Противопожарные инструктажи

Для изучения правил пожарной безопасности все работники образовательных учреждений должны проходить противопожарный инструктаж: вводный, первичный и повторный.

При проведении вводного инструктажа инструктируемые должны быть ознакомлены со следующими темами:

— общие меры пожарной безопасности;

— возможные причины возникновения пожаров и меры по их предотвращению;

— практические действия в случае возникновения пожара.

Вводный инструктаж допускается проводить одновременно с инструктажем по охране труда (технике безопасности). О проведении вводного противопожарного инструктажа и проверке знаний производится запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательными подписями инструктировавшего и инструктируемого.

Первичный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. При этом инструктируемые должны быть ознакомлены:

— с планом эвакуации и порядком действий в случае возникновения пожара;

— с образцами всех имеющихся в образовательном учреждении первичных средств пожаротушения, оповещения людей о пожаре, а также со знаками безопасности, пожарной сигнализации и связи.

Повторный инструктаж все работники должны проходить не реже одного раза в шесть месяцев.

О проведении первичного и повторного инструктажей делается запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда (технике безопасности).

Проведение противопожарного инструктажа в обязательном порядке должно сопровождаться практическим показом способов использования имеющихся средств пожаротушения.

Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что их отличает пассивно-оборонительная реакция: вместо того, чтобы покинуть горящее здание или позвать на помощь, ребенок от страха прячется в укромных уголках комнаты. Вместе с тем детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Наличие огнетушителей, автоматической системы пожарной сигнализации, аварийных выходов и планов эвакуации, исправность телефона — все это может спасти жизни детей в случае беды.

Но не только в техническом отношении все должно быть исправно. Любые знания лучше всего усваиваются в детском возрасте, в том числе и знания противопожарных требований. Привитые с детства навыки умелого обращения с огнем становятся естественными в последующей жизни человека Поэтому взрослое население должно привить детям навыки осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.

Приведем текст памятки, которая была вывешена и роздана сотрудникам в одной из школ.

Последовательность действий персонала и учащихся при пожаре:

1) тревога (включение звуковой сигнализации);

2) вызов пожарной охраны;

3) эвакуация;

4) сбор всего состава ОУ в отведенном месте;

5) перекличка (проверка учащихся и персонала).

Тревога.Любой человек (ученик или работник школы) при обнаружении пожара должен без колебаний поднять тревогу о пожаре. Оповещение о пожарной тревоге голосом стуком или серией звонков в любой части здания должно служить сигналом для полной эвакуации из здания.

Вызов пожарной охраны.Олюбом возникновении дыма огня, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране по телефону 01. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет дежурный администратор или классный руководитель который должен доложить о том, что пожарная охрана вызвана, директору школы (дежурному администратору).

Эвакуация.Услышав сигнал тревоги, ученики в сопровождении учителя покидают кабинеты цепочкой по одному и идут по маршруту эвакуации к сборному пункту. Классы идут ровным, размеренным шагом, учитель следует позади с классным журналом; каждому педагогу необходимо закрыть дверь своего кабинета и все остальные двери по пути эвакуации, которыми больше никто не будет пользоваться. Выйдя к лестнице, учащиеся одного класса должны держаться вместе и не бежать толпой, а организованно спускаться по одному только с одной стороны лестницы, оставляя другую сторону лестницы для прохода, не допуская, чтобы отдельные учащиеся или целые классы обгоняли друг друга. Все, кто не присутствует в классе во время сигнала тревоги (например, находился в туалетах, учительской, коридоре и т.п.), должны немедленно идти к месту сбора и присоединиться к своему классу или группе.

Все повара, уборщицы, административный и прочий персонал, услышав тревогу, должны немедленно направиться к месту сбора. Перед этим отключить все приборы.

Сбор.Место сбора — во дворе школы. Придя на место сбора, каждый отдельный класс или группа людей должны занять свое заранее определенное место и находиться там, не расходясь.

Перекличка.По прибытии классов на место сбора немедленно должна быть проведена перекличка по журналам. Каждый учитель, проводивший занятия, должен немедленно сообщить директору о присутствии своего класса в полном составе. Если кто-то отсутствует, персонал должен немедленно начать его поиски. При этом нельзя пропустить ни одного места, куда дети могли бы спрятаться.

Директор школы или лицо, его замещающее, услышав тревогу, должен дать команду на отключение электропитания школы и немедленно проследовать к входу в школу, где он принимает рапорт от всех школьных подразделений. По прибытии пожарной охраны директор школы немедленно информирует о том, все ли люди были безопасно эвакуированы.

Примерная инструкция к плану эвакуации обучаемых и сотрудников на случай возникновения пожара

в____________________(название учреждения)

№ п/п Наименование действия Порядок и последовательность действий Должность, фамилия исполнителя
1. Сообщение о пожаре При обнаружении пожара (загорания) необходимо немедленно дать сигнал тревоги и вызвать пожарную помощь (позвонить в пожарную часть по телефону 01)  
2. Эвакуация обучаемых и сотрудников из загоревшегося здания, порядок эвакуации при различных вариантах Эвакуацию обучаемых и сотрудников нужно начинать из помещений, где возникло задымление, а также из помещений, которым угрожает распространение пожара. Все эвакуированные должны немедленно выйти наружу через коридоры и запасные выходы  
3. Проверка количества эвакуированных Проверить эвакуированных по количеству и по списку убедиться, что все вышли  
4. Пункты размещения эвакуированных Направить всех обучаемых и сотрудников по адресу __________  
5. Тушение возникшего загорания обслуживающим персоналом до прибытия пожарной помощи Тушение загорания организуется и проводится немедленно с момента его обнаружения сотрудниками, не занятыми эвакуацией. Для тушения используются все имеющиеся в учреждении средства пожаротушения  
6. Прибытие пожарной команды При встрече пожарной команды необходимо выделить работника, который должен четко информировать начальника прибывшей пожарной команды о ходе эвакуации из горящего или задымленного здания и в каких еще помещениях остались люди  

Литература

1. Безопасность дошкольного образовательного учреждения: Сбор­ник материалов для руководителей образовательных учрежде­ний. М.: МИОО, 2005.

2. ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требо­вания (с изменениями 1995 г.).

3. ГОСТ 12.1.033—81 ССБТ. Пожарная безопасность. Термины и определения.

4. Девисилов В. Молниезащита. Опасные факторы воздействия МОЛНИЙ//ОБЖ: Основы безопасности жизни, № 7, 2003.

5. Девисилов В. Грозовые разряды. Опасные факторы грозовых раз-рядов//ОБЖ: Основы безопасности жизни, № 4, 2003.

6. Инструкция по применению и испытанию средств защиты, ис­пользуемых в электроустановках. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

7. Петров С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. – М.: МИОО, 2005.

8. Петров СВ. Концепция безопасности образовательного учреж-дения//ОБЖ. Основы безопасности жизни. №10. 2004. С. 11— 16.

9. Пожарная безопасность: Научно-технический журнал. — М.: ООО «Информост».

10. Пособие по пожарной безопасности. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

11. Пособие по безопасной работе при эксплуатации электроустано­вок. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.

12. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

13. Правила технической эксплуатации электроустановок потреби­телей. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

14. Правила устройства электроустановок (ПУЭ): 7-е издание. Разд. 1, гл. 1.1, 1.2, 1.7, 1.8, 1.9; разд. 2, гл. 2.4, 2.5; разд. 4, гл. 4.1, 4.2, разд. 6, гл. 6.1 - 6.6; разд. 7, гл. 7.1, 7.2, 7.5, 7.6, 7.10. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

15. Федеральный закон Российской федерации от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

16. Якупов А.М. Место и роль противопожарной пропаганды и агитации в подготовке населения к пожаробезопасной жизнедеятельности.//Жизнь и безопасность. – 2004.- № 1-2а, С.99 – 106.

17. Якупов А.М. Школа, семья и среда в подготовке школьников основам пожарной безопасности/ Вестник ФЦ «ВНИИ ГОЧС»: «Технологии гражданской безопасности», № 3 (5), 2004. – С.113-117.

Глава 5.

ТЕРРОРИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ

____________________________

Наши рекомендации