Работа над словами с непроверяемым написанием
– Разгадайте ребус. (Костюм.)
И = О | |
’ЮМ |
КОСТЮМ – 1. мн. нет. Одежда, платье как явление материальной культуры. История древнерусского костюма. 2. Комплект мужской (пиджак и брюки) или женской (жакет и юбка) верхней одежды. 3. Вообще комплект одежды определённого назначения. Слово заимствовано из французского языка в конце XVIII в., от итальянского costumo «костюм» – «обычай, привычка», восходящего к латинскому consuesco «привыкаю». Костюм буквально – «повседневная, привычная одежда».
Синонимы: одежда, платье.
Однокоренные слова: костюмчик, костюмер, костюмная.
Пословицы и поговорки:
Видит и кривой, на ком костюм плохой.
Портной без костюма, а сапожник без сапог.
К костюму совести не пришьёшь.
Предложения:
Мы купили спортивный костюм.
Портной шьёт мужской костюм.
Приложение 4
Работа по учебнику
Упражнение 82.
– система инженерных сооружений для снабжения водой населения, промышленных объектов.
– всё видимое пространство неба.
– круговое (обычно быстрое) движение воды в реке, озере, возникающее при столкновении встречных течений.
– старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическим действием.
Упражнение 85.
Читают и объясняют порядок разбора слова по составу.
Как хорошо их в слове знать,
Как хорошо их узнавать,
А также правильно писать,
Как будто семечки щёлкать.
Сначала находим окончание,
Но это не конец стараниям.
А потом отыщем корень:
Мы и здесь не знаем горя.
Без труда приставка объявится,
Если в слове она понадобилась.
Ну а суффикс? Что за суффикс?
Посмотрите на него!
Он за корнем только становится
И ни словом не обмолвится.
Знает он, что без него
Не будет значения нового.
И ещё нужно знать каждому
Правило одно очень важное:
Части слова знайте лично,
Чтоб учиться на отлично!
Приложение 5
Тест по теме «Состав слова»
Вариант 1
1. Укажите верное определение окончания.
а) Окончание стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении;
в) окончание – общая часть однокоренных слов;
г) окончание стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова?
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание;
б) существительное, прилагательное, глагол, предлог;
в) приставка, корень, суффикс, окончание;
г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
а) Море, морщина, морской; в) рог, рогатый, рогожа;
б) большой, боль, больница; г) часовщик, час, часик.
4. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание?
а) Столы; в) наушник;
б) моряк; г) забег.
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса?
а) Лапка, полянка, окрошка; в) лесник, отлёт, поварята;
б) вход, запуски, сговор; г) ежата, мышонок, осенний.
6. Найдите слова с приставками.
а) (По)горели; б) (по)горе; в) (за)болели.
7. Укажите слово, которое не является однокоренным для слов данной группы.
а) Мышонок; в) смышлёный;
б) мышиный; г) мышка.
Вариант 2
1. Укажите верное определение приставки.
а) Приставка стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) приставка – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении;
в) приставка – общая часть однокоренных слов;
г) приставка стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова?
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание;
б) существительное, прилагательное, глагол, предлог;
в) приставка, корень, суффикс, окончание;
г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
а) Вода, водолаз, водитель; в) повар, сварка, варит;
б) лес, у леса, к лесу, о лесе; г) гора, пригорок, пригорюнился.
4. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание?
а) Дубы; в) перелесок;
б) рыбак; г) выход.
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса?
а) Домик, грядка, вазочка; в) подоконник, отлёт, повара;
б) вход, запуски, сговор; г) стол, дерево, книга.
6. Найдите слова с приставками.
а) (От)боли; б) (за)грустил; в) (у)лететь.
7. Укажите слово, которое не является однокоренным для слов данной группы.
а) Жалость; в) жалкий;
б) жалоба; г) жалить.
Ответы.
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 – б 2 – в 3 – г 4 – в 5 – г 6 – а, в 7 – в | 1 – г 2 – в 3 – в 4 – в 5 – а 6 – б, в 7 – г |