Методики изучения состава слова и словообразования

Содержание раздела "Словообразование". Морфемный анализ (разбор слов по составу) и словообразовательный анализ как способы изучения системы русского формо- и словообразования. Значение разбора по составу и словообразовательного анализа для усвоения грамматики и для формирования орфографических навыков.

Методика грамматики

Познавательное и практическое значение грамматики русского языка. Ее место в школьном курсе русского языка.

Роль грамматики в развитии логического мышления и формировании речевых, орфографических и пунктуационных навыков учащихся.

Важнейшие этапы в развитии методики грамматики (деятельность Ф.И.Буслаева, К.Д.Ушинского, И.И.Срезневского, А.Д.Алферова, А.М.Пешковского).

Теоретические и практические направления в изучении грамматики в школе. Борьба с так называемым грамматизмом в преподавании русского языка, с одной стороны, и нигилистическим отношением к ней, с другой.

Школьный курс грамматики как система. Содержание занятий по грамматике.

Грамматические понятия и термины, включаемые в современные программы и учебники; их характеристика. Работа над определениями грамматических понятий. Их доступность и посильность для усвоения.

Принципы отбора грамматических понятий и правил для школьного курса грамматики. Проблема отбора материала для упражнений по грамматике.\

Методические ошибки учителя, допускаемые им в работе над грамматическими определениями и правилами.

Затруднения учащихся, возникающие при усвоении ими грамматического материала. Основные виды учебной работы по грамматике.

Грамматический разбор и его роль на уроках грамматики. Теоретические основы методики грамматического разбора. Его система и виды. Вопрос о "вопросах" при изучении грамматики (роль грамматических и логических вопросов). "Сочинение" на грамматическую тему, сочинение по картине с грамматическим заданием и т.д.

Языковой разбор в его разных модификациях как метод обучения языку. Грамматический разбор и лингвистический комментарий текстов художественных произведений.

Методика морфологии

Морфология как раздел грамматики.

Усвоение учащимися основных морфологических понятий. Способы различения частей речи и их форм. Обобщение при изучении морфологических категорий: одновременное, знакомство с тремя склонениями существительных, сопоставительное изучение падежных окончаний, например, дательного и предложного, винительного и родительного падежей существительных склонений и т.д.

Методы и приемы изучения частей речи. Различия в методике изучения знаменательных и служебных частей речи.

Связь морфологии с синтаксисом. Изучение морфологии на синтаксической основе. Перспективность в изучении грамматики.

Методика синтаксиса

Методическая характеристика синтаксиса как раздела грамматик. Использование сведений по морфологии при изучении синтаксиса.

Словосочетание и его структура в отношении к учению о предложении и второстепенных членах предложения как проблема методическая.

Способы усвоения учащимися связей слов.

Система изучения простого и сложного предложений и их структурных компонентов.

Интонация как грамматический признак и речевой компонент.

Изучение сложного синтаксического целого как методическая проблема.

Синтаксический разбор.

Конструирование и моделирование в работе по синтаксису.

Грамматическая синонимика (умение различать стилистические особенности параллельных конструкций и устанавливать своеобразие каждой из них).

Методика орфографии

Особенности русской орфографии. Русская графика и правописание, звуковая форма языка и правописание. Орфография.

Проблема орфографического минимума для средней школы. Понятие грамотности (кого считать грамотным?), критерии грамотности.

Природа орфографического навыка и психологические основы его усвоения.

Соотношение элементов сознательного и механического в усвоении орфографического навыка.

Грамматика и орфография в их взаимоотношениях. Обучение орфографии на морфологической и на фонемной основах. Методика изучения орфографических правил. Различная степень трудности орфографических правил и различных по своему характеру орфограмм для усвоения их учащимися.

Основные приемы обучения орфографии. Списывание и диктант. Обучающие диктанты. Орфографические разбор. Система упражнений по орфографии.

Обучение орфографии в связи с развитием речи.

Система работы над орфографическими ошибками. Типы ошибок, их учет и классификация. Вопрос о предупреждении ошибок. Значение и способы проверки тетрадей и исправления ошибок.

Методика пунктуации

Обусловленность методики обучения пунктуации особенностями русской пунктуации. Пунктуация и синтаксис. Пунктуация и интонация. Пунктуация и выразительное чтение.

Разработка вопросов обучения пунктуации в советской методике (А.М.Пешковский, С.И.Абакумов, А.Б.Шапиро, Г.П.Фирсов, А.В.Дудников, А.Ф.Ломизов, Г.И.Блинов и др.)

Функциональная классификация знаков препинания и типы пунктуационных правил.

Природа пунктуационных навыков и психологические особенности их формирования.

Типы пунктуационных ошибок и их классификация. Причины пунктуационных ошибок разного типа. Система работы над пунктуационными ошибками.

Методика изучения отдельного пунктуационного правила в его отношении к общей системе обучения знакам препинания.

Методика изучения правил постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Пунктуация целого текста.

Виды упражнений по пунктуации и их соотнесенность с изучением отдельных вопросов синтаксиса.

Развитие речи учащихся в связи с изучением пунктуации.

Методика развития речи

Понятие "развитие речи" в методике русского языка. Разделы работы по развитию речи, их взаимосвязь. Задачи работы по развитию речи в школе. Взгляды виднейших русских методистов на значение и задачи работы по развитию речи в школе.

Основные принципы работы по развитию речи учащихся: связь работы по развитию речи с развитием мышления, наблюдательности, эмоциональной культуры учащихся; связь этой работы с изучением грамматики, правописания, с уроками чтения и литературы.

Создание благоприятной речевой среды и согласованность в требованиях к речи учащихся как условие успешной работы по развитию речи.

Словарная работа

Значение и задачи словарной работы в школе.

Методическая типология лексики: типы слов с точки зрения их употребительности, необходимости для речевой практики, типы слов по трудности их усвоения учащимися. Активный и пассивный запас слов.

Методы изучения словарного запаса учащихся. Качественная и количественная характеристики словаря учащихся.

Проблема словарного минимума. Пути обогащения словаря учащихся.

Воспитание внимания учащихся к значению и употреблению слов, в частности, незнакомых слов. Способы объяснения значений слова. Усвоение лексической сочетаемости слов. Типология словарных упражнений. Тематические словари школьников.

Стилистика

Понятие о стилистике. Стилистика как необходимое звено работы по развитию речи, дающее возможность совершенствовать обучение родному языку как средству общения.

Место стилистики в школьном курсе русского языка.

Система работы по формированию понятия функционального стиля.

Система работы по формированию понятия функционального стиля. Последовательность в ознакомлении с функциональными стилями.

Методы и приемы работы по стилистике.

Виды упражнений, их типология, последовательность проведения.

Воспитательное воздействие на учащихся занятий по стилистике: развитие чувства языка, выработка умения соотносить выбор языкового со сферой и задачей общения, повышение речевой культуры учащихся и, как следствие, общей культуры их поведения.

Наши рекомендации