Глава 2. цель, задачи, методы и организация исследования

Цель и задачи исследования

Цель исследования: теоретически и эспериментально обосновать целесообразность и эффективность применения комплекса физических упражнений, включающего фантомно-импульсную гимнастику и дыхательные упражнения в сочетании с традиционной лечебной физкультурой в работе с лицами, перенесшими ампутацию нижних конечностей в период подготовки к протезированию.

Цель обусловила следующие задачи работы:

·Провести теоретический анализ и обобщение литературных источников, посвященных вопросам физической реабилитации лиц, перенесших ампутацию нижних конечностей;

·Подготовка культи к протезированию лиц, перенесших ампутацию нижних конечностей.

3. Экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса физических упражнений, для лиц перенесших ампутацию нижних конечностей.

4. Практический анализ и разработка комплекса упражнений с использованием фантомно – импульсной гимнастики и дыхательных упражнений в сочетании с традиционной лечебной физкультурой в работе с лицами, перенесшими ампутацию нижних конечностей, в период подготовки к протезированию, для пациентов экспериментальной группы;

Методы исследования

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ научно – методической литературы проводился с целью изучения особенностей физической реабилитации лиц, перенесших ампутацию нижних конечностей. По результатам анализа литературы составлена схема педагогического эксперимента, определены объект, предмет, гипотеза и методы исследования.

2. Педагогическое наблюдение. Данный метод использовался с целью получения сведений о методиках, применяемых инструкторами в работе с лицами перенесших ампутацию нижних конечностей, в период подготовки к протезированию.

Наблюдения велись за применяемыми средствами и методами физической реабилитации, за способами регулирования нагрузки на занятиях, за тем, как пациенты переносят нагрузку, а также за их отношением к занятиям.

3. Опрос, в процессе которого выяснялись диагноз, возраст, наличие сопутствующих заболеваний и осложнений у пациента, причины ампутации, психологическое состояние больного.

4. Анализ медицинских карт. Этот метод помог получить сведения о процессе реабилитации пациентов, их текущем состоянии, о реабилитационных мероприятиях, применяемым в работе с каждым пациентом.

5. Педагогическое тестирование. Применялись следующие тесты:

· Проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе.

Имеет широкое распространение в клинической и спортивной медицине. Проба проводилась следующим образом: после 5-7- минутного отдыха в положении сидя испытуемый производит глубокий вдох и выдох, затем снова делает глубокий вдох (80-90% от максимального) и задерживает дыхание.

Время задержки дыхания отмечается по секундомеру; в норме оно составляет 50 и более сек. По мнению С.М. Иванова (1970), вдох перед выполнением пробы не должен быть максимально возможным, т.к при этом может происходить растяжение окончания блуждающего нерва, что в свою очередь может привести к преждевременному раздражению дыхательного центра.

· Проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе.

Она проводиться следующим образом: после 5-7- минутного отдыха в положении сидя испытуемый производит глубокий (не чрезмерный) выдох и вдох, исследуемый снова выдыхает и задерживает дыхание. Продолжительность задержки дыхания отмечается по секундомеру. В норме время задержки дыхания составляет 20 и более секунд. Следует отметить, что результаты выполнения этих проб зависят от функционального состояния кардиореспираторной системы, возбудимости дыхательного центра, интенсивности тканевого обмена, волевых качеств, а также тренированности организма. У лиц перенесших посттравматические ампутации нижних конечностей, продолжительность выполнения проб с задержкой дыхания, как правило, не выходит за рамки общепринятой нормы.

· Измерение амплитуды движения в тазобедренных суставах гониометром. С помощью этого метода производилась оценка подвижности тазобедренных суставов. Измерялись следующие показатели:

· угол сгибания;

· угол отведения;

· угол приведения.

Во всех случаях снимались показатели правой и левой конечности, в расчет брался средний показатель.

Процедура измерения. Для определения угла приведения и отведения бедра, угломер устанавливают во фронтальной плоскости, при этом одну браншу располагают параллельно линии, соединя­ющей передневерхние ости подвздошных костей, другую по передней поверхности бедра (по оси конечности), а низ угломера - по середине паховой складки. Измерение движений в тазобедренном суставе при сгибании производится таким образом, что шарнир угломера располагается на уровне большого вертела, одна бранша идет вдоль оси бедра, другая — по боковой поверхности туловища.

Если имеется сгибательная контрактура в тазобедренном суставе, остаточный объем движений в нем измеряется только после устранения лордоза, для чего максимально сгибают в тазобедренном суставе сохраненную конечность, Исчезновение лордоза контролируют подкладыванием кисти врача под поясничный отдел позвоночника пациента.

При выпрямленной ноге амплитуда сгибания в тазобедренном суставе в норме составляет прямой угол (90°).

При отведении ноги между продольной осью тела и конечностью образуется острый угол в (40 — 50°).

Приведение исследуют в состоянии отведения противоположного бедра. При полном объеме приведения бедро перекрещивается с другим под острым углом, составляющим (20 — 25)°.

· Определение силы мышечного сокращения.

Для определения силы мышечного сокращения и степени пареза используется шкала Оксворд (Камаева О.В., 2003).

Пациента просят выполнить движение, требующее сокращения определенной мышцы (мышц), зафиксировать позу и удерживать мышцу в положении максимального сокращения, в то время как исследователь старается преодолеть сопротивление испытуемого и растянуть мышцу.

Оценка силы мышечного сокращения - Оценка

Степень мышечного сокращения - (балл)
Нет активных сокращений мышц -
Подергивание при активном сокращении мышцы -
Мышечное сокращение, вызывающее движение конечности при снятии силы гравитации (по полной амплитуде) -  
Мышечное сокращение, производящее движение конечности против силы гравитации -  
Мышечное сокращение, производящее движение конечности против силы гравитации и сопротивления -  
Полное мышечное сокращение, производящее нормальное движение в полном объеме -  

Поскольку после ампутации на уровне голени наиболее ослаблены четырехглавая мышца бедра, в меньшей степени – сгибатели коленного сустава и ягодичные мышечные группы. Поэтому проводилось тестирование именно этих мышечных групп.

4) Анализ медицинских карт дал сведения о характере травмы, текущем состоянии пациентов и проведенных реабилитационных мероприятиях.

5) Педагогический эксперимент, в процессе которого была проведена серия занятий с использованием фантомно –импульсной гимнастики и дыхательных упражнений для испытуемых экспериментальной группы, а также контрольной тестирование в начале и в конце эксперимента.

6) Статистическая обработка данных исследования вычислялись следующие показатели: среднее арифметическое значение Хср показателя Хi и его среднеквадратическое отклонение s, 0 B0:65 уровень достоверности p.

Xср = ;

s = ; где n – количество испытуемых.

Ошибка среднего арифметического m вычислялась по формуле

m =

Для проверки достоверности различий в начале и в конце эксперимента использовался критерий Вилкаксона. Обработка результатов проводилась по компьютерной программе (Шилов О.И., 2003).

Организация эксперимента

Экспериментальное исследование проводилось и включали 3 этапа.

На первом этапе производился анализ научно – методической литературы, который позволил изучить систематизировать теоретические сведения о физической реабилитации и подготовке к протезированию лиц, перенесших ампутацию нижних конечностей. Также анализ научной литературы позволил сформулировать план педагогического эксперимента, сформулировать предмет, объект и гипотезу исследования. На первом этапе также проводились педагогические наблюдения за занятиями с пациентами, перенесшими ампутацию нижних конечностей с целью подготовки их к протезированию.

На втором этапе проводился педагогический эксперимент.

В нем приняли участие 12 пациентов, перенесших ампутацию нижней конечности и готовящихся к протезированию. Они были разделены на 2 группы - экспериментальную и контрольную. Пациенты экспериментальной группы занимались по разработанному комплексу физических упражнений, включающей идеомоторную тренировку, дыхательную гимнастику, упражнения лечебной физической культуры и упражнения гидрокинезотерапии, в то время как пациенты контрольной группы занимались по общепринятой методике. Продолжительность и количество занятий в обеих группах были одинаковыми. Занятия проводились в течение 45 минут 4 раза в неделю на протяжении 4 месяцев. Перед началом серии занятий было проведено начальное тестирование, а после ее окончания – итоговое, результаты первого и второго тестирования были сведены в таблиц, обработаны методами математической статистики и проанализированы.

На третьем этапе проводилось написание работы, формулирование выводов и практических рекомендаций.

Наши рекомендации