Что важного показала предшествующая практика реализации программы?
Она позволила выделить сильные стороны программы, определенные педагогами, работающими по ней:
«Успех» — современная и инновационная программа дошкольного образования;
программа полностью соответствует ФГОС ДО и реализует все его принципы;
«Успех» позволяет реализовать индивидуальный подход к детям в массовой группе детского сада;
в соответствии со стандартом дошкольного образования «Успех» реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду путем организации разнообразной и интересной совместной деятельности педагога и детей;
программа охватывает не только дошкольный, но и ранний и младенческий возраст;
«Успех» позволяет педагогу реализовать его творческий потенциал.
Оксана Алексеевна Скоролупова
Краткий обзор других комплексных образовательных программ, соответствующих требованиям ФГОС ДО
• РАЗВИТИЕ
образовательная программа дошкольного образования
• ОБНОВЛЕНИЕ
И САМООБРАЗОВАНИЕ
образовательная программа дошкольного
образования
(методика Е.Е. Шулешко)
• золотой ключик
образовательная программа дошкольного образования
• БЕРЕЗКА
образовательная программа дошкольного образования
В этом разделе коротко представлено несколько комплексных программ дошкольного образования, чей многолетний опыт воплощения (в том числе в Московской области) показал их высокую эффективность для реализации тех целей и ценностей, на которые обращает главное внимание ФГОСДО.
Эти программы не самые массовые и, вероятно, по разным причинам не успеют оказаться в «первой волне» тех, которые официально утвердят в качестве примерных. Все они требуют серьезной переподготовки педагогов, а иногда и лучшего кадрового обеспечения, чем это принято в массовых детских садах. Однако их опыт показывает, что требования ФГОСДО естественны и достижимы, при этом пути достижения достойных результатов педагогической работы могут быть весьма различны.
Этой публикацией мы хотим подчеркнуть как особую ценность дошкольных коллективов, работающих по таким программам, для развития региональной системы образования, так и то, что успешный опыт подобных педагогических практик в той или иной мере, по тому или иному поводу может оказаться важным для любого детского сада.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»
Создатели программы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.
Основой программы «Развитие» стали исследования выдающихся отечественных ученых Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко о развитии умственных и художественных способностей детей. Акцент на развитии способностей детей и является наиболее яркой особенностью этой программы. Ее авторы сосредоточили внимание не на конкретных знаниях и умениях, сообщаемых детям, а на способах овладения этим материалом, на организации деятельности по его усвоению. При отборе программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач могут быть освоены детьми и на каком содержании эти средства осваиваются наиболее эффективно.
Другое (более общепринятое для отечественных программ) теоретическое основание «Развития» — концепция А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Основной путь развития ребенка — не ускорение, а амплификация, то есть обогащение его развития, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности. А жизнь ребенка может быть полноценной при условии, что он чувствует себя не опекаемым, а «созидателем», который открывает для себя что-то новое, приобщаясь к миру взрослых.
Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 8—10 детей. В то время как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Если занятия проводятся в групповой комнате, то часть детей может находиться в спальне, в теплое время года — на участке. Организация работы по подгруппам на многих занятиях позволяет уделять необходимое время каждому ребенку, учитывать его возможности.
С точки зрения авторов программы, основной задачей развития умственных способностей (начиная со средней группы) служит развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов. Наряду с этим большое внимание уделяют развитию эмоциональной отзывчивости на средства художественной литературы, театра, живописи, скульптуры, музыки.
На одних занятиях взрослый вместе с детьми находит решения поставленной задачи; на других — помогает в организации совместной деятельности детей (распределение материала, удерживание различных ролевых позиций и т. п.). Большинство занятий, особенно в младшей и средней группах, проводятся в достаточно свободной форме: дети могут ходить по группе, работать стоя или сидя за столиками, за мольбертами, сидя на ковре и т. п. Среди характерных форм работы с детьми — использование развивающих игр и организация опытов и экспериментов. Помимо традиционных разделов программа «Развитие» включает в себя такие, как «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра».
ПРОГРАММА «ОБНОВЛЕНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ» (МЕТОДИКА Е.Е.ШУЛЕШКО)
Создатели программы: Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаева, Е.Г. Самсонова, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др.
Методика освоения чтения и письма, разработанная Е.Е. Шулешко, была принята к началу 1980-х годов руководителем НИИ дошкольного воспитания академиком А.В. Запорожцем как оптимальная для дошкольников. От имени главного «дошкольного» научного учреждения СССР Евгений Евгеньевич Шулешко и начал в 1980-е годы распространение своей системы в различных регионах России и республиках СССР — не особенно афишируя степень тех революционных преобразований, которые его подходы приносили в жизнь детских садов.
«Во всех видах деятельности идти от возможностей детей. Открыть широкий путь игре. Не навязывать детям свои представления на занятиях, а создавать условия для высказывания детьми своих представлений». Такова здесь первоначальная «памятка для взрослых». Детям интереснее не узнать, а догадаться; не получить формальный ответ — а использовать свой вопрос как повод создания интересной ситуации общения. Задача взрослого — не упразднять таинственность явлений ответом, а приоткрывать их, чтобы представлять все более многогранными. Основной путь к освоению детьми умений и знаний воспитатели пролагают не через объяснения — а через полуобъяснения, загадки, намеки, образы.
«Возрождение детства начинается с ожидания возможного», — пояснял Е.Е. Шулешко эту связь принципов. «У нас нет целей относительно детей; у нас есть ожидания» — так отвечают сторонники этой программы на настойчивые вопросы о целях своей деятельности.
Мы привыкли, что в школах и садах нужно что-то формировать, чему-то учить, в лучшем случае — нечто развивать. Здесь же на первое место ставится задача сохранить и сберечь то самобытное и непосредственное, что возникло в детстве.
И еще одно утверждение резко выделяет «шу-лешкинскую» педагогику.
Это тезис о том, что личные возможности отдельного пяти-шести-семилетнего ребенка несоизмеримо малы по сравнению с его возможностями как участника детского содружества ровесников. Именно общая атмосфера, характер жизни и деятельности детского содружества не позволят ни одному ребенку остаться неудачником, неумелым, агрессивным, «неуспевающим».
«Обновление и самообразование» — самое распространенное из названий программы, созданной Евгением Шулешко, его соратниками и последователями. Другое распространенное ее название — «Социоигровая педагогика».. Сущность социоигрового стиля ведения занятий выдающиеся театральные педагоги А.П. Ершова и В.М. Букатов определяют такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки. Следуя этим советам, мы организуем занятия как игру-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин "социоигровая") и одновременно в каждой из них».
Методика Шулешко представлена не последовательной цепочкой рекомендаций, а вариантами возможных действий — как трамплином для личных импровизаций воспитателя. Предлагаемая последовательность введения разнообразных приемов обучения не мешает педагогу каждое свое занятие проводить, опираясь на ситуативные интересы детей.
Один из самых знаменитых «шулешкинских садов», много лет игравший роль неформального методического центра, расположен в Подмосковье — это детский сад «Ладушка» в городе Лыткарино.
ПРОГРАММА «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Создатели программы: Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Е.Л. Бережковская и др.
Среди множества психолого-педагогических начинаний, заявляющих о приверженности идеям Л.С. Выготского, программа «Золотой ключик» уникальна. Ведь один из ее авторов, директор Института психологии РГГУ Елена Евгеньевна Кравцова — внучка великого ученого. Для авторов этой программы претворение в практику размышлений Выготского о событийности человеческой жизни, о детских возможностях, о возрастных периодах и переходах, о характере взаимоотношений детей и взрослых имеет значение не только научное, но и личное, семейное.
Все образовательные проблемы рассматриваются здесь через задачи переустройства совместной жизни детей и взрослых, задачи изменения «социальной ситуации развития».
«Золотой ключик» противоречит многим организационным канонам. Изначально эта программа создавалась для комплексов «детский сад — начальная школа» (получающих статус «семейно-общественного детского центра»), где вместе живут и учатся дети от двух-трех до десяти лет. В любом случае предполагается, что дети объединены в разновозрастные группы от пятнадцати до двадцати пяти человек, и каждая группа детского центра построена по образу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастных ступеней. Сама жизнь строится по семейному принципу: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами большой общественной семьи, оказывающейся продолжением и расширением собственной семьи ребенка.
Перечислим еще несколько характерных принципов «Золотого ключика».
Разнообразие форм работы. Поскольку в детском центре дети живут и учатся в разновозрастных группах, то невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми. Большое значение имеет работа воспитателей с микрогруппами детей и специальная организация индивидуальной деятельности ребенка.
Знания через разновозрастное общение. Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в многообразных играх и теа-трализациях, в запланированных и неожиданных событиях.
Система событий. Основу всей жизнедеятельности организации и педагогического процесса задает специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми. Она позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций. «Событие» — ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы. (Например, им предлагается игра — путешествие в Северную Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть его сокровища, или познакомиться с индейцами. Чтобы игра прошла успешно, к ней надо подготовиться. Перед детьми ставятся задачи: научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и рисовать карты, прочитать книги об индейцах, научиться считать узелки и т. п.) Такое построение обучения требует отказа от предметного разделения учебного содержания.
На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные.
Полноценное развитие личности признается здесь необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот. В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы (и младший школьный возраст во многом продолжает эту линию). Такой подход предполагает разумное и гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанность учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей. При этом для старших ребят (начиная с шестилетнего возраста) организуется специальное обучение на занятиях, правда, небольшой продолжительности относительно других форм получения образования
Парная педагогика. С каждой группой в течение всего дня работают два воспитателя-педагога, прошедшие специальную подготовку для работы по описываемой программе. Это предусматривает расширенное штатное расписание. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность в их работе.
Сейчас по программе «Золотой ключик» работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России. Один из самых известных среди этих центров находится в подмосковной Балашихе (начальная школа — детский сад № 4).
ПРОГРАММА «БЕРЕЗКА»
Создатели программы на основе валь-дорфской педагогики: С.А. Трубицына, В.К. Загвоздкин, О.Ю. Вылегжанина, Т.В. Фишер, К.И. Бабич
Программа «Березка» — адаптированный к российским условиям вариант реализации вальдорфской педагогической системы. Программа опирается на почти вековой опыт воплощения этой системы во многих странах мира и на более чем двадцатилетний опыт российских вальдорфских педагогов. Идеи этой педагогики уже не новость в России (немало вальдорфских групп работает и в Московской области). В этом обзоре мы лишь лаконично представим ответы одного из авторов «Березки» на несколько ключевых вопросов.
Можно ли лаконично сформулировать, что для программы «Березка» является стержневым, наиболее принципиальным?
Вальдорфская педагогика исходит из того, что движущие силы развития находятся как в самом ребенке, так и в окружающей его социальной и предметной среде. Поэтому для здорового развития детей самое главное, по мнению авторов программы, — это душевная атмосфера и внутренний настрой, которые создают окружающие взрослые. Основатель вальдорфской педагогики Р. Штайнер писал: «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка». Поэтому создание и поддержание ненапряженной, творческой и деятельной атмосферы, в которой хорошо себя чувствуют и дети, и взрослые, является стержневым и наиболее принципиальным для реализации программы. В вальдорфской педагогике для характеристики атмосферы в группе используются такие метафоры, как «домашняя обстановка», «дружная семья». Это говорит о том, что в детском саду все окружение должно быть проникнуто человеческим теплом и уютом. Такая атмосфера не может быть формально созданной, но требует осознанного подхода и значительных усилий от воспитателей.
Каким с точки зрения программы предполагается взаимодействие родителей с детским садом?
В ходе длительного опыта в вальдорфской педагогике сложились и закрепились различные формы сотрудничества с семьями детей, которые представлены в программе. Это беседа при приеме, включение родителей в сообщество детского сада, регулярные родительские собрания, индивидуальные консультации, разнообразная совместная деятельность, участие родителей в различных проектах, образовательных событиях, праздниках, в попечительском совете, индивидуальная помощь родителей детскому саду. Именно совместная деятельность родителей и педагогов создает в детском саду атмосферу доверия и сотрудничества.
На что обратил бы внимание воспитатель, если провел бы один день в типичной дошкольной группе, работающей по программе «Березка»?
Он бы заметил, что многое в работе вальдорфской группы сильно отличается от привычного: начиная с интерьера, игрушек и заканчивая способом общения взрослых и детей, детей между собой. Он увидел бы, что дети могут свободно включаться в деятельность воспитателя за рабочим столом, а затем так же свободно выходить из нее, начиная игру. Что если созданы необходимые условия, то дети долго, свободно и творчески играют, не нуждаясь при этом в руководстве воспитателя. При этом для игры им важнее использовать простые игрушки, сделанные руками воспитателей и родителей из природного материала. Что воспитатель во время свободной игры может так тихо и спокойно заниматься своим делом за рабочим столом, что порой его не видно в группе и кажется, что происходящее вокруг организуется само собой, без участия взрослого. Но это впечатление обманчиво: участие может быть не только внешним, но и внутренним, и часто последнее имеет гораздо более значимое действие.