Темы семинарских занятий, вынесенных на самостоятельную работу студентов ОЗО

Название радела Темы семинарских занятий, вынесенных дополнительно на СРС Количество часов
Раздел 1. Современный этап развития системы специального образования: проблемы и перспективы.   Семинар № 1. Становление и развитие отношения к аномальным людям в контексте развития европейской цивилизации.
Семинар № 2. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.
Семинар № 3. Современный этап развития системы специального образования: проблемы и перспективы.
Раздел 3. Научные основы специальной педагогики. Семинар № 5. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.
Семинар № 6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования.
Раздел 4. Основы дидактики специальной педагогики. Семинар № 7. Основы дидактики специального образования.
Раздел 5. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями.   Семинар № 8. Комплексный подход к организации помощи детям с особенностями развития.
Семинар № 9. Отечественные модели интегрированного обучения.
ВСЕГО

Лабораторные работы

Форма обучения: очная, заочная

Не предусмотрены учебным планом.

Тематика курсовых,

Контрольных работ и рефератов

Курсовые, контрольные работы и рефераты не предусмотрены учебным планом.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная:

1. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 1 : История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. - 2007. - 352 с.

2. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 2 : Общие основы специальной педагогики / [Назарова Н. М., Аксенова Л. И., Богданова Т. Г., Морозов С. А.]. - 2008. - 352 с.

3. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 т / под ред. Н.М. Назаровой. – М., АСАДЕМIА, 2007. Т. 3 : Педагогические системы специального образования / [авт.: Н. М. Назарова и др.]. - 2008. - 400 с.

4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.

Дополнительная:

1. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей. М. 1972.

2. Гонееев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. М. 1999.

3. Коберник, Синев. Ведение в специальность дефектология. Киев. 1984.

4. Основы специальной психологии./ под ред. Л.В. Кузнецовой. М. 2002. С.13-43

5. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002, с.22-31.

6. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М. 1996.

7. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Воронеж. 1996.

8. Специальная дошкольная педагогика. / Под ред. Е.А. Стребелевой. М. 2001.

9. Специальная педагогика. Под ред. Н.М. Назаровой. М. 2000.

10. Шаповал И.А. Специальная психология. М.ТЦ Сфера. 2005.

Рекомендованная:

1. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования.// Дефектология. 1997, № 1. С. 3.

2. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М.1994.С.193.

3. Багажников И.М. Основные изменения структуры и содержания обучения детей с нарушениями интеллекта.// Дефектология. 1995, №1.

4. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением.// Дефектология. 1996, №3.

5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М. 1996. –С. 105-112.

6. Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением.// Дефектология. 1996, №2.

7. Дефектология. Словарь-справочник. - М.,1996

8. Дефектологический словарь. - М., 1970.

9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Современный подход к разработке программы коррекционно- развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999, №6.

10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.С.52-54.

11. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.,1995. С.82-85.

12. Зотова А.М. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации. // Дефектология. 1997, № 6.

13. Квалификационная характеристика коррекционного педагога (учителя-дефектолога) специальных образовательных дошкольных учреждений разного типа. // Учебно-методическая папка № 1.

14. Коррекционная педагогика./ Под ред. Б.П. Пузанова. -М., 1998, С. 105.

15. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М. 2002.

16.Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития. // Дефектология. 1997.№4.

17. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. 1996.№1.

18. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.,1997.

19. Морозова Е.И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста.// Дефектология. 1998, №3.

20. Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном

учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии // Вестник

образования. 1997. №6, С.29.

21. Основы управления специальным образованием. / Под ред. Д.С. Шилова. М. 2001. с. 5-32.

22. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. Сост.Ф.Ф. Водоватов. М. 2000.

23. Пелымская Т.В. Организация ранней коррекционной работы с не слышащими детьми.// Дефектология. 1988, №5.

24. Поваляева М.А., Лещенко А.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике. В монографии: Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов -на –Дону, М. 2002. С.42-51.

25. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.

26. Проект Закона Российской Федерации «О специальном образовании». //Дефектология. 1995, № 1. С. 3.

27. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средства­ми образования. Сб. науч. тр. и проектных материалов, Ин-т пед. инноваций РАО. -М.,1996.

28. Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения// Дефектология. 1997, № 2.

29. Справочник по дошкольному воспитанию./ Под ред. А.И. Шустова.

30. Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1997, № 2.

31. Стребелева Е.А Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей. //Дошкольное воспитание. 1998, № 1.

32. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

33. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М., 1995.

34. Шипицина Л.М. и др. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб. 1995.

35. Шматко Н. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. //Дошкольное воспитание. 1998, № 3.

36. Шматко Н. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение.// Дефектология. 1999, №1,2.

37. Шматко Н.Д., Миронова Э.В. Интеграция детей с нарушениями слуха в ДОУ общего типа// Дефектология. 1995, №4.

8.2.Материально-техническое и/или информационное обеспечение дисциплин

Для организации и проведении занятий в рамках курса необходима мультимедийная установка, проигрыватель DVD.

Указанные средства используются как в процессе проведения аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы.

В процессе самостоятельной работы студенты пользуются указанными средствами в методическом кабинете, где имеются диски с видеозаданиями. Благодаря такой организации работы имеется возможность наглядной демонстрации студентам особенностей психического развития детей с нарушенным слухом. Студенты могу неоднократно возвращаться к просмотру материалов и выполнять задания в удобное для них время.

При подготовке к занятиям студенты могут воспользоваться информацией:

1. Сайта «ИКП РАО – ресурсный центр страны в области коррекционной педагогики и специальной психологии»: www.ise.iip.net

2. Альманаха ИКП РАО - электронный научно-методический журнал по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии www.ise.iip.net/almanah/arhiv.htm.

3. Альманаха Института Коррекционной Педагогики РАО. 2002г. Выпуск 5 http:// www.ise.iip.net (almanah/5/st02.htm)

Наши рекомендации