Деятельность в рамках проекта
I этап:на начальной стадии реализации проекта рабочей группой были определены основные идеи, которые положены в основу разработки основных мероприятий и подготовки печатных изданий:
· Атомная энергия – это вид энергии, который необходимо рассматривать как наиболее перспективный метод выработки энергии не только в ближайшем будущем, но в перспективе…
· Атомная энергий – это энергия, которая может использоваться в любой точке земного шара и рассматривается как экологически и экономически обоснованный метод выработки энергии…
· Атомная энергия – это энергия, наиболее широко используемая в энергетике, медицине и науке и должна рассматриваться как приоритет в развитии различных сфер экономики…
Проведено информирование по проекту: подготовлено информационное письмо о проекте, направленное в НМЦ всех районов города; проведено информирование учителей и педагогической общественности о проекте на собрании СПб ОО ФЭО; информация для распространения предоставлена социальным партнерам: СПб АППО, Эколого-биологичесому Центру «Крестовский остров», НПО ЗАО «Крисмас+», СПб ОО «Друзья Балтики» и др.; информация размещена на сайте СПб АППО.
Основные мероприятия проекта включены как общегородские в план СПб АППО.
На основе изучения различных источников информации (официальные отчеты, справочная литература, интернет-ресурсы и др.) проведен анализ современного состояния рынка труда в регионе с определением места профессий, связанных с атомной энергией, а также подбор информационных и фотоматериалов для буклета Мой выбор – атомная энергия» (в сотрудничестве со специалистами Санкт-Петербургского технологического института (Технического университета) и Санкт-Петербургсой государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова (СПб ГМА). Разработана концепция буклета по радиоэкологическим профессиям «Мой выбор – атомная энергия»
Продукт I этапа – буклет «Мой выбор – атомная энергия». Материалы буклета адресованы учащимся школ, их родителям и учителям. Именно совместные усилия этих людей, в первую очередь, позволят молодому человеку выбрать тот или иной жизненный путь.
II этап:подготовлены и проведены интерактивные мероприятия для педагогов города с участием и на базе ведущих центров атомной отрасли региона.
1. Экскурсия на ЛАЭС в г. Сосновый Бор Ленинградской области.
С целью определения результатов мероприятия по окончании экскурсии было проведен анкетный опрос участников, которые дали следующие ответы на поставленные вопросы:
Существенно расширилось представление о предприятиях атомной энергетики («да» - 100% «нет» - 0%);
Получил(а) более полное представление о профессиях атомной энергетики («да» - 100% «нет» - 0%);
Изменил(а) свое отношение к атомной энергетике: «на более положительное» - 94%; «на более отрицательное» - 6%;
Считаю, что экскурсия на промышленное предприятие – важное звено профориентационной работы («да» - 94% «нет» - 6%);
Считаю необходимой работу по организации таких экскурсий для учащихся («да» - 100% «нет» - 0%).
О ярких впечатлениях от экскурсии говорят также рефлексивные высказывания участников проекта о самых ярких впечатлениях от работы ЛАЭС:
q Расширился кругозор; более полное представление о работе ЛАЭС. Отлично организовано, все очень понравилось.
q Как в кино! Была возможность прикоснуться к тайне. Очень хотелось бы показать детям.
q Аккуратность, полная компьютеризация, система охраны, стерильность одежды – все это производит впечатление надежности и защищенности.
2. Семинар для педагогов города «Атомная энергетика – энергетика настоящего и будущего» направлен на формирование компетентности педагогов в области ориентации учащихся на профессии атомной отрасли; развитие межпредметного взаимодействия педагогов в профориентационной работе. В ходе семинара были обсуждены проблемы атомной отрасли, организована дискуссия «Атомная энергия: «за» и «против». В семинаре приняло участие 62 педагога и 6 ведущих.
3. Интерактивный семинар для педагогов города на базе ПИЯФ(г. Гатчина Ленинградской области) «Ядерная физика – основа развития атомной отрасли России»был проведен в форме экскурсионно-образовательной программы и включал: Ознакомление с комплексом сооружений ПИЯФ и экскурсия на стоящийся ядерный реактор «ПИК»,экскурсию в музее ПИЯФ, выступление заместителя директора Отделения нейтронных исследований ПИЯФ, к.ф-м.н. Черненкова Ю.П. «История и направления деятельности ПИЯФ. Нейтронные исследования на реакторах и использование их результатов в различных областях». Участникам проекта удалось заглянуть в «сердце» реактора, осознать масштабы и перспективы этого проекта.
Приведем некоторые отзывы об экскурсии на ядерный реактор «ПИК».
q Реактор изнутри прекрасен, потому и требует внимательного к себе обращения. Есть гордость за нашу страну, точнее ее ученых, которые делают такие открытия, что их с радостью пускают к себе западные конкуренты (речь о возможности работы наших ученых на реакторе во Франции (Гренобль).
q Уникальная экскурсия. Поразили масштабы всего реактора «ПИК». Прекрасные открытые и готовые к общению сотрудники. Хорошая возможность подкрепить свои теоретические знания наглядными примерами.
q Самые яркие впечатления от посещения реактора «ПИК». Мы заглянули в самое его сердце, куда через год не будет уже ступать нога человека, а только умные машины и автоматы под управлением людей начнут великое дело – производство нейтронных пучков.
q День больших впечатлений! Никогда не была на таком важном и огромном объекте, столько нового и интересного, впечатляет. Столько возможностей – грандизно! Радует, что сейчас выделяет деньги Правительство на воздвижение мирового значения объекта. Ведь у нас самые лучшие ученые в мире, которые вынуждены проводить свои исследования за границей.
4. Интерактивный семинар для педагогов города на базе медицинского радиотерапевтического центра СПб ГМА«От лучей Рентгена – к инновациям XXI века»направлен на развитие компетентности педагогов в области ядерной медицины и ориентации учащихся на профессии, связанные с ядерной медициной. Семинар включал следующие мероприятия: ознакомление с образовательным и клиническим потенциалом отделения лучевой диагностики клинической больницы им. Петра Великого; обсуждение проблемы истории развития и возможностей современных методов лучевой диагностики и лучевой терапии; обсуждение проблемы сохранения здоровья учащихся, родителей и педагогов, а также использования методов ядерной медицины для профилактики и лечения заболеваний. Существенное внимание было уделено проблеме подготовки специалистов в области ядерной медицины.
Особый интерес вызвало посещение музея Рентгена. Рентгенодиагностика – один из первых методов лучевой диагностики, который до настоящего времени сохраняет свою актуальность.
Обсуждение путей взаимодействия образовательных учреждений и вузов было основано на представлении опыта работы лицея № 179 Калининского района Санкт-Петербурга, который в течение десяти лет тесно сотрудничает с СПб ГМА, развивая медицинский и биолого-экологический профили.
НаIII этапебылиразработаны и опубликованы методические рекомендации для педагогов «Мой выбор – атомная энергия». Сборник адресован широкому кругу педагогов: учителям физики, химии, ОБЖ, экологии, биологии и др., педагогам дополнительного образования.
Подготовлены также электронные материалы для поддержки проекта - электронное пособие «Мой выбор – атомная энергия», содержащие каталог профессий «Мой выбор – атомная энергия», виртуальную экскурсию на Ленинградскую атомную электростанцию,презентации к выступлениям специалистов на семинарах для педагогов в рамках проекта «Мой выбор – атомная энергия».
В ходе проекта был проведенсоциологический опрос по изучению эффективности проектных мероприятий.
Представим некоторые результаты социологического опроса по изменению осведомленности (информированности) различных категорий – участников проекта по проблемам радиоэкологии (рис. 5).
Рис. 5 Изменение информированности по проблемам радиоэкологии