Географическая площадка, методика работы на ней с младшими школьниками.
Географическая площадка создается для проведения практических занятий и наблюдений за атмосферными явлениями. Располагается географическая площадка недалеко от школы в хорошо освещенном месте. Размеры площадки должны быть не меньше 10*10 м. Для осуществления практических работ и наблюдений географическую площадку оснащают следующими приборами:
Флюгер прибор для определения направления ветра. Он устанавливается на дереве или металлическом столбе высотой 10 м или больше. Чем выше поставлен флюгер,тем лучше показывает направление ветра. Столб с флюгером для получения правильных показателей ставится на открытом месте так,чтобы ветер не задерживался высоким деревьями,домами и т.д. Столб на котором установлен флюгер, одновременно является высотометром,поэтому его окрашивают в разные цвета через каждый метр. Этот столб используют для формирования у детей практических навыков определения высоты дерева,дома и др. объектов.
метеорологическая деревянная будка в ней установлен термометр для измерения температуры воздуха.Размещена она на опорах высотой от 1.5 до 2 м,покрашена в белый цвет. Дверца будки находится на севере. Для удобства надо сделать ступеньки.
снегоизмерительная деревянная рейка - изготавливается длинной до 180,шириной 8-10,толщиной 3-4 см; трех сторон покрашена в тёмный цвет, а лицевая сторона – белая. Через каждый дециметр на светлой стороне нанесены деления, а на противоположной – через каждый сантиметр для лучшего и более точного измерения.
гномон - прибор при помощи которого определяется полуденная линия – направление местного меридиана, точное местное время и высота солнца над горизонтом. При его установке желательно, чтобы длина надземной части равнялась 1 м.
дорожки - ориентированные по основным и промежуточным сторонам горизонта в целях формирования у детей умения ориентироваться на местности.
песочная зона используется для моделирования различных форм поверхности
штакетник окружает по периметру географическую площадку. Он окрашивается через метр в разные цвета и служит в качестве забора-измерителя.
Кроме того, на площадке могут быть размещены: указатель сторон горизонта, солнечные часы, искусственный холм и т.д На площадке выполняются различного рода практические работы: измерение длины полуденной тени, определение высоты солнца над горизонтом, измерение толщины снегового покрова, определение направления ветра, составление характеристики погоды текущего дня и др. Результаты практических работ на географической площадке используются на уроках. Материалы, полученные в результате работ на географической площадке, служат важным средством улучшения краеведческой работы, источником пополнения географической экспозиции школьного краеведческого музея.Работы на географической площадке способствуют формированию у учащихся представлений, конкретизируют их знания, вырабатывают практические умения и навыки, знакомят с методами научных исследований, что является действенным средством повышения эффективности преподавания.
№67 Уголок живой природы, его объекты, организация работы с учащимися, значение при изучении интегративного курса «Окружающий мир»
.Уголок живой природы в школе –это специальные участки класса, биологические кабинеты, биокомплексы, секции и клубы для проведения натуралистических занятий. По способу его организации различают следующие виды: 1. Внутришкольные ( в здании школы): классные, рекреационные, кабинетные.2. внешкольные, находящиеся в специально выстроенном помещении. живой уголок включает в себя отделы:Растительный: декоративные представители тропической флоры, виды умеренного климата- дикорастущие, культивированные. Допускается группировка растений по их родине.При этом необходимо учитывать, что в последнее время данный отдел нередко рассматривается как самостоятельная разновидность живого уголка, наиболее экологически приемлемая форма экологического дизайна школьных интерьеров, где рекомендуется: а.) максимальное использование вертикальной плоскости, б)создание объемно –пространственных композиций, В)использование флорариев ( стеклянных теплиц большого размера).г) животный: рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, птицы, млекопитающие, моллюски, насекомые, паукообразные и др. рекомендуется использовать именно аквариумы с рыбками и птичьи витрины.Эколого-краеведческий, в котором учитываются основные требования к минимуму эколого- краеведческих представлений детей 6-9 лет: знание условий своего местожительства, основных геологических объектов края и местных охраняемых территорий, 10-15 видов птиц, умение узнавать охраняемые растения и животных, различать ядовитые грибы и растения.Изучение взаимосвязи элементов органического и неорганического мира способствует комплексному знакомству с биосферой, выявлению их взаимосвязей между собой и окружающей средой. При этом любой уголок должен преследовать конкретные цели, исходя из общих учебно – воспитательных задач школы.Работая с животными и растениями в уголке живой природы, ребенок узнает, что все живое, в том числе и человек, имеет определенные потребности, удовлетворение которых происходит лишь при наличии определенных внешних условий- среды обитания, пригодной для данного организма. Учителю также необходимо объяснять детям, что таким домом для растений и животных, находящихся в школе, является уголок живой природы, значит, дети должны следить за ним, содержать в чистоте, чтобы животным было уютно и комфортно. Такой подход позволяет побудить интерес к миру природы, воспитать чувство ответственности. Осознанно –правильное отношение детей ко всему живому рассматривается как совокупность специализированных знаний. постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними опытов и наблюдений, выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучает детей к самостоятельности, повышает ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе, воспитывают моральные качества.требования к организации и расположения уголка: 1. Комната должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. 2. Выбор животных и растений определяется конкретными условиями школы. 3. учет требований программы по естествознанию. 4. Разнообразие представителей живого уголка и интерес для наблюдения. 5. Отсутствие сложностей по уходу.6. акцент на особых группах и классах.7.учет эстетических требования.8.следует заранее побеспокоиться об инвентаре, необходимом для ухода за обитателями: растений- линейка, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки для рыхления земли. За животными- тазы, тряпки, щетки- сметки, терки, миски, разделочные доски, ножи. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных, где также хранятся клеенчатые фартуки и перчатки.Наблюдение за подводным царством убеждает детей в том, что в природе все между собой тесно связано, воспитывает художественный вкус, способствует развитию у детей навыков наблюдения и ухода за домашними животными.