Орнаментальный элемент игры
(С.А. Шмаков «Игры учащихся - феномен культуры», С.92-94)
Возможно, это название не совсем точно. Орнамент (от лат-ornamentum) — украшение. Мы понимаем под орнаментальным элементом игры сопутствующие ей важные приметы — сущностные и технологические. Это язык игры (понятийность, речевой словарь); музыка, танцы, ритмика, если они входят в контекст игры; игровые жесты; фольклорные "говорилки", считалки, жеребьевки, дразнилки, речевки, подковырки и т.п. Мы бы отнесли к данному элементу также игровые аксессуары (костюмы, бутафорию, атрибуты).
Игровая орнаменталика — обязательный, но не конституирующий признак игры, это, скорее, часть символизма игры. В некоторых исследованиях (Гетцер, Котетишвили,. Пиаже) вопрос о символизации рассматривается лишь в отношении замещения предмета на предмет. Но существуют и иные замещения. Есть игры, которым необходим хоровод ("разрывные цепи"), игры, проведение которых связано с хороводным движением и исполнением песен ("ручеек", "каравай"). Большинство ролевых игр дошкольников и учащихся младших классов также проводится под музыку и требует игрушек, особенно кукол. Одна и та же вещь заменяется другими сходными предметами, символизирующими реальные вещи.
Переходя от игр, содержанием которых было воспроизведение предметных действий, к играм, воспроизводящим отношения, дети включают в них активно игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счет и т.п.). Исследования А.Р.Лурия и Ф.Я.Юдович6 свидетельствуют, что речь детей в игре активно входит в ее орнаменталику. Хореография, подтанцовки, миманс, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную игру, придавая ей эм циональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что и порождает ощущения удовольствия и счастья от игры….
Орнаментальные компоненты игры — это ее фрагменты. Они способствуют созданию игровой ситуации, эстетики и символики игры, они есть часть общей природы и структуры детской игры, ее импровизированного характера.
ИГРА И ЕЁ РЕКВИЗИТ
(Н.Н. Шуть «Секреты эффективных игр для развития ребенка» С.28-32.)
По латыни requisitium означает необходимое, нужное. В театре реквизитом считаются все привлекаемые предметы обустройства сцены за исключением костюмов и декораций. Его главным заданием выступает смысловое наполнение пространства, усиление правдоподобия изображаемых событий, образов, действующих лиц. Благодаря этому реквизит можно назвать «действующими вещами».
Аналогичные задания и у реквизита, включаемого в пространство игры. Плюс ещё одно специфическое: его используют функционально в связи с конкретным сюжетом или алгоритмом. Реквизитом «зарабатывают» победу, ведь он является инструментом игры.
Реквизит в руках организатора и игроков может быть активным материалом. Им пользуются или манипулируют. В первом случае реквизит призван содействовать раскрытию и дополнению смыслового содержания (например: игромастер в роли Мери Поппинс играет зонтиком; Шапокляк — сумочкой с крысой; спортсмен — мячами и сетками и т.д.) Во втором случае — сосредотачиваться или переключать внимание, влиять, навеивать, заинтересовывать. Анализируя действия игрока, говорят про его ловкость, умение адаптировать предмет, «приучить» его к себе.
Настоящий игромастер обязательно должен научиться владеть привлекаемым к игре реквизитом! Вызывайте восхищение у потенциальных игроков лёгкостью обхождения с предметами реквизита. Идеал: жонглёры в цирке.
Благодаря тому, что предметы реквизита могут иметь чрезвычайно большое эмоциональное влияние на участников игры, иногда говорят про то, что они становятся потенциальными персонажами игрового спектакля.
К игровому реквизиту есть несколько требований. Среди них:
· уместность (советуем не засорять игру массой реквизита, чтобы не «набить оскомину»; используйте лишь наиболее нужный и эффективный);
· соответствие возрастным и психологическим особенностям участников игры (при разновозрастной аудитории — большей части её);
· экологическая чистота и безопасность (реквизит не должен вредить здоровью или быть травмоопасным);
· эстетичность, привлекательность, яркость (влияние на зрение, слух, осязание, обаняние с целью привлечь к утончённому, красивому);
· достаточный размер и объём (доступность для наблюдения всем присутствующим);
· многофункциональность (нерентабельно делать реквизит лишь для одной игры, ищите вариации способов и путей его использования);
· удобство, транспортабельность, действенность.
Игровой реквизит может выполнять несколько функций:
· функциональную (для чего он? как его включают в игру? как это делать лучше и удобнее? как ещё его можно использовать? как им можно пользоваться в переносном значении?..);
· символически-содержательную (что это? что это означает? на что похоже? кому может принадлежать? чего я с ним «добьюсь»?..);
· мотивационную (возбуждает внутренний интерес к игре, становится сознательной потребностью и желанием);
· стимулирующую (как реквизит влияет на систему восприятия, познавательную и социальную активность).
Мир игрового реквизита безграничен. Реквизитом может служить практически любая вещь, созданная человеком.
Предметы спортивного мира. Мячики и мячи, разные виды ракеток, скакалки, обручи, биты, булавы, летающие диски, эспандеры, шахматы, шашки, кубки, медали, сетки волейбольные, санки, клюшки, шайбы, лыжи, ходули, воздушные змеи, бумеранги, шлемы, массажёры, канаты, качели и т.д.
Предметы быта. Спички и спичечные коробки, бумажные и полиэтиленовые пакеты, сумки, стулья, столики, столовые приборы, одноразовая посуда, колпачки от шампуня, лаков, подставки под горячее, деревянные ложки, кухонные доски, возки, прищепки, кухонные губки, мочалки, веники, мётлы, швабры, салфетки, вёдра, кашпо для цветов и т.д.
Канцелярские приспособления. Блокноты, конверты, листы бумаги разных цветов, рулоны ватмана, пластилин, цветные мелки и краски, фломастеры и их использованные футляры, маркеры, карандаши, ручки, резинки, скрепки, гуашь, скотч, степлеры, кнопки, тетради, папки для бумаг, визитки, планшеты, файлы, календари настольные и настенные, рекламные проспекты и т.д.
Предметы одежды. Платки носовые, шарфики, пуговицы, нитки, застёжки, мотки и бухты пряжи, бейсболки, гетры, резинки для волос, заколки, полотенца, вещи из бабушкиного сундука, береты, разновидности ремней, украшения, сапоги, шапочки для купания, свитера, плащи, футболки, галстуки и т.д.
Другие предметы, сопровождающие нашу жизнь. Шнуры, канаты, книги, футляры для очков и сами очки, ключи, свечи, звонки, картины, фонарики, коробочки из-под киндер-сюрпризов, бутылки, шкатулки, железнодорожные билеты, настольные лампы, коробки от компьютерных дисков, портмоне, кошельки, аквариумы, мыльницы, соломинки, сумки, рюкзаки, и т.д.
Природный материал. Песок, камешки, жёлуди, орехи, каштаны, цветочки, перья, шишки, палочки, иголки, вода.
Предметы из мира досуга. Кассеты, диски, дискеты, клавиатуры, коробки от дисков, микрофон, газеты, журналы, карнавальные маски, игрушки, игральные кубики, фишки, карты, настольные игры, надувные шары, музыкальные инструменты, флажки, календарики, кольцеброс, фантики, кегли, элементы кукольного, теневого, пальчикового, настольного театра, кубики, мозаики, качалки, резиновые игрушки, домино, серпантин, матрацы и резиновые круги, детские обручи, флюгеры, бумеранги и т.д.
Школьные предметы. Ранцы, портфели, пеналы, транспортиры, линейки, большие циркули, доски, энциклопедии, альбомы и атласы, магнитные доски, резиновые штампы, детали конструкторов, головоломки, закладки.
Профессиональные приспособления. Медицинские жгуты, носилки, молоток, игрушечные инструменты, грабли, садовые носилки, тёрки, ножницы, лейки, соковыжималка, шпатели, малярные кисти и т.д.
Съедобные предметы. Конфеты, печенье, чипсы, бублики, маленькие шоколадки, жевачки, бананы, яблоки, апельсины, маленькие пакеты с соком, сухие спагетти и т.д. Обратим внимание, что съедобные предметы нужно использовать в игре крайне ограниченно и осторожно. Употребление еды по ходу игры почти запрещено этикой игры.