Особенности вхождения ребенка с РАС
В школьное пространство
Когда ребенок с РАС приходит в школу, его окружает большое коли&
чество новых людей — детей и взрослых. Хорошо, если в классе уже есть
знакомые дети — например те, с которыми ребенок обучался ранее. Если
таких детей нет, важной задачей тьютора, психолога, учителя становит&
ся включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками. Чаще все&
го, дети сами подходят друг к другу, знакомятся, предлагают вместе по&
играть. В случае с «особым» ребенком, инициатором общения детей час&
то становится взрослый — учитель, тьютор, психолог. Возможно, всем
детям класса необходимо объяснить, почему N так отличается от них —
плохо говорит, необычно выглядит, странно себя ведет. Рассказать, что
N трудно и объяснить, чем ему можно помочь. Как правило, дети с готов&
ностью откликаются на просьбы взрослых, если имеют достаточную ин&
формацию. И — кроме того — мы знаем, что отношение к тому или ино&
му ученику класса у его одноклассников очень сильно зависит от отно&
шения, демонстрируемого взрослым. Если учитель показывает положи&
тельное отношение к «особому» ребенку, не стараясь выделить его из
всех детей, включает в урок, организует взаимодействие на уроке и пере&
мене, в классе формируются отношения доброжелательности, сотрудни&
чества и взаимопомощи, а это самое главное условие успешной адапта&
ции детей с РАС в классе, «принятия» их другими учащимися.
Большое количество незнакомых лиц, голосов — тяжелая проблема
для детей с РАС. Для облегчения запоминания имен окружающих взрос&
лых и детей, можно предложить родителям ребенка сделать альбом с фо&
тографиями и подписанными именами, рассматривать их дома, заучивать
имена учителей и одноклассников. Рекомендуется также на первых парах
ограничить круг общения ребенка учащимися его класса и несколькими
учителями, постепенно расширяя этот круг в дальнейшем.
На начальном этапе обучения в средней школе необходимо, чтобы
пространство, в котором обучаются дети с РАС, было им знакомо и не
вызывало боязни. Если дети с РАС обучаются отдельной малочислен&
ной группой (класс для детей со сложной структурой дефекта), можно
выделить для них отдельный кабинет, пространство, к которому они по&
степенно привыкают и считают «своим», т.е. безопасной для себя зоной.
В этом случае на начальном этапе предлагается отказаться от традици&
онной для средней школы системы, когда каждый предмет изучается в
специальном кабинете: русского языка и литературы, математики, био&
логии, географии. Учителя&предметники могут на начальном этапе при&
ходить в кабинет для учащихся с РАС для ведения своих уроков.
Перед началом занятий в школе в школе для учащихся с РАС нужно
провести экскурсию по тем помещениям, которые необходимы им на
первом этапе обучения: класс, туалет, столовая (если эти дети смогут
сразу посещать столовую).
Постепенно зону, в которой находятся учащиеся с РАС, нужно рас&
ширять. К ней добавятся физкультурный зал, раздевалка, столовая,
библиотека, актовый зал. На следующем этапе — кабинет биологии, ге&
ографии и т.д. Таким образом, учащиеся будут постепенно осваиваться
в пространстве школы, встречаться с другими учащимися, социализи&
роваться.
В какой момент учащиеся готовы расширить зону пребывания, дол&
жен решить консилиум по представлению классного руководителя и
других учителей. Здесь нет точных сроков, так как разным детям может
понадобиться разное время для адаптации.
В случае если ребенок с РАС обучается в инклюзивном классе, ему
необходимо сопровождение взрослого до тех пор, пока он не освоится в
пространстве школы. Можно так же рассмотреть на консилиуме вопрос
о частичном посещении учащимся с РАС групповых занятий при со&
ставлении их индивидуальной программы обучения. По мере адапта&
ции ребенка с РАС в школе и в зависимости от состояния данного уча&
щегося, количество групповых занятий можно увеличивать или умень&
шать, если состояние ребенка временно ухудшилось.
Необходимо помнить, что состояние ребенка с РАС может зависеть
от сезонных явлений: ухудшаться, становиться менее стабильным осе&
нью и весной, в зависимости от солнечной активности, магнитных бурь
и т.д. Специалистам, работающим с классом, в котором обучаются дети
с РАС, необходимо внимательно следить за состоянием ребенка и чут&
ко реагировать на его изменения.
Пространство класса для детей с РАС рекомендуется разделить на
зоны: учебную и свободную. В свободной зоне должен находиться об&
щий стол, шкаф с играми, мини&библиотека, ковер или маты, на кото&
рых можно сидеть или лежать. Это дает возможность проводить часть
занятий, если это позволяет содержание урока, за общим столом или на
полу, помогает снизить трудности удержания позы за партой в течение
40—45 минут, варьировать длительность учебной нагрузки для разных
детей. В этой зоне можно заниматься чтением литературы, играть в на&
стольные познавательные игры; заниматься другими видами деятельно&
сти, не требующими сидения за партами. Свободная зона — это место,
где истощаемые дети могут отдохнуть, полежать, расслабиться, почи&
тать любимую книгу (но только после выполнения оговоренного зара&
нее с учителем задания), что создает для учащихся дополнительный
стимул к достижению результата. «Кончил дело — гуляй смело»!
Мебель, которой пользуются учащиеся с РАС, должна быть макси&
мально комфортной. Парты и стулья должны быть подобраны по росту
детей. Желательно иметь парты с регулирующимся углом наклона сто&
лешницы — это может значительно снизить индивидуальные трудности
ребенка. Часто дети с РАС испытывают организационные трудности
при подготовке к уроку или во время урока: не могут найти необходи&
мый учебник, тетрадь, найти в пенале нужный инструмент. Тренировка
этих действий требует специального внимания, нуждается в отдельной
проработке не только в школе, но и дома. Для облегчения этих проблем
можно укрепить на парте подставку для карандашей, в которой посто&
янно будут находиться необходимые письменные приборы и чертежные
инструменты. Необходимо следить, чтобы на поверхности парты во
время урока у ребенка с РАС не лежало никаких лишних предметов —
только то, что необходимо на данном уроке. Любой лишний предмет от&
влекает внимание и увеличивает количество трудностей.
Время отдыха учащихся можно варьировать в зависимости от со&
держания занятия и состояния учащихся.
Важным условием для успешного обучения детей с РАС является
наличие необходимых наглядных материалов. В классе должна быть
аппаратура для демонстрации видео& и аудиозаписей (компьютер,
мультимедийный проектор, экран, магнитофон). Наглядные материалы
также должны быть ориентированы на особенности развития и органи&
зации внимания учащихся. Приведем несколько примеров.
Школьная доска — предмет, который дети видят постоянно. Значит,
нужно максимально использовать его ресурсы. Рекомендуется предста&
вить на доске зрительную опору для лучшей ориентации учащихся в
пространстве. При этом все названия и знаки, которые относятся к по&
нятию «лево», лучше изобразить одним цветом, а те, которые относятся
к понятию «право» — другим. Например, все, что слева — синим; все,
что справа — красным. Такая зрительная опора не только помогает ре&
бенку в формировании зрительно&пространственных функций, но и по&
могает упрочить понимание связи направления движения по числовому
лучу с математическими действиями. Над доской рекомендуется пове&
сить «числовой луч» с рядом натуральных чисел.
Учителям, работающим с детьми с РАС, необходимо помнить, что
для этих учащихся важны стереотипы в учебной деятельности. Напри&
мер, если каждый учитель будет по&своему записывать текущее число
на доске, это может вызвать трудности восприятия данной информа&
ции. Специалистам лучше договориться между собой и делать единооб&
разную запись в одном и том же месте доски: например, записывать
только в левом верхнем углу 18.09.2012.
Так как для преодоления своих трудностей каждому ребенку нужна
своя опора, необходимо подбирать (создавать) наглядные материалы,
представленные на слуховой, зрительной и тактильной основе (ус&
лышать, увидеть, написать). Это помогает каждому ребенку успешно
решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации
слабых сторон развития.
Для детей с РАС характерно лучшее усвоение учебных материалов, ес&
ли они представлены в виде схем, алгоритмов, таблиц. Поэтому простран&
ство вокруг доски должно быть оформлено таким образом, чтобы каждый
урок мог сопровождаться демонстрацией адекватных наглядных материа&
лов. Следует помнить так же, что пространство не должно быть перегруже&
но информацией, и учащиеся должны видеть те материалы, которые нуж&
ны им в данный момент на этом конкретном уроке. Соответственно, у учи&
телей должна быть возможность быстро заменить одни наглядные матери&
алы другими. Для этих целей удобно использовать пробковые доски (рас&
положенные слева и справа от школьной доски); школьная доска должна
быть магнитной, над доской должны быть приспособления для укрепления
плакатов, географических карт и др. наглядных учебных материалов.
Как правило, внимание учащихся больше привлекают те наглядные
материалы, в создании которых они сами принимали участие. Это так&
же эффективный метод усвоения и закрепления учебного материала.
Подумайте, какие именно плакаты и таблицы могут нарисовать (с помо&
щью родителей) ваши ученики?
Многие дети с РАС испытывают трудности в понимании сложных
логико&грамматических конструкций. Часто встречаются учащиеся, ко&
торые до окончания начальной школы не могут запомнить последова&
тельность времен года, дней недели, месяцев; не понимают, что значит
«следующий за…», «находится между», «идущий перед…». Для преодо&
ления этих трудностей рекомендуется использовать круговые диаграм&
мы, ориентированные на интересы детей Их также можно делать совме&
стно с учащимися, используя детские рисунки, обсуждая и анализируя,
чем отличается от других эта конкретная часть дня, недели, года (рис. 1.).
Для запоминания последовательности месяцев года рекомендуется
на каждый месяц наклеить фотографии тех детей, у кого в этом месяце
день рождения. Тогда, глядя на диаграмму, ребенок волей&неволей бу&
дет подсчитывать, сколько месяцев осталось до его дня рождения, и за&
поминать их названия и последовательность. Рекомендуется также на
диаграмме отметить символически все основные любимые детские пра&
здники, которые вы празднуете в школе: Новый год, Масленицу, Пасху,
23 февраля, 8 марта и другие.
Таких примеров по созданию наглядных материалов, ориентирован&
ных на особенности учащихся именно этого класса, можно привести
множество. Творческое отношение учителя к содержанию наглядных
материалов поможет предупредить и преодолеть многие учебные труд&
ности.
Обязательным элементом организации образовательного процесса
являются соблюдение расписания занятий и правил поведения, с ко&
торыми ознакомлены дети, родители, учителя. Следует отметить, что
это не только помощь в организации деятельности детей, но и опоры со&
держательного плана.
Расписание на каждый день занятий должно висеть на видном месте
в классе, нужно учить детей с РАС ориентироваться на него. Правила по&
ведения в школе являются общими для всех, в том числе и для учителя.
Например, если в правилах поведения записано, что в классе нельзя кри&
Рис. 1.
чать, то никто (в том числе и учитель) не должен кричать. Крик — нару&
шение правила. Подумайте, часто ли встречаются учителя, которые НЕ
повышают голос на своих учеников? А ведь от детей постоянно требуют
«не шуметь», «не кричать». Значит, требуя от учащихся одну модель по&
ведения, своими действиями мы часто задаем прямо противоположную.
Правила поведения являются обязательными и для родителей учащих&
ся. Недопустимо входить в класс во время уроков, опаздывать на заня&
тия, отвлекать внимание учителя и других учащихся после звонка.
Лучше будет, если классные правила будут обсуждаться совместно с
детьми и родителями, а не предъявляться в готовом виде. Требования
не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностя&
ми ребенка с РАС и других учащихся. Не жалейте времени на обсужде&
ние, учитывайте интересы всех участников образовательного процесса.
Почему в школе нельзя кричать? Потому что нам неприятно, когда на
нас или рядом с нами кричат. Почему нельзя опаздывать? Потому что
это — не уважение по отношению к тем, кто находится на уроке, это ме&
шает им, разрушает рабочую обстановку.
Многие правила можно вводить при помощи символических знаков.
Например, чтобы добиться тишины в классе, можно ввести «Знак ти&
шины» (рис. 2).
Для того чтобы услышать тихий шелест, с которым лист ложится на
пол, дети поневоле замолкают. После этого учитель говорит: «А теперь
давайте договоримся. Если я показываю на этот листочек, в классе
должно быть так тихо, чтобы было слышно, как он падает». И с этого
момента, учитель начинает пользоваться этим правилом: когда нужно
добиться тишины в классе, он МОЛЧА показывает на «Знак тишины».
Если сам учитель выполняет правило, учащиеся тоже быстро его усва&
ивают.
Правила должны быть просты и понятны ребенку, и не противоре&
чить друг другу.
Рис. 2.
Правила нельзя вводить длинным списком. Одновременно можно
принять в классе одно — два правила. Следующие можно вводить толь&
ко после того, как усвоены уже принятые правила.
Помните о том, что ребенок лучше усваивает правило, когда контро&
лирует другого человека, будь то взрослый или ребенок. Будьте готовы
к критике детей. Если правило нарушил взрослый человек, это следует
отмечать так же, как если его нарушил учащийся. И не забывайте хва&
лить своих учащихся за выполнение правил. Ребенок обязательно дол&
жен получать положительные подкрепления своей деятельности.
Эффективным методом организации образовательного процесса яв&
ляется использование пиктограмм_________. Пиктограммы — небольшие кар&
точки со схематическими изображениями различных видов деятельно&
сти (рис. 3—8).
Рис. 3. Письменная работа Рис. 4. Найди ошибку
Рис. 5. Повторение пройденного Рис. 6. Домашнее задание
В начале каждого урока учитель прикрепляет при помощи магнитов
к доске пиктограммы тех видов работы, которые предполагается прове&
сти на данном занятии. Таким образом, на доске наглядно задается план
урока. Это помогает учащимся лучше рассчитывать свои силы. Создает
у детей с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей, ситуа&
ции, задает алгоритм деятельности на данный урок. Если на уроке пред&
полагается проведение самостоятельной работы, ученик знает об этом с
самого начала и морально готов к ней. Это особенно важно для учащих&
ся с нарушениями аффективно&эмоциональной сферы.
После окончания каждого этапа урока карточка — пиктограмма пе&
реворачивается лицевой стороной вниз. В конце урока, при подведении
итогов, все карточки снова поворачиваются лицом к детям — это помо&
гает учащимся вспомнить, что проходили на этом уроке, дает зритель&
ную, образную опору.
Возможно, при помощи пиктограммам составлять расписание на
один учебный день или неделю. Это связано с особенностями организа&
ции и распределения внимания у детей с РАС, помогает им планиро&
вать свою деятельность и выдерживать учебную и эмоциональную на&
грузку.
Учитывая индивидуальные особенности учащихся с РАС, низкий
уровень мотивации, эмоциональную нестабильность, для них нужна си_
стема оценки, позволяющая подчеркнуть любые, пусть самые незначи&
тельные успехи каждого ребенка. Очень важно развести в понимании
детей и родителей понятия «отметка» и «оценивание». Часто проблемы
низких отметок в семье ребенка с РАС связаны не с переживаниями ре&
бенка, а с завышенными требованиями, ожиданиями родителей. Так как
мы не можем отойти от системы выставления оценок, необходимо про&
Рис. 7. Пальчиковая гимнастика Рис. 8. Двигательная разминка
думывать и применять на практике не карательную, а поощрительную
систему оценивания результатов деятельности и поведения ребенка.
Фиксировать ребенка не на отрицательных моментах, а на положитель&
ных. И при низкой «отметке» «оценка» может быть высокой.
Хвалите ребенка, хвалите сразу и конкретно!
Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении
своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше
подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из спи&
ска те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родите&
лями каждого ребенка. Для разных учащихся подкрепления могут быть
различными. Для некоторых детей с РАС чрезвычайно важны пищевые
подкрепления (крекер, кусочек яблока, конфета), а другие дети к ним
равнодушны. Подкрепление будет эффективным только в том случае,
если оно значимо для этого конкретного ребенка.
Можно использовать очки, жетоны для стимуляции хорошего пове&
дения ребенка и штрафы — для прекращения плохого. Эти очки позже
могут быть обменены на некие поощрения (например, свободное время;
подарок; пицца, заказанная на весь класс в конце учебной недели).
Частота присуждения поощрений очень важна. Сначала поощрять
лучше через небольшие интервалы времени. После того, как система на&
чала работать, интервалы могут быть удлинены. Взрослый не должен
злоупотреблять штрафами. Ученики должны получать 3—5 поощре&
ний против каждого штрафа.
Помните! Можно выражать свое недовольство отдельными резуль&
татами и действиями ребенка, но не ребенком в целом. Мы оцениваем
не ребенка, а результаты его деятельности. Можно осуждать действия
ребенка, но не его чувства.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематичес&
ким, иначе оно перерастет в непринятие его. Создавайте вокруг добро&
желательную атмосферу, будьте заинтересованы в успехах учащихся и
в них самих.
На начальном этапе при организации обучения детей с РАС предо&
ставляйте каждому ребенку возможность работать в присущем ему тем&
пе. Лучше предложить ребенку пропустить очередную запись, предло&
жить задание, для выполнения которого требуется меньше времени.
1. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовы&
ваться с индивидуальным темпом. Выполнение меньшего объема рабо&
ты позволяет менее подготовленному ребенку успешно с ней справить&
ся, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя участвующим
в общей работе. Индивидуализация темпа — необходимое условие пси&
хологического комфорта ребенка в школе. Дети выполняют задание, но
работа останавливается независимо от степени ее завершенности. Так
отрабатывается умение начинать и заканчивать работу со всеми.
2. Отчасти индивидуализации может способствовать организация
групповой работы. В начале обучения ее нельзя использовать в полной
мере, но постепенно вводить ее элементы — разумно. Важно учитывать
необходимость смены состава группы для формирования у детей адек&
ватной самооценки. И практически полностью исключены соревнова&
ния между группами детей во избежание взаимных упреков и наруше&
ния атмосферы сотрудничества и общности класса.
3. Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке
позволяет всем детям без исключения снять напряжение, повысить
внимание.
Для своевременной коррекции снятия напряжения существуют раз&
ные педагогические «секреты».
Например,
— детям разрешается на уроке занять на какое&то время удобное по&
ложение: работать стоя, при желании поменять рабочее место (было бы
неплохо иметь в классе несколько конторок); походить на носках, сде&
лать стойку на одной ноге, напрячь стопы, голени, бедра, ягодицы, жи&
вот и т.д.;
— учитель может «постоять за спиной ребенка», положить руку на
плечо, разрешить пососать леденец, пошептаться.
4. Почти всем детям необходимо проговаривать последовательность
своих действий вслух. Учите детей говорить тихо, вполголоса, шептать
«губами», чтобы не мешать другим. Но не запрещайте детям говорить
вслух — через внешнюю речь происходит осмысленное освоение нового
и трудного материала.
5. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познава&
тельной деятельности, а не навязывать ее. Чаще предлагайте детям за&
дания, которые бы они выполняли с удовольствием. Требовать от ре&
бенка выполнения неинтересных или более сложных заданий следует
осторожно и дозировано, так как постоянное напряжение приводит к
соматическим или психологическим проблемам.
6. Основное правило для учителя. Создание условий для адаптации
ребенка к школе состоит в том, чтобы ребенок был успешен не столько в
обучении, сколько в сфере общения и взаимодействия между всеми уча&
стниками образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.
Специалисты, работающие с детьми с РАС, должны постоянно по&
мнить о задачах развития навыков коммуникации и социализации
этой категории учащихся. Это направление работы должно быть зало&
жено во все виды учебной и внеучебной деятельности. Перемены пред&
назначены не только для того, чтобы дети могли восстановить силы
или выплеснуть накопившуюся энергию, но и приобретали навыки
взаимодействия, учились правильно вести себя по отношению друг к
другу. Навыки коммуникации и социализации прекрасно формируют&
ся при организации парной работы, работы в микрогруппах, ролевых
игр, дежурства по классу и по школе, если учитель целенаправленно
работает в этих направлениях. «У тебя нет карандаша? Подойди к Ва&
се и попроси у него запасной. Ты помнишь, как это нужно сделать, или
тебе нужна помощь?» «Наташа забыла, где в нашей школе находится
библиотека. Кто может ей помочь? Расскажи, как вы туда пойдете?
А теперь проводи, пожалуйста, Наташу в библиотеку». «Мы идем в
школьный буфет, и каждый из вас попробует самостоятельно купить
то, что ему хочется. Вспоминайте, что нужно сказать и сделать при по&
купке? («Дайте мне, пожалуйста, то&то». Не забыть отдать деньги и за&
брать сдачу. Проверить, правильно ли сдали сдачу). Очень важно отра&
ботав какой&либо навык в одной ситуации, пробовать перенести его в
другую ситуацию. Например, если ребенок научился покупать булочку
в школьном буфете, предложить родителям попробовать сделать это в
магазине. Если ребенок научился самостоятельно пользоваться школь&
ным туалетом, предложить ему сделать то же самое на экскурсии или
при походе в театр.
Содержательные условия.