Организация и проведение педагогической практики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Л.Н. ГУМИЛЕВА

ПРОГРАММА

Для специальности «5В012300»

«Социальная педагогика и самопознание»

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

Астана 2014

УДК:

Программа «Психолого-педагогическая практика» для специальности 5В012300- «Социальная педагогика и самопознание» рекомендована заседанием научно-методического совета Евразийского Национального Университета имени Л.Н.Гумилева.

Рецензенты:Жумабекова Ф.Н., кандидат педагогических наук, доцент

(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева);

Абдыхалыкова Ж.Е., PhD(ЕНУ имени Л.Н.Гумилева).

Авторы:Салиева А.Ж., Абдукаримова М.А.

ISBN

В программе «Психолого-педагогическая практика» представлена структура подготовки будущего социального педагога в вузе. В программе раскрываются цели, задачи, содержание социальной и психолого-педагогической деятельности социального педагога в общеобразовательной школе, даны указания по организации, проведению практики и выполнению заданий студентами.

Программа предназначена для студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» в высших учебных заведениях.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………………….

1. Цели и задачи психолого-педагогической практики………………………………………

2. Содержание психолого-педагогической практики………………………………................

3. Организация и проведение психолого-педагогической практики………………………….

4. Итоговая конференция на факультете университета………………………………………

5. Календарный график-распорядок работы студентов в период практики………………….

6. Права и обязанности студентов-практикантов………………………………………………

7. Критерии оценки результатов деятельности студентов……………………………………

8. Перечень отчетной документации студента-практиканта…………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ:

№1. Психолого-педагогический дневник………………………………………………….

№2. Календарно индивидуальный план работы студента……………………………..

№3. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося………………..

№4. Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива……………

№5. Социальная карта класса………………………………………………………………..

№6. План конспект урока по самопознанию…………………………………………………

№7. План-конспект психолого-педагогического мероприятия…………………………

№8. Характеристика классного руководителя………………………………………………

№9. Отчет студента-практикана………………………………………………………………

Введение

В профессиональной подготовке будущих специалистов важное место занимает различные виды практики. Практика являются связующим звеном между теоритической и практической подготовкой будущих специалистов, важнейшим условием повышения качества их обучения и предпосылкой успешного формирования профессиональных умений и навыков.

Именно на практике студент может определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности, выяснить степень соотнесенности личностных качеств к профессии социальная педагогика. Практика позволяет последовательно и в определенной системе в течение всех лет обучения в вузе соединить теоретическую подготовку студента с практической работой в образовательных учреждениях.

Практика развивает у студента умение наблюдать явления практической действительности, анализировать содержание своей работы и на ее основе делать необходимые обобщения. Именно здесь закладываются основы формирования активного, действенного отношения к окружающей действительности. [О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина].

Повышения эффективности личностного и профессионального совершенствования будущего социального педагога в период обучения в вузе актуализирует проблему подготовки социальных педагогов в процессе педагогической практики соответствующих современным требованиям подготовки специалиста.

Анализ реального состояния организации педагогической практики студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» позволяет выделить ряд противоречий, требующих своего разрешения:

- нечеткая дифференциация организации практики в период обучения в вузе;

- недостаточная разработанность программы психолого-педагогической практики;

- противоречие между современными требованиями к личности социального педагога и профессионально-педагогической подготовкой будущих социальных педагогов в системе высшего образования в целом и организацией педагогической практики в частности.

Программа психолого-педагогической практики разработана на основании требовании Государственного общеобязательного стандарта образования в соответствии с задачами последовательного повышения профессионального уровня подготовки бакалавра по специальности «5В012300» «Социальная педагогика и самопознание».

Особенностью данной программы является то, что при структурировании содержания данной практики обеспечена реализация принципа интегративного характера в формировании педагогического, психологического и социально-педагогических умений и навыков.

Речь идет о том, что формирование практических умений у студентов-практикантов осуществляется путем постепенной выработки профессиональных действий и приемов, начиная с психолого-педагогической диагностики (комплексное изучение) личности учащегося, состоянии семьи учащихся, заканчивая осуществлением консультативной, воспитательной, психолого-педагогической и социальной работы, как с учащимися, так и с родителями, что в конечном итоге интегрируется в более обобщенную социально-психолого-педагогическую профессиональную способность.

Предлагаемые задания для студентов не только направлены на отражение содержания теоритической подготовки и педагогической практики будущих специалистов по социальной педагогике и самопознания в условиях общеобразовательной школы, но и направлены на углубление, расширение, формирование и совершенствование комплекса социально-педагогических умений.

Цели и задачи практики

Целюпсихолого-педагогической практики для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика и самопознания» является трансформация полученных студентами теоритических знаний по педагогике, психологии, социальной педагогике и самопознанию в реальные профессиональные условия деятельности и приобретение практических умений и навыков комплексной профессиональной работы социального педагога в образовательном учреждении.

Основными задачамипсихолого-педагогической практики является:

1.Мотивационные задачи:формирование у студентов положительного отношения и интереса к профессии социального педагога и самопознания, желания работать с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, организовывать активную деятельность учащихся в социальной сфере; развитие профессиональной мотивации, стремления к исследованию социально-педагогических явлений.

2. Теоретические задачи: закрепление и применение теоретических знаний по социальной педагогике, возрастной и социальной психологии, педагогическим технологиям; приобретение знаний о деятельности социального педагога и учителя самопознания.

3. Деятельностно–практические задачи:

- совершенствование личностных и формирование профессиональных качеств будущих социальных педагогов: умения устанавливать психологический контакт с детьми и подростками, родителями и педагогами-коллегами, компетентно участвовать в социально-педагогическом процессе;
- знакомство с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования разного типа, спецификой работы учреждений образования и служб, осуществляющих социально-педагогическую деятельность, их возможностями по оказанию социально-педагогической помощи детям;
- изучение особенностей социального поведения личности, взаимоот­ношений личности и среды, личностных особенностей, интересов, потребностей, степени их удовлетворенности, возможностей для их реализации, изучение опыта работы классного руководителя, коллектива и учащихся;
- овладение профессиональными умениями, необходимые социальному педагогу для решения профессиональных задач;

В результате прохождения практики студент должен знать:

- процесс работы социального педагога в образовательных учреждениях, его основные функции, задачи, цели, методы и формы работы с детьми, родителями, педагогами – коллегами;

- основные психологические функции детей разного возраста и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики ребенка, школьника;

- работу с документацией, заполнение, составление, анализ таблиц и схем;

- педагогические, психологические и социальные формы и методы познания, развития, коррекции, обучения, воспитания личности школьника, самопознания и само регуляции.

В период педагогической практики студент должен овладеть основными психолого-педагогическими умениями:

1. Гностическими (аналитическими):работать с разными видами информации в решении психологических и педагогических задач; анализировать реальные процессы, происходящие в социуме (школе, классе, группах, семьи) и негативные влияния на состояние процесса развития и воспитание ребенка; диагностировать (владеть средствами диагностики уровня развития и воспитанности учащихся); формулировать возникающие проблемы ребенка, цели и задачи, определять способы их решения;

2. Конструктивными: прогнозировать решение проблемы ребенка, коллектива, посредствам вовлечения в специально организованную социально-педагогическую деятельность; выдвижение цели и задач; отбор способов осуществления деятельности; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов психолого-педагогической, социально-педагогической деятельности, планирование совместной с ребенком деятельности;

3. Проективными: планировать и определять конкретное содержание совместное деятельности учитель-ребенок, осуществление которого обеспечит планируемый результат, переводов целей и задач в конкретную деятельность; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов и степени их материально-технических возможностей и своего опыта; отбор о определение содержания, форм, методов и средств достижения поставленных задач; разработка социально-педагогической программы работы с конкретными учащимися;

4. Коммуникативными: владение культурой педагогического общения: умение «слушать и слышать», воспринимать и понимать учащихся; входить в ситуацию и установить контакт с детьми; выявить и собрать информацию, факты необходимые для понимания ребенка; осуществлять взаимодействие в процессе общения; создать позитивны эмоциональный настрой в отношениях с детьми; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка; умение решать конфликтные ситуации и поддерживать бесконфликтное общение с детьми, родителями, учителями;

5. Организаторскими: вызвать интерес к различным видам деятельности; руководить ученическим коллективом, использовать разные методы и коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми, организация их во внеучебное время.

Главным результатом прохождения практики является умение студента:

- давать квалифицированную психолого-педагогическую характеристику личности ребенка (подростка, юноши), ученического коллектива; интерпретацию психического состояния, проблемы ученика (родителя, учителя, собственного состояния);

- использовать результаты психолого-педагогического изучения и анализа личности и ученического коллектива с целью коррекции, развития и воспитания детей и в интересах повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе.

Содержание педагогической практики

Главное содержание «Психолого-педагогической практики» составляет самостоятельная деятельность студентов, которая отражает основные направления будущей профессиональной деятельности социального педагога в образовательных учреждениях различного типа:

- диагностическая:умнение планировать диагностическую работу, составлять программы и ставить конкретные диагностические задачи; изучать и анализировать состояние педагогического процесса в классе (группе); грамотно использовать (изучать) учащихся и коллектив класса; грамотно использовать имеющие методики диагностики и составить свои методики диагностики учащихся; обнаружить проблемы в развитии воспитании учащихся и сформировать их в виде своих социально-педагогических задач.

- преподавательская (педагогическая и воспитательная):умение организовать преподавательскую деятельность; стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности и творчества учащихся активными методами обучения; умение моделировать образовательные и педагогические ситуации; разработать план программу воспитательных мероприятий с учащимися класса на определенный срок времени; готовить сценарий воспитательных мероприятий и занятий с классом; организовывать их проведение; работать по методике коллективно-творческой деятельности.

- организационно-управленческая:умение вызвать интерес учащихсяк различным видам деятельности; руководить ими; использовать разные формы и способы организации во внеурочной работе.

- социально-педагогическая:умение углублено изучать индивидуальные особенности детей, выявлять социально-психологические, социально-экономические, социально-медицинские проблемы и трудности в социальном развитии личности ребенка, их причины, определять цели, задачи и способы их решения; умение консультировать взрослых по проблемам детей.

Овладение этими направлениями деятельности осуществляется через следующие основные виды работы студента-практиканта:

1. Психодиагностика, задачами которой является углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка (подростка, старшеклассника), его личности; выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии; выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности; выявление причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

2. Проектирование индивидуального развития ребенка; обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения личности; помощь в преодолении и профилактике отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей и подростков.

3. Содействие в полноценном личностном и интеллектуальном развитии на каждом этапе, формирование способности самовоспитание и саморазвитие ребенка.

4. Развивающая и коррекционная работа задачей, которой является активное воздействие социального педагога и психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка; помощь в решении конфликтных ситуаций, выявление причин различного рода, социально-педагогических проблем и трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста.

5. Консультативная работа, задачей которой является консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения и воспитания.

6. Формирование и развитие педагогической культуры общения: организация общения и жизнедеятельности отдельной личности, группы, коллектива класса, кружка, секции и т.д.

7. Организационно учебно-познавательной, досуговой деятельности детей.

Социально–педагогическая деятельность студента-практиканта должна быть направлена на решение следующих проблем личности ребенка и микросреды (семья, школы, класса, группы):

- социальные конфликты, кризисы, стрессовые ситуации;

- эмоциональные и психологические проблемы;

- насилие и дискриминация;

- этнические и национальные проблемы (межэтнические конфликты, миграции беженцев и вынужденных переселенцев, возрождение национальных культур);

- преступление и правонарушения (проблемы диванного поведения, алкоголизма, наркомании, профилактика социально-опасных заболеваний, и т.п);

- проблемы семей групп риска (опекунство, попечительство, усыновление, лишение родительских прав, социальная защита прав детей-сирот, неполные семьи, матери-одиночки и др.);

- социально-экономические проблемы (нужда, бедность, помощь в организации обеспечения компенсации и пособий нуждающимся гражданам);

- социально-медицинские проблемы (профилактика заболеваний, обусловленных условиями социальной среды, социально медицинская помощь детям-инвалидам, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и т.д.);

-социально-правовое обеспечение (социально-правовая поддержка групп социального риска).

Содержание психолого-педагогической практики реализуется в учебное и внеучебное время:

- в профессиональной деятельности: в качестве социального педагога, учителя самопознания, классного руководителя, воспитателя учеников, учителя-исследователя в опытно-экспериментальной и научно-методической работе, специалиста управления образования; в работе с детьми, родителями, учителями.

Студент в ходе психолого-педагогической практики осваивает практические навыки социального педагога, учителя самопознания, педагога-психолога, формирует свою готовность к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональных задач социального педагога и учителя самопознания в образовательных учреждениях.

Организация и проведение педагогической практики

Педагогическая практика организуется общим руководителем практики и методистом практики, а также с педагогическим коллективом образовательного учреждения, на базе которого она проводится.

До начала практики с руководителями базового учебного заведения общим руководителем практики согласовывается программа и календарные графики прохождения практики студентов в образовательном учреждении, задачами и содержание предстоящей практики, формы ее организации, определяется перечень классов, к которым будут закреплены студенты.

Перед началом педагогической практики общим руководителем практики, методистом практики совместно с заведующим кафедры и преподавательским составом проводят установочную конференцию со студентами, на которой знакомят их с целью, задачами, содержанием практической деятельности в учебном заведении.

Проведение установочная конференция психолого-педагогической практики.

1. Выступление (напутственные слова) заведующей кафедры.

2. Выступление руководителя практики.

3. Выступление методиста практики.

4. Ознакомление студентов с целью, задачами, содержанием психолого-практической деятельности в учебном заведении.

5. Раздача всех подручных материалов (дневник практики, приложения, дополнительный вспомогательный материал).

6. Выступление студентов (вопросы и ответы).

Главным содержанием психолого-педагогической практики каждого студента является педагогическая, социально-педагогическая и учебно-воспитательная работа в прикреплённом классе.

Первая неделя всегда отводиться на ознакомление с особенностями, основными направлениями работы учебного заведения, посещение и взаимопосещения занятий и воспитательных мероприятий в прикреплённом классе, встреча с классным руководителем, учителями, психологом, социальным педагогом, врачом и другими работниками образовательного учреждения, изучение учащихся и ученическим коллективом, составление календарного индивидуального плана работы на весь период практики.

В ходе основного этапа психолого-педагогической практики студенты выполняют программу практики, все предусмотренные ее заданиями, а также текущую учебную и воспитательную работу в классе, школе. В процессе практики студенты также ведут научно-исследовательскую работу, накапливая материал для курсовых и дипломных работ.

На период психолого-педагогической практики в образовательном учреждений в каждой группе один из студентов назначается старостой. В обязанности старосты входит: учет посещаемости студентами педагогической практики и общая организация работы группы, оповещение студентов о коллективных консультациях, семинарах, новых объявлениях, контроль выполнения поручений руководителей практики.

На последней неделе подводят итоги, и проводится итоговая конференция на факультете в вузе (на кафедре). Студенты готовят отчетную документацию и предоставляют групповому руководителю за 2-3 дня до итоговой конференции.

Итоговая конференция психолого-педагогической практики.

После окончания психолого-педагогической практики проводиться итоговая конференция. К ней допускаются студенты, полностью выполнившие программу практики и представившие групповому руководителю по психолого-педагогической практике необходимые отчетные документы. Ко дню защиты все отчетные документы практикантов проверяются и оцениваются руководителем практики, методистом практики и научными руководителями к которым прикреплены студенты-практиканты.

На итоговой конференции присутствуют: студенты, руководитель психолого-педагогической практики, методисты, заведующий кафедры, преподавательский состав кафедры.

На итоговой конференции анализируется проведенная психолого-педагогическая практика, проводятся итоги практики студентов всего курса. В итоговой оценке делаются выводы о теоритической и практической подготовке студентов к профессиональной деятельности в учреждениях образования, оценивается качество работы по организации и проведению практики, намечаются мероприятия по дальнейшему совершенствованию практики. К конференции готовятся презентации, доклады, отчеты, выставка ученических, студенческих работ и т.д.

Руководитель и методист психолого-педагогической практики к конференции сдают отчет по результатам психолого-педагогической практики с освещением положительных и отрицательных сторон организации практики и работы студентов.

Порядок проведения итоговой конференции.

1. Отчет студента-практиканта о проделанной работе.

Примечание: отметить замечание и предложение по организационным вопросам психолого-педагогической практики.

2. Выступление преподавателей кафедры.

3. Выступление руководителя психолого-педагогической практики.

4. Выступление методиста психолого-педагогической практики.

5. Выступление (по желанию) заведующего кафедры, заместителя декана, декана, студентов.

6. Выставление итоговой оценки каждому студенту-практиканту.

7.Обсуждение и составление плана мероприятий на дальнейшее совершенствование психолого-педагогической практики.

Примечание: Общая оценка за практику выставляется на основе коллективного обсуждения и согласования мнений руководителя практики, методиста практики учитываются оценки руководителей базового учебного заведения (учителей, классных руководителей, социальных педагогов и др.), результаты отчетных занятий, воспитательных и развивающих мероприятий, отношения к будущей профессиональной деятельности, качество и своевременная сдача отчетной документации др.

Общая оценка является итоговой по психолого-педагогической практике и выставляется в зачетку руководителем практики, методистом, а также заносится в приложение диплома.

Наши рекомендации