Отклонения от нормы в развитии слуха
Новорожденный
◘ способен отличить человеческую речь от других звуков
◘ может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей
◘ реагирует на звуки, издаваемые на расстоянии не более 1,5 м
Реакция на звуковые раздражители:
● слуховое сосредоточение, то есть полное или частичное торможение движений (общих или
сосательных, если в этот момент ребенок ел);
● расширение глаз, моргание;
● вздрагивание всего тела (если малыш услышал резкий и громкий звук).
Ребенок 2-3 месяцев
Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 2-3 м.
Реакция на звуковые раздражители:
● активизация или торможение сосательных движений
● широкое раскрытие глаз
● поворот глаз в сторону хорошо знакомого взрослого.
Ребенок 2 - 6 месяцев
Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 3^1 м. Реакция на звуковые раздражители:
определяет местонахождение (локализацию) источника звука справа и слева от себя, водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает.
отрицательная реакция на резкие звуки: вздрагивает, широко раскрывает глаза, морщится, плачет и кричит.
У недоношенных и физически ослабленных детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии, реакция обнаружения источника звука формируется позже.
Ребенок 6-12 месяцев
Расстояние реакции на звук от 6 до 9 месяцев составляет 4 м, в 12 месяцев -6 м. Определяет местонахождение (локализацию) источника звука сзади, справа и слева от него.
Показа те. hi ионе кипя ребенка первою rn.iii жмши п «iiitci па л» кокон cumuli
От рождения до 5 недель | Расширение глаз, моргание, шевеление во сне или пробуждение, вздрагивание. |
От 6 недель до 4 месяцев | Расширение глаз, моргание, движение глаз к источнику звука, замирание. К 4 месяцам - поворот головы к источнику звука. |
4-7 месяцев | Поворот головы в сторону источника звука, поза прислушивания. |
7-9 месяцев | Локализация звуков, издаваемых сбоку, снизу. |
9-13 месяцев | Локализация звуков во всех направлениях (сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева). |
Проверка слуха
Звуки (речевые и неречевые) характеризуются громкостью и частотой звучания. В зависимости от физической характеристики звуки делятся на:
низкочастотные(грузовик, стук отбойного молотка, в речи - звуки [н], [м]), среднечастотные(рояль, плач младенца, в речи - звуки [п], [г]), высокочастотные(шелест листвы, пение птиц, в речи - звуки [с], [ф], М).
Инструментарий:
три коробочки из-под фотопленки, наполненные на 1/3 манкой, гречкой, горохом. Передают звуки разной громкости - коробочка с манкой - 30-40 дБ, с гречкой - 50-60 дБ, с горохом - 70-80 дБ.
> игрушка-пищалка.
Правила проведения обследования
1. Обследование проводится от тихих звуков к громким. Звуковые сигналы должны идти в
следующей последовательности: манка - гречка - горох.
2. Интервалы между сигналами не менее 30 секунд
3. Ребенок не должен видетьруку или отражение педагога,подающего звуковые сигналы.
4. Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.
5. Во время обследования ребенок должен чувствовать себя комфортно, быть спокойным.
!!! Реакция на звук у недоношенных или физически ослабленных детей может быть запоздалой.
Отклонения от нормы в развитии слуха
Конец 1-го месяца | В ответ на неожиданный и громкий звук отсутствует реакция торможения общих двигательных ] сосательных движений (не вздрагивает, не моргает). |
Конец 2-го месяца | Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 м). |
Конец 3-го месяца | Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки. |
Конец 5-го месяца | Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. |
Конец 6-го месяца | Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения. |
Конец 7-го месяца | Не поворачивается в сторону говорящего человека, не улыбается, когда с ним разговаривают. |
Конец 8-го месяца | Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет. |
Конец 9-го месяца | Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет» или другой словесный запрет. Не играет в «разговор». |
Конец 10-го месяца | Лепет либо отсутствует, либо монотонен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. |
Конец 12-го месяца и старше | Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не понимает простые просьбы и обращения. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не пытается говорить. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке. |
Слух ребенка следует проверять особенно тщательно:
• если родители или ближайшие родственники страдают тугоухостью;
• если мама во время беременности перенесла краснуху, герпес, токсоплазмоз;
• если ребенок перенес гипоксию, внутриутробную инфекцию или родился в результате осложненных родов;
• если ребенок родился недоношенным;
• если ребенок перенес гемолитическую болезнь новорожденных;
• если для лечения ребенка использовались ототоксические (приводящие к снижению слуха) антибиотики - гентомицин, каномицин.
Anкета-вопросник для родителей
Наблюдаемая реакция | Возраст | Да | Нет |
Вздрагивает ли ребенок в ответ на громкие звуки? | 2-3 недели | ||
Замирает ли ребенок, услышав голос? | 2-3 недели | ||
Поворачивается ли ребенок на звук, издаваемый позади него? | 1 месяц | ||
Поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки? | 4 месяца | ||
Оживляется ли ребенок, услышав голос матери? | 1-3 месяца | ||
Реагирует ли ребенок криком или широким открыванием глаз на резкие | 1,5-6 месяцев |
f/