О поляризации и концентрации внимания

Слайд

Объект исследования: педагогическая система М.Монтессори в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: формы организации образовательной деятельности ребенка по системе М.Монтессори.

Гипотеза: Формы организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори соответствуют современным требованиям к структуре и условиям реализации образовательной программы дошкольного образования и способствуют формированию у ребенка предпосылок к учебной деятельности.

5слайд предпосылки учебной деятельности по Фаусек.

• Раннее выявление интересов и склонностей детей;

• формирование свободной кооперации, взаимодействия без соперничества, культуры автономии;

• возникновение элементов самоконтроля;

• адекватная самооценка, возникновение положительной мотивации к работе и к самостоятельности вообще;

• формирование общеучебных способов действий (классификация, сериация, сравнение)

• сформировавшаяся «концентрация» и «поляризация» внимания сопровождается формированием «рабочей установки», что приводит к «нормализации» поведения и облегчает адаптацию ребенка к обучению в начальной школе.

6слайд задачи

Задачи исследования:

  1. Теоретически раскрыть понятия и основные положения системы педагогики Монтессори на современном этапе развития образования в России.
  2. Провести сравнительный анализ форм организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ и форм организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори
  3. Доказать методом активного наблюдения влияние форм организации образовательной деятельности ребенка по системе Монтессори на формирование таких предпосылок учебной деятельности как «концентрация внимания» и «нормализация» поведения ребенка.
  4. Сформулировать методические рекомендации по использованию различных форм организации образовательной деятельности ребенка.

7слайд Для решения первой задачи нами были раскрыты теоретические основы

Проанализированы работы ученых по данной теме таких как Фаусек и Монтессори , К.Е. Сумнительный Л.Ю.Климанова, Афанасьева Т.И., Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. итд

Рассмотрена система Монтессори и ФГТ

8слайд 2 задача:
Провести сравнительный анализ форм организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГТ и форм организации образовательной деятельности по системе М. Монтессори

Дано определение и сравнительный анализ

Организационная форма учебной деятельности – это внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме.

9-11слайд представлены типывые схемы организации образовательного процесса по фгт№1 и №2 монтессори с ссылкой на сад Натальи Борисовны Петровой

Слайд 3 задача: Доказать методом активного наблюдения влияние форм организации образовательной деятельности ребенка по системе Монтессори на формирование таких предпосылок учебной деятельности как «концентрация внимания» и «нормализация» поведения ребенка.

13слайд Даны следующие понятия

Понятие «Концентрация и поляризация внимания» (раз в предпосылках учебной деятельности мы показываем «Поляризацию», значит нужно дать её определение. Понятие «Нормализация поведения»

О поляризации и концентрации внимания

В книге "Дом ребенка. Метод научной педагогики" Мария Монтессори рассказала историю, которая послужила для нее открытием одной особенности детского поведения.

Как-то во время свободной работы детей в одном из домов ребенка Рима она обратила внимание на маленькую девочку, которая на коврике занималась с блоками цилиндров. Девочка сначала вынимала цилиндры из углублений блока, а потом вставляла их назад в соответствующие лунки. Малышка была абсолютно поглощена работой. Выражение ее личика, напряженные губки и носик, сдвинутые бровки являли абсолютную концентрацию внимания к предмету деятельности. Наставница подошла к девочке, обхватила ее руками и вместе с ковриком и блоком цилиндров стала тихонько передвигать в сторону. Но и тогда девочка не отвлеклась от своей работы.

Подобное сосредоточение маленького ребенка на своей деятельности может наблюдать любой взрослый. "О чем это он так усиленно думает?" - с улыбкой удивляемся мы, глядя на трехмесячного сыночка, разглядывающего свои пальчики. М. Монтессори называла явление детского сосредоточения концентрацией внимания, а постоянный почти "маниакальный" интерес к одной и той же деятельности или теме размышлений - поляризацией внимания. Метод ее работы с детьми во многом основывался на этих уникальных свойствах детской психики.

Разумеется, взрослые тоже могут концентрировать внимание на каком-то отдельном предмете или деятельности. Но они делают это почти всегда сознательно, под влиянием острой необходимости. Скажем, если не сосредоточишься на какой-то одной теме и не будешь обдумывать ее часами, не сможешь написать хорошую статью в газету. Или: если отвлечешься от приготовления каши, она обязательно сгорит.

У детей внимание концентрируется спонтанно и абсолютно на любой деятельности. Так же спонтанно они находят предмет своего внимания. Например, малыш только и делает, что берет в руки ножницы и режет полоски бумаги, или готов с утра до вечера забираться на табуретку и мыть в раковине посуду. Его внимание то и дело поляризуется на чем-то одном.

Если взрослый концентрирует внимание на некой деятельности ради наиболее быстрого и точного достижения поставленной цели, то ребенок сосредотачивается или поляризует свое внимание не на достижении цели, а именно на процессе деятельности.

Это удивительное природное явление может послужить идеей построения дидактического метода работы с детьми, так как понятно, что при глубокой сосредоточенности обучение проходит и быстрее, и лучше, и с большим удовольствием.

Источник: Елена Хилтунен "Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори".

Необходимые условия нормализации:

• Совпадение целей всех участников образовательного и воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей.

• Специально подготовленная среда, которая соответствует возрасту и возможностям детей группы.

• Четкие правила жизни в группе, которые не только задекларированы и существуют на бумаге, а выполняются всеми, кто находится в группе: педагогами и детьми. А если это группа от 0 до 3 лет, то правила обязательно выполняют и родители.

• Родители, прислушивающиеся к рекомендациям педагогов. Желающие перестроить свои отношения с ребенком в семье так, чтобы они принципиально не отличались от отношений в группе. В результате им хочется получить ребенка – личность, а не ребенка – склад определенных знаний и навыков.

Наши рекомендации