Внутри предметные связи

Методическая точность и профессионализм, помимо меж предметной взаимосвязи, включают в себя и комплексность (взаимовлияние) всех без исключения разделов техники сценической речи. На практике, после кратких теоретических объяснений конкретного раздела, препода­ватель предлагает студентам упражнения на овладение первичными практическими навыками. После освоения первоначальных упражнений на различные темы (резонирование, произношение ударных гласных и т.д.), педагогические и студенческие задачи усложняются. Важно пони­мать и помнить, что контроль за разнообразными речевыми произноси­тельными ошибками может выполняться на основе одного упражнения. Рассмотрим варианты такого внутри предметного контроля.

Упражнение:

Как на горке, на пригорке

Жили 33 Егорки.

Раз Егорка,

Два Егорка,

Три Егорка,

Четыре Егорка и т.д.

Внимание педагога должно быть направленно на:

· свободу мышц;

· правильность осанки;

· активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

· умение сделать вдох и целесообразно распределить выдох;

· работу резонаторной системы;

· голосовой посыл — точную направленность текста;

· произношение ударного гласного звука;

Стр. 23

• произношение безударного гласного звука (особое внимание обратить на звучание заударных гласных);

• произношение слова с предлогом;

• общую внятность речи;

• четкое произнесение согласных звуков (особое внимание обратить на произнесение звука йот);

• логическое выделение числительных;

• развивающуюся интонацию перечисления;

• ритмическую точность;

• словесное действие и т.п.

Задача преподавателя - добиться верного результата по всем на­правлениям работы. Задача эта сложная, на первых этапах педагогиче­ской деятельности не всегда реальная. Для ее выполнения необходимо активно заниматься развитием педагогического слуха, определением причин речевых погрешностей студентов, выбором конкретных упраж­нений для устранения той или иной произносительной ошибки и много­го другого, что будет способствовать развитию профессионализма пре­подавателя.

Каждое упражнение, как правило, имеет несколько этапов работы и может быть использовано как в конкретных (внутри раздела), так и в комплексных разминках. Например, текст:

Мой милый маг, моя Мария,

Мечтам мерцающий маяк,

Мятежны марева морские,

Мой милый маг, моя Мария и т.д.

Варианты использования текста:

• звучание сонорных согласных - протяжное звучание;

• звучание ударных гласных - протяжное звучание;

• звучание «стаккато»;

• чередование протяжного и короткого звучания;

• дыхание в речи — распределение выдоха (доборы воздуха после каждой строки, через две строки, четыре строчки на одном дыхании);

звуко-высотный диапазон (повышение по слову, по строке, целиком текст);

Стр. 24

• смена смыслового центра строки и текста в целом;

• использование словесного действия;

• отработка «чтения» знаков препинания и т.п.

При необходимости преподаватель соединяет различные варианты использования текста, постепенно усложняя их комбинации, добиваясь тем самым, облегчения автоматизации разнообразных речевых навыков.

На примере раздела «Дыхание» рассмотрим возможные внутри предметные связи:

• дыхание связано с голосоведением, т.к. мышцы дыхательно-голосовой опоры являются основой при постановке речевого голоса. Умение сделать вдох и правильно распределить выдох - непосредственно связано с устойчивой, плавной фонацией;

• дыхание связано с дикцией, т.к. направление и сила струи выдыхаемого воздуха, а также качество дыхания непосредственно влияет на произношение звуков русского языка;

• дыхание связано с орфоэпией, т.к. отличие произнесения звуков
от написания автоматически меняет силу и направление струи выдыхаемого воздуха (например, оглушение звонких согласных в конце слова - кровь (ф), шарж (ш)), а также тем, что ритмическая организация слов и мелодика предложений определенным образом связана с дыхательным ритмом;

• дыхание связано с логикой звучащей речи, т.к. доборы воздуха рекомендуется брать во время логических пауз. Неверное распределение дыхания влечет за собой изменение смысловой нагрузки текста.

Остановимся подробнее на дикционных недостатках, связанных с процессом дыхания. Так, ошибка студента при произнесении звука «Ж» может быть оттого, что струя выдыхаемого воздуха направлена в зубы и в губы, а не в нёбо. В таком случае, отсутствует необходимая вибрация, и звук требует корректировки с точки зрения направления дыхания.

Точное произнесение свистящих звуков «С» и «3» зависит, в том числе, от силы выдыхаемого воздуха. Опыт показывает, что уменьшение воздушной струи нормализует чистоту индивидуального звучания.

При исправлении фрикативного «Г», со студентом необходимо де­лать упражнения на «тёплый» и «холодный» выдох, т.к. именно качество дыхания может продемонстрировать учащемуся отличие диалектного стр.

Стр. 25

Проблема молодых педагогов часто состоит в том, что, стремясь дать как можно больше материала, развлечь, «закидать» студентов уп­ражнениями - они делают это в ущерб методической «выверенности». Важно соизмерять количество упражнений и возможность их освоения конкретной группой студентов, помнить, что чрезмерный объём мате­риала не даёт возможности студентам сосредоточить внимание на осно­вах предмета.

Если упражнение не освоено или не понято каждым студентом группы, педагог не может двигаться дальше, так как методика обучения предполагает поэтапное усложнение материала. Невозможно подняться на следующую ступень, не пройдя предыдущую.

Логика учебного процесса в разделе «Дыхание»:

• мотивация обучения;

• диагностика типичных дыхательных проблем в группе и на индивидуальных занятиях;

• нахождение и активизация мышц дыхательно-голосовой опоры;

• носовое дыхание;

• «теплый» выдох;

• «фиксированный» выдох;

• вдох - добор;

• «длинный» выдох;

• дыхание в речи;

• дыхание в движении.

Соответственно, упражнения на двигательную активность не могут идти раньше, чем освоена тема «носовое» дыхание или «вдох - добор». Так, двигаясь от простого к сложному, постепенно усложняя практиче­ские задания, преподаватель ведет студента по пути автоматизации ды­хательных навыков.

Ещё один немаловажный методический вопрос - соотношение «тех­нических» и «творческих» упражнений в процессе обучения. Решение этого вопроса до сих пор рождает споры и не является однозначным. На наш взгляд, при решении данного вопроса нужно учитывать два сообра­жения. Первое и основополагающее: у любого технического упражнения должна быть точная задача, которая делает его осмысленным и резуль­тативным, и перспектива, которая даёт возможность преподавателю ис-

Стр. 26

пользовать это упражнение в разных целях. Творческие упражнения яв­ляются связующей нитью, которая соединяет предметы «Мастерство актера» и «Сценическая речь».

Так, разработка языка на звукосочетаниях «тд», «тк» является при­мером технического упражнения, а спор двух студентов, с использова­нием этих же звукосочетаний - творческим упражнением.

Вероятнее всего, методически продуманное разумное сочетание, че­редование и последовательность разнообразных упражнений должны помочь будущему актёру использовать полученные речевые навыки для творческого процесса создания сценического образа.

Внутри предметные связи - student2.ru Задания:

- Занимайтесь развитием внимания и педагогического слуха (умение на слух определить причину речевой ошибки).

- Предложите варианты упражнений с учетом поэтапного усложнения комплексных задач.

- Выберите текст и предложите разные задачи его использования и методы работы с ним.

- Продумайте логику учебного процесса по другим разделам предмета.

- Найдите возможные внутри предметные связи.

Наши рекомендации