О резонирующем певческом дыхании

Дыхание должно гудеть в тебе, как гу

дит пламя в камине при хорошей тяге,

тогда оно будет свободным, проходящим

и резонирующим

Дж. Барра

Взаимодействие резонаторной и дыхательной систем я бы на-

звал сверхважнейшей певческой проблемой, трактуемой

часто, к сожалению, недостаточно ясно, а то и совершенно невер-

но. Дыхательный певческий аппарат традиционно считается пнев-

матической системой, служащей для обеспечения необходимого

подсвязочного давления, т.е. рассматривается как некая обособ-

ленная от резонанса певческая функция, нужная для обеспечения

колебаний голосовых связок. Отсюда требование «эластичного

выдоха», «не напирать» дыханием на связки и т.д. Все это верно,

но далеко недостаточно для определения сущности певческого

дыхания, ибо можно соблюдать эти «пневматические» требования

и не добиться нужного эффекта.

В чем же дело? Ответ дает опять-таки практика мастеров вокаль-

ного искусства, которые практически в один голос говорят не просто

об экономном эластичном выдохе, но прежде всего об озвучен-

ном дыхании, о превращении выдыхаемой струи в резони-

рующий столб воздуха. Предоставим слово Н. Гяурову:

Н. Гяуров: «Когда говорят, что дыхание - это самое главное в пе-

нии, то это верно, если его не отрывать от звука. Дыхание тренируется

со звуком. Надо, чтобы певец умел выдыхать правильно вместе со

звуком на пении. Потому что взятие дыхания - это одно дело, а его

постепенное использование на звуке, в виде звуковой волны-

это уже другой, более сложный процесс, чем набор дыхания».

Итак, дыхание не в виде потока воздуха, а дыхание «в виде

з в у к о в о й волны », о зву ченное д ы х а н и е - в о т что г л а в-

ное! Об этом же говорят и другие мастера пения, например Т. Даль

Монте, а также наши отечественные опытные вокалисты, напри-

мер Е.В. Образцова (см. эпиграф), М.М. Мирзоева и другие:

Т. Даль Монте: «Только в соединении дыхания с голосом кроется

секрет правильного пения».

М. Мирзоева: «Пойте с дыханием, чтобы в вашем представле-

нии звук был как бы «продутым» (т.е. как будто вы выдыхаете не воз-

дух, а звук. - В.М.)... Воздух [выдыхаемый] должен превращаться в

звук, а не быть оторванным от него... Почувствуйте дыхание во время

пения "озвученным"» (цит. по: Яковлева, 1984).

186_____________________ В.П. Морозов____________________

А вот мнение, точнее неукоснительное требование, маэстро Барра:

Док. Барра: «Нас интересует только то дыхание, которое хорошо

превращается в звук... Не надо делать звук, надо чтобы он шел вместе

с дыханием».

Наконец, образ, весьма удачная метафора Барра: «Дыхание должно

гудеть в тебе, как гудит пламя в камине при хорошей тяге, тогда оно

будет свободным, проходящим и резонирующим». Удивительно точ-

ное и ясное определение резонирующего певческого дыхания!

Эти и другие подобные высказывания свидетельствуют, что мас-

тера пения стремятся превратить дыхательный тракт в

резонатор. При этом они не ограничивают его только нижней

грудной частью, а добиваются обязательного соединения груд-

ного резонатора с верхними головными резонаторами.

Док. Барра: «Врезультате правильной организации дыхания, -

считал Барра, - голос должен свободно подниматься в голову».

А. Ардер: «Максимальное использование головного резонатора

находится в связи и в зависимости от максимального использования

грудного резонатора. При слиянии головного и грудного резонаторов

надо особенно почувствовать, чтобы спинная часть легких резониро-

вала до ощущения полноты и округлости (рондо)».

Е. Образцова: «Нижний резонатор никогда не может быть использо-

ван без верхнего резонатора- головного!.. Должна быть связь: дыхание и

резонаторы. Здесь весь секрет!».

Таким образом, мастера вокального искусства не отрывают

дыхание от звука и от резонанса. Певческое дыхание в

их представлении - это озвученное дыхание, резони-

рующий поток звуковых волн, захватывающий все дыха-

тельные пути - верхние и нижние - и объединяющий их в

единый резонатор.

Наши рекомендации