Этапы «зеленого» движения и развитие эколого-образовательных организаций

Краткий исторический анализ становления профессионально-экологических просветительских и эколого-образовательных сообществ позволит проследить их взаимосвязь с социальным развитием в целом и развитием экологического образования, в частности, глубже понять их сущность как общественного и педагогического явления, определить их функции и взаимодействие с профессиональным педагогическим образованием.

Начало XIX в. – период зарождения «зеленого» движении как деятельности групп и организаций, направленных на гармонизацию взаимоотношений человека и общества с окружающей его природной и социально-природной средой.С целью развития естественных наук, популяризации знаний, объединения ученых и любителей природы в европейских странах стали создаваться научные общества, старейшими из которых являются Императорское московское общество испытателей природы (1805)и Русское географическое общество (1845),развернувшее обширную экспедиционную, издательскую и просветительную деятельность.

Рубеж XIX-XX вв. - период развития элитарных идей «экологистов»- представителей естественнонаучной и гуманитарной интеллигенции, ведущих общественную деятельность за среду обитания в самом широком смысле слова.

В начале XX в. была признана необходимость международного сотрудничества в развитии природоохранительного просвещения. В 1913 г. учеными 18 государств на Конференции по охране природы (Швейцария), наряду с вопросами об охране памятников природы, защиты исчезающих видов флоры и фауны, борьбы с загрязнением естественной среды, рассматривались и задачи пропаганды знаний об охране природы, воспитания заботливого отношения человека к природной среде. В Европе и России распространялись идеи создания заповедных территорий, законодательного регламентирования природопользования, краеведческого движения, социальная концепция «городов-садов» (Э. Говард, 1898).

В период социалистического строительства (1917–1929 гг.) политика охраны природы была объявлена составляющей культурной политики большевизма. Для решения поставленной задачи создавались различные общественные комиссии, клубы, ассоциации, были выдвинуты идеи о заповеднике как эталоне нетронутой природы, необходимой для решения не только научных, но и задач воспитания и просвещения. Городское население вовлекалось в массовые акции по сохранению природы – «Дни леса», «Дни птиц». Поддерживались научные и культурные связи с Европой и Америкой.

В 1924 г.была образована массовая общественная экологическая организация – Всероссийское общество охраны природы (1924), одним из ведущих направлений которого является экологическое просвещение и пропаганда экологических знаний.

С начала 1930-х годов разгром средоохранных организаций привел к их перестройка в соответствии с партийной идеологией, однако «островки» экологического знания сохранялись в форме далеких от политики Московского общества испытателей природы, филиалов Географического общества СССР, постоянных экспедиций АН СССР и др.

В этот период также шло накопление сведений по самым разнообразным биоэкологическим направлениям и разработка основных теоретических вопросовэкологии(В. Шелфорд (1913), А. Лотка (1926), В. Вольтерра (1926), В. Олли (1931), Б.П. Уваров (1931), Мак-Дуголл (1935), Г.И. Поплавская (1937), Ч. Элтон (1934), А Тенсли (1935), Д.Н. Кашкаров (1938), В.Н. Сукачев (1940) и др.).

Вторая половина XX – период разработки общей стратегии в области окружающей среды и экологического образования. В экономически развитых странах произошли изменения, обусловленные быстрым научно-техническим и экономическим развитием, преобразованиями общественно-политических систем на демократической основе, интеграционными процессами.

В послевоенный период были созданы организации международного масштаба, которые сплотили усилия профессионалов в области окружающей среды в разных странах.

1948 г. –основанМеждународный союз охраны природы (МСОП), объединивший более 80 государства, 100 правительственных учреждений, 800 неправительственных организаций и около 10 000 учёных и экспертов из 181 страны мира, создавший Комиссию по просвещению, в которую вошли ученые, педагоги, специалисты из всех регионов мира.

1961 г. -созданВсемирный фонд дикой природы(англ. World Wide Fund for Nature (WWF), крупнейшая в мире независимая природоохранная организация, насчитывающая сегодня более 5 млн сторонников во всём мире, работающих более, чем в 40 странах. WWF поддерживает около 1 300 природоохранных и образовательных проектов.

1968 г. - Межправительственная конференция ЮНЕСКО (Париж) приняла программу «Человек и биосфера», впервые отметившую глобальный, общечеловеческий характер ЭО.

1968 г. – создан Римский клуб - международная общественная организация (А. Печчеи, Италия) представителей мировой политической, финансовой, культурной, научной элиты с целью привлечения внимания мировой общественности к глобальным проблемам человечества. От глобального моделирования деятельность Римского клуба закономерно перешла к качественному анализу системы ценностей и целей, которые обеспечат «революцию сознания», необходимую для преобразования общества («Цели человечества», группа Э. Ласло, 1977; «Человеческие качества», А. Печчеи, 1977; «Нет пределов обучению», Дж. Бот­кин и др., 1979).

1971 г. – создана международная общественная природоохранная организация Гринпис (англ. Greenpeace — «зелёный мир») (Ванкувер, Канада), известная громкими акциями, нацеленными на привлечение внимания общественности, СМИ к экологическим проблемам. Организация имеет отделения в 32 странах мира, насчитывает около 1,5 млн членов.

1972 г. - под эгидой ООН состоялась Конференция по охране окружающей среды (Стокгольм, Швеция), которая приняла рекомендацию о создании международной программы по образованию в этой области. К началу 1975 г. программа была разработана ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП.

1972 г. - созданаПрограмма ООН по окружающей среде (ЮНЕП), с целью координации охраны природы на общесистемном уровне, осуществления экологических проектов. Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день ОС, осуществляется (совместно с ЮНЕСКО) международная программа образования в области ОС (МПОС).

1977 г. – под эгидой ЮНЕСКО-ЮНЕП прошла Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, СССР, 68 стран-участниц). Это ключевое событие в становлении системы ЭО. В Декларации конференции отмечается: «Образование в области ОС (ОООС) должно охватывать население всех возрастов, на всех ступенях формального и неформального образования. Его следует распространять на широкие слои молодежи и взрослых, не являющихся специалистами, повседневное поведение которых оказывает решающее влияние на охрану и улучшение ОС».

1992 г. - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия) поддержала стратегию обеспечения устойчивого развития общества и природы. В итоговом документе «Повестка дня на XXI век» было принято решение содействовать просвещению, информированию населения и подготовке кадров, чтобы «превратить концепцию устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества».

Таким образом, во второй половине XX в. «появляется новый элемент, связанный с резким возрастанием их (общественных организаций) воздействия на ход мировых событий» [7, с. 208]. В 50-60-х годах ежегодно создавалось до 100 международных правительственных и неправительственных организаций, росли их фонды, расширялись возможности осуществления практических мероприятий.

В Советском Союзе, начиная с «хрущевской оттепели», также происходило возрождение научной и общественной инициативы (1960-е – середина 1980-е гг.).

Постепенно для социально-экологических сообществ формировались «порождающие среды», которые понимаются как социально-экологическая ниша зарождения экологического движения [43]. В более широкой трактовке порождающая среда – это устойчивая форма коллективного действия, способствующая формированию новых инициативных организационных структур, созданию «ядра» активистов сообщества [5].

Порождающими средами «зеленого» движения 1960-х годов стали университеты, в которых формировались Дружины охраны природы (ДОП) - общественные группы студентов-биологов. В 1972 г. около тридцати ДОП страны объединились в самое крупное природоохранное движение – Движение Дружин по охране природы, уделявшее существенное внимание ЭО школьников, экологической пропаганде, туризму и др.

В целом «зеленое» движение 60-х середины 80-х годов в СССР характеризует высокий профессионализм, немассовость и отсутствие политической окраски. Источником финансирования экологических организаций были система высшего образования, комсомол, Всесоюзное общество охраны природы, структуры охраны природных территорий и др.

В рамках натуралистического движения с конца 60-х – начала 70-х годов в нашей стране начало развиваться ЭО. Экологизация затронула предметы естественнонаучного цикла – биологии, а затем географии, химии, физики (биологический, биолого-географический, и естественнонаучный этапы развития экологического образования (С.В. Алексеев).

Экологизации образования способствовал выход экологии за рамки биологии, ее превращение в интегративную науку, исследующую общие закономерности развития общества и природы. «Экология выросла из коротких штанишек, надетых на нее Э. Геккелем» (Н.Ф. Реймерс): в развитии экологии все более четко обозначились социальная экология, экология человека, более важными становились мировоззренческий и духовно-нравственный аспекты взаимоотношений «Человек – Природа».

В 1980-е годы понятие «экологическое образование» прочно вошло в российскую педагогическую науку и практику (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.). Теория и практика обогатилась концепцией о непрерывности ЭО (дошкольное – школьное – вузовское – послевузовское) (С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, Н.М. Александрова, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Винокурова, Н.В. Груздева, Н.В. Добрецова, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Г.С. Камерилова, Т.В. Корнер, С.П. Львова, В.Н. Мовчан, В.Г. Морачевский, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.).

В годы перестройки (1987-1991 гг.),которые характеризуется яркой социально-экологической окраской, было создано множество экологических объединений различной направленности и масштабов деятельности. Назовем лишь самые крупные международные и межрегиональные общественные организации: Международный социально-экологический союз (1988); первые проекты WWF в СССР (1988); отделение международной общественной организации «Совет Гринпис» (1989); Общероссийское общественное объединение экологов-профессоналов «Российский экологический союз» (1990); Союз общественных объединений «Ассоциация развития российской экологической прессы» (1990); Ассоциация «Экологическое образование» (АсЭкО) (1991).

Постперестроечный период 1990-х гг. - высокая «экологическая волна» ЭО, социально-экологических и эколого-образовательных сообществ. Общая тенденция перехода от унитарной к вариативной системе образования, принятие законов «Об охране окружающей природной среды» (1991) и «Об Образовании» (1992) создали организационные и правовые предпосылки для формирования системы непрерывного ЭО. В этот период активно разрабатываются концепции, модели и региональные программы школьного и непрерывного ЭО: Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова (Уфа, 1992); Н. Новгород, 1992; С.П. Львова, А.А. Вербицкий (Москва, 1993); В.П. Горлачев, Е.А. Игумнова и др. (Читинская обл., 1994); С.В. Алексеев и др. (Санкт-Петербуг, 1997); И.Т. Суравегина (Москва, 1998) и др.

С конца 80-х - начала 90-х годов ХХ столетия развивается профессиональное ЭО. Постдипломное педагогическое образование – один из эпицентров формирования современных сообществ педагогов в области ЭО. В профессиональном образовании и системе постдипломного педагогического образования Санкт-Петербурга сложилось научно-педагогическое сообщество, обеспечившее развитие современной экологии и системы непрерывного ЭО. Это плеяда замечательных ученых, среди которых: С.В. Алексеев, Н.Д. Андреева, П.П. Арапов, Г.Н. Белозерский, А.К. Бродский, Ю.Н. Гладкий, И.А. Горлинский, Н.В. Груздева, Ю.А. Даринский, В.В. Дмитриев, В.Н. Донченко, Л.Н. Карлин, С.Б. Лавров, В.Н. Мовчан, В.Г. Морачевский, К.М. Петров, И.Н. Пономарева, Ю.С. Селиверстов, Г.В., В.П. Соломин, Г.В. Стадницкий, А.И. Чистобаев и др.

Координация усилий научно-педагогического сообщества в области ЭО позволила создать мощный пласт научной, учебной, научно-методической, научно-популярной литературы в области экологии, ЭО и просвещения.

Экологические группы и организации осуществляли свою активность путем публичных слушаний, переговоров с властными структурами, решения юридических проблем и др. Образовательная и просветительская деятельность, реализация эколого-образовательных проектов, программ, акций стала ведущей или приоритетной в большинстве экологических организаций. Деятельность всех природоохранных, экологических и социльно-экологических общественных организаций в той или иной мере была связана с экологическим образованием и просвещением [28, с.83].

Развитию экологического движения этого периода способствуют глобализационные процессы, а также лавинообразное развитие электронных средств общения. «Компьютерные сети вывели «зеленые» организации на уровень взаимопонимания и сотрудничества, ранее неизвестный в человеческом обществе» [32, с.1].

Экологические организации начали активно использовать западную финансовую помощь: часть из них была создана исключительно для «освоения средств», другие успешно развивали свою основную деятельность.

Объективно численность социально-экологических организаций, особенно местного значения (клубы, центры экологического просвещения, методические объединения, разного рода ассоциации и др.) оценить проблематично. Анализ данных справочных изданий Российского Социально-экологического союза [34, 35] позволяют представить динамику численности наиболее крупных и постоянно действующих в Российской Федерации неправительственых экологических организаций всероссийского и международного уровней (рис. 1).

Этапы «зеленого» движения и развитие эколого-образовательных организаций - student2.ru

Рис. 1 Экологические неправительственные организации всероссийского и международного уровней

Спад социально-экологической активности в начале XXI века обусловлен рядом факторов: снижением внимания российского общества к экологической проблематике; снижением социальной активности населения; сокращением привычной ресурсной базы для деятельности экологического движения (человеческих и материальных ресурсов); недостаточной поддержкой со стороны государства, СМИ и др.

В этот период продолжили свою деятельность экологические организации, сохранившие активное «ядро» участников, создавшие устойчивую структуру организации, освоившие новые ресурсы и механизмы финансирования деятельности. По данным Министерства природных ресурсов в начале XXI в. в Российской Федерации насчитывалось свыше 2 тыс. эколого-образовательных и просветительских общественных организаций [28, с. 83].

В настоящее время (2010-е гг.) – происходит поиск новых «точек роста» ЭО.Актуальность ЭО и просвещения не подвергается сомнению. На уровне декларации формирование экологической культуры рассматривается как «приоритетная государственная задача». Однако реальная поддержка затрудняется административной аморфностью современного ЭО.

В этих условиях ориентиром для развития экологической культуры общества является комплексный подход к проблемам окружающей среды и благополучия человека в этой среде как значимой для всех общественных сил – государства (в том числе системы образования), бизнеса, гражданского общества.

В современной российской практике эколого-образовательные функции выполняют не только информационно-просветительские сообщества, но и общественные организации, в которых преобладают другие виды деятельности – природоохранная, краеведческая, научно-прикладная, эколого-практическая, политическая, религиозно-нравственная и пр.

В Санкт-Петербурге эколого-образовательные сообщества внесли существенный вклад в формирование региональной системы непрерывно ЭО. Современная модель ЭО – модель социального партнерства, условие успешного творческого развития личности в эколого-образовательной среде, которая формируется как вид открытой социально-культурной среды и является продуктом коммуникации и совместной деятельности образовательных структур всех ступеней образования и других секторов общества. Особую роль играет мобилизация различных ресурсов ЭО, одним из которых является формирование и развитие неформальных эколого-образовательных сообществ педагогов и других профессионалов.

Наши рекомендации