.
6.7.Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики.
6.8.Методы организационно-методического сопровождения основной образовательной программы дошкольного образования.
6.9.Профессиональную этику.
6.10. Историю и теорию организации образовательного процесса.
6.11. Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса.
6.12. Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе ее комфортности и психологической безопасности.
6.13. Теорию, методологию психологического консультирования, классификацию методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.
6.14. Методы и технологии, позволяющие решать консультационные и развивающие задачи.
6.15. Этические нормы организации и проведения консультативной работы.
6.16. Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности воспитанников в соответствии с возрастными нормами и особенностями их развития (в том числе с ограниченными возможностями здоровья).
6.17. Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
6.18. Современные теории, направления, техники и приемы коррекционно-развивающей работы, психологической помощи.
6.19. Методы и приемы индивидуальной психокоррекции.
6.20. Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы.
6.21. Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы.
6.22. Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.
6.23. Методы сбора, обработки (в том числе первичной) информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
6.24. Методы математической обработки результатов психологической диагностики.
6.25. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.
6.26. Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами).
6.27. Задачи и принципы, формы и направления, приемы и методы психологического просвещения в ДОО с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
6.28. Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
6.29. Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей к условиям ДОО.
6.30. Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей.
6.31. Способы адаптации детей к условиям образовательных организаций.
6.32. Превентивные методы работы с воспитанниками из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию.
6.33. Основы возрастной физиологии и гигиены воспитанников, обеспечения их безопасности в образовательном процессе.
6.34. Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды.
6.35. Теории и методы предотвращения профессионального выгорания специалистов, причины и типичные случаи возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.
6.36. Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности.
6.37. Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов.
6.38. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.
6.39. Трудовое законодательство РФ, законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка.
6.40. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.
6.41. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
7. Педагог-психолог должен уметь:
7.1.Использовать качественные и количественные методы психологического обследования.
7.2.Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.
7.3.Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития воспитанников.
7.4.Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальному уровню реализации основных общеобразовательных программ.
7.5.Проводить мониторинг личностных результатов детей в ходе освоения основной образовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
7.6.Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) воспитанников.
7.7.Использовать приемы преподавания, организации дискуссии, проведения интерактивных форм занятий.
7.8.Разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии воспитания и обучения воспитанников в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями.
7.9.Использовать приемы работы с педагогами по организации эффективного взаимодействия с воспитанниками, воспитанников между собой, их общения в ДОО и в семье.
7.10. Пользоваться приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации ДОО.
7.11. Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут с учетом возрастных-, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
7.12. Находить пути совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом.
7.13. Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в ДОО.
7.14. Оценивать с помощью психологических методов параметры образовательных технологий и образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности.
7.15. Применять методы и способы оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.
7.16. Проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития воспитанников, проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
7.17. Контролировать ход психического развития воспитанников различных типов образовательных организаций.
7.18. Разрабатывать коррекционно-развивающую программу.
7.19. Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием воспитанников.
7.20. Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками.
7.21. Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.
7.22. Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного воспитанника.
7.23. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов (в том числе первичную).
7.24. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня адаптации или готовности воспитанников к новым образовательным условиям.
7.25. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической (психолого-педагогической) помощи.
7.26. Проводить диагностику социально-психологического климата в коллективе.
7.27. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания детей (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации) и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции.
7.28. Проводить мониторинг личностных достижений воспитанников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.29. Проводить диагностику одаренности, структуры способностей.
7.30. Составлять психологические заключения и портреты воспитанников.
7.31. Осуществлять психологическое просвещение педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.32. Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.33. Применять психолого-педагогические методы для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры.
7.34. Вести дискуссии, выступать с презентациями.
7.35. Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников (в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.36. Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в ДОО психологических условий воспитания и обучения, необходимых для нормального психического развития воспитанников на каждом возрастном этапе.
7.37. Разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.
7.38. Проводить мероприятия по формированию у воспитанников навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде.
7.39. Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.40. Создавать и поддерживать в ДОО психологические условия, необходимые для нормального психического развития на каждом возрастном этапе и формирования личности воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
7.41. Создавать благоприятный психологический климат в ДОО.
7.42. Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов.
7.43. Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам воспитания и развития воспитанников.
7.44. Проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей (законных представителей) воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам развития, проблемам взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
7.45. Разрабатывать совместно с педагогами индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута конкретного воспитанника с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей.
7.46. Использовать приемы формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия.
7.47. Применять методы психологической коррекции психических свойств личности воспитанников в зависимости от возраста, пот, особых образовательных потребностей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации):
7.48. Реализовывать меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии воспитанников.
7.49. Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений воспитанников с педагогическими работниками, сверстниками, родителями (законными представителями).
II. Должностные обязанности
Педагог-психологобязан:
1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
2. Оказывать психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, развитии и социальной адаптации.
3. Формировать и реализовывать планы развивающей работы с воспитанниками с учетом их психологических особенностей.
4. Разрабатывать программы воспитания и социализации воспитанников, коррекционные программы.
5. Разрабатывать психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для творчески одаренных воспитанников.
6. Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальные образовательные маршруты воспитанников с учетом их психологических особенностей.
7. Разрабатывать и реализовывать мониторинг личностных результатов детей в ходе освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
8. Проводить психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
9. Проводить обследование программ развития ДОО с цепью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.
10. Консультировать педагогов ДОО при выборе образовательных технологий с учетом психологических особенностей воспитанников.
11. Оказывать психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.
12. Консультировать администрацию, педагогов и других работников ДОО по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
13. Консультировать педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
14. Консультировать администрацию ДОО, педагогов, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам воспитания и развития воспитанников.
15. Разрабатывать и реализовывать планы проведения коррекционно-развивающих занятий для воспитанников, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
16. Организовывать и осуществлять совместно с педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию выявленных у воспитанников недостатков, отклонений в психическом развитии, нарушений социализации и адаптации.
17. Разрабатывать и реализовывать планы по созданию образовательной среды для воспитанников с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных детей.
18. Проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для воспитанников.
19. Проводить психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.
20. Проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации), определения лиц, нуждающихся в психологической помощи.
21. Составлять психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации ДОО и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
22. Определять степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации), участвовать в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.
23. Изучать интересы, склонности, способности воспитанников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации), предпосылки одаренности.
24. Знакомить педагогов и администрацию ДОО с современными исследованиями в области психологии дошкольного возраста в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации).
25. Информировать субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.
26. Знакомить педагогов, администрацию ДОО и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов).
27. Знакомить педагогов и администрацию ДОО с современными исследованиями в области социальной адаптации воспитанников.
28. Проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности, ребенка.
29. Информировать о факторах, препятствующих развитию личности дошкольников, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
30. Выявлять условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности воспитанников.
31. Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития дошкольников на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.
32. Планировать и реализовывать совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения у детей социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.
33. Разъяснять субъектам образовательного процесса необходимость применения здоровье- сберегающих технологий, оценивать результаты их применения.
34. Разрабатывать рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической адаптации детей и готовности их к новым образовательным условиям (поступление/переход в ДОО, начало обучения), в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации.
35. Разрабатывать рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников, а также воспитанников с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.
36. Проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации.
37. Оказывать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса.
38. Оказывать помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации.
39. Выявлять условия, затрудняющие становление и развитие личности воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.
40. Проводить профилактическую работу с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации.
41. Разрабатывать предложения по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, формированию у детей навыков здорового образа жизни.
42. Консультировать педагогов ДОО по проблемам взаимоотношений с воспитанниками и другим профессиональным вопросам.
43. Консультировать педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, в развитии и социальной адаптации, с учетом особенностей и образовательных потребностей.
44. Консультировать родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях.
45. Формировать совместно с педагогами образовательную среду, удовлетворяющую интересы и потребности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации.
46. Разрабатывать и реализовывать программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии дошкольников.
47. Проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками в соответствии с тем, к какой категории детей с ограниченными возможностями здоровья они относятся.
48. Разрабатывать и проводить профилактические, диагностические, развивающие мероприятия.
49. Разрабатывать и реализовывать программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения дошкольников.
50. Оформлять и вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
III. Права
IV. Ответственность