Уголовно-процессуальной науки и законодательства 4 страница

4) возможности примирения сторон по уголовным делам не только о преступлениях небольшой, но и средней тяжести (ст. 25 и 28 УПК).

В настоящее время вряд ли кто из специалистов будет отрицать сложность и громоздкость процессуальной процедуры. В связи с изложенным представляется необходимым закрепить этот принцип в процессуальном законе и приступить к активной работе по его реализации как в законодательстве, так и в практике его применения.

Тема 4. Участники (субъекты) уголовного процесса

§ 1. Понятие участников

уголовного процесса и их классификации

В любых общественных отношениях, в том числе и в правоотношениях, присутствуют их субъекты (или участники). Попытки ряда специалистов разграничить понятия участников и субъектов процессуальных отношений не увенчались успехом. Поэтому в настоящем учебнике термины "участники" и "субъекты" уголовного процесса используются в качестве тождественных, равнозначных.

По мнению законодателя, участники уголовного судопроизводства - лица, принимающие участие в уголовном процессе (п. 58 ст. 5 УПК). Указанную категорию лиц составляют государственные органы, должностные, юридические и физические лица:

1) выполняющие определенную процессуальную функцию;

2) обладающие соответствующим (надлежащим) процессуальным статусом;

3) вступающие в правоотношения с государственными органами и должностными лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство.

Круг участников уголовного процесса необычайно широк.

Для их систематизации в теории уголовного процесса и процессуальном законе существуют различные классификации, построенные по разным основаниям (критериям): возрасту, психическому состоянию, выполнению служебных обязанностей и т.д.

Наиболее распространенной в уголовно-процессуальной теории является классификация, в основе которой лежат роль, назначение и специфика законных интересов участников в уголовном судопроизводстве.

В зависимости от этого критерия выделяют следующие группы участников уголовного процесса:

1) государственные органы и должностные лица, от деятельности и решений которых зависят ход и результаты уголовного судопроизводства. Перечень этих органов и лиц является исчерпывающим. К ним относятся:

а) орган дознания в лице его начальника или заместителя начальника;

б) начальник подразделения дознания;

в) дознаватель;

г) следователь;

д) руководитель следственного органа (части, комитета) и его заместитель;

е) прокурор и в некоторых случаях его заместитель;

ж) суд (коллегиальный орган);

з) судья федерального суда (единоличный участник процесса);

и) мировой судья;

2) лица, обладающие в уголовном процессе личными материально-правовыми и уголовно-процессуальными интересами. К этим лицам относятся:

а) подозреваемый (обвиняемый, подсудимый, осужденный или оправданный);

б) потерпевший по делам о преступлениях частно-публичного и публичного обвинения;

в) частный обвинитель (пострадавший, потерпевший, жертва) по делам о преступлениях частного обвинения;

г) гражданский истец;

д) гражданский ответчик;

3) лица, не имеющие личных интересов в уголовном судопроизводстве, но представляющие интересы участников предыдущей (второй) группы участников уголовного процесса. В эту классификационную группу входят:

а) защитник подозреваемого (обвиняемого, подсудимого, осужденного или оправданного);

б) представители потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца и гражданского ответчика;

в) законные представители несовершеннолетнего, недееспособного или ограниченно дееспособного подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, частного обвинителя или гражданского истца;

г) адвокаты, представляющие интересы свидетелей или других лиц, права и законные интересы которых ограничиваются в уголовном процессе (например, лиц, в жилище которых проводятся обыск или выемка).

В данном случае речь идет об институте представительства, который существует с древнейших времен.

Представительство - институт процессуального закона, предусматривающий возможность или обязанность предоставления прав, свобод и законных интересов участникам уголовного процесса лицами, специализирующимися на оказании юридической помощи в сфере уголовного судопроизводства, а также иными лицами, указанными в процессуальном законе.

В теории уголовного процесса различают два основных вида представительства: договорное и законное.

Договорное представительство - представительство законных интересов участников уголовного процесса на основании договорных отношений. Законное представительство - представительство законных интересов участников уголовного процесса на основании предписаний закона (норм гражданского, гражданского процессуального, семейного, уголовно-процессуального законодательства и т.п.) <1>.

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Мартыненко С.Б. Представительство несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного процесса: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.

В соответствии со ст. 45 и 55 УПК представителями потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца и гражданского ответчика, являющимися юридическими лицами, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом РФ <1> представлять их интересы.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца и гражданского ответчика может быть также допущен один из близких родственников этих лиц либо иное лицо, о допуске которого они ходатайствуют. По определению суда или постановлению федерального судьи, следователя и дознавателя в качестве представителя гражданского ответчика могут быть также допущены один из близких родственников гражданского ответчика или иное лицо, о допуске которого ходатайствует гражданский ответчик.

Участие законных представителей по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, является обязательным (ст. 48 УПК).

Законные представители - родители, усыновители (удочерители), опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находятся перечисленные лица, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК) <1>. К сожалению, в этом определении не отражено законное представительство таких участников уголовного процесса, как частный обвинитель, гражданский истец и свидетель (ст. 45 и 131 УПК). Законные представители и представители имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими лица, за исключением неотчуждаемых прав. Личное участие в уголовном деле представляемых лиц не лишает их права иметь в уголовном процессе представителя (ст. 45 и 55 УПК);

--------------------------------

<1> Более подробно об этом см.: Мартыненко С.Б. Указ. соч.; Юношев С.В. Адвокат - представитель потерпевшего: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2000 и др.

4) лица, являющиеся источниками доказательств. К ним специалисты в области уголовного судопроизводства относят:

а) свидетеля;

б) эксперта;

в) специалиста;

5) государственные органы, должностные лица и граждане, которые своей деятельностью содействуют решению задач уголовного судопроизводства.

Эта группа участников уголовного судопроизводства самая многочисленная, поэтому их перечень носит открытый характер. В этой группе находятся, например:

а) администрация исправительных учреждений в случаях, указанных в процессуальном законе;

б) администрация судебно-медицинских и судебно-психиатрических стационаров;

в) лица, участвующие в уголовном судопроизводстве в качестве понятых, секретаря судебного заседания и т.п.

В настоящее время существует законодательная классификация участников уголовного процесса, в основу которой законодатель положил состязательную процедуру уголовного судопроизводства.

В связи с этим критерием все участники уголовного процесса делятся на следующие группы. В первую группу включен только суд в качестве единственного органа, который осуществляет правосудие. Вторую группу составляют участники судопроизводства со стороны обвинения. В третью группу входят участники процесса стороны защиты. Наконец, последняя, четвертая группа включает в себя всех иных участников уголовного судопроизводства, содействующих решению задач уголовного процесса, но не указанных в предыдущих классификационных группах.

§ 2. Суд как орган правосудия

Суд - государственный орган, осуществляющий правосудие в уголовном судопроизводстве, т.е. рассмотрение и разрешение уголовных дел по существу в судебном разбирательстве. По мнению законодателя, суд - любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 48 ст. 5 УПК). Этот государственный орган обладает обширными полномочиями.

В настоящем параграфе учебника уместно отметить следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 29 УПК суд как орган правосудия правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями гл. 51 УПК;

3) применить к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями гл. 50 УПК;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

В настоящее время суд также правомочен принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу:

1) об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящихся под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответствующих экспертиз;

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

7) о производстве личного обыска, кроме случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

8) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

9) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

10) о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

11) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности;

12) о контроле записи телефонных и иных переговоров.

Кроме того, суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законом (ст. 125 УПК).

Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения, допущенные при производстве расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд или судья вправе вынести соответственно частное определение или постановление, в которых обращают внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона и требуют принятия необходимых мер по их устранению.

Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым (ч. 4 ст. 29 УПК).

§ 3. Участники уголовного судопроизводства

на стороне обвинения

Прокурор - Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК) <1>.

--------------------------------

<1> Полагаем, что отечественный законодатель без достаточных оснований не указал на то, что эти полномочия предусмотрены также уголовно-процессуальным законом.

Согласно ст. 37 УПК прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Обвинение в суде поддерживается прокурором - государственным обвинителем.

Государственный обвинитель - поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК).

Уголовное преследование (или обвинение) осуществляется в различных процессуальных формах.

Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК). Однако обвинение - это не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного процесса по обоснованию данного вывода. Законодатель выделяет частное, частно-публичное и публичное обвинение.

Частное обвинение - правоотношения и деятельность частного обвинителя (потерпевшего или его законного представителя), а иногда руководителя следственного органа, следователя и с согласия прокурора дознавателя в сфере уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного преследования конкретного лица и доказыванию его виновности в совершении преступления и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

Под согласием законодатель понимает разрешение руководителя следственного органа на производство следователем или прокурора на производство дознавателем соответствующих следственных и иных процессуальных действий и принятие ими процессуальных решений (п. 41.1 ст. 5 УПК).

Частно-публичное обвинение - правоотношения и деятельность частного обвинителя (потерпевшего или его законного представителя), органа дознания, дознавателя, следователя и руководителя следственного органа по возбуждению и предварительному расследованию уголовного дела, которое не может быть прекращено в связи с примирением сторон (за исключением случаев, предусмотренных ст. 25 УПК) и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

Публичное обвинение - правоотношения и деятельность органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа по возбуждению производства по уголовному делу и предварительному расследованию преступлений в силу служебного долга, без учета волеизъявления участников уголовного судопроизводства, и прокурора по осуществлению надзора за дознанием в полном объеме.

В процессе уголовного преследования по уголовному делу прокурор вправе (ст. 37 УПК):

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях <1>;

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе расследования;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также решения дознавателя в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, и его самоотводы, а также отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований процессуального закона;

10) изымать любое уголовное дело у органа дознания, дознавателя и передавать его следователю с обязательным указанием на основания такой передачи;

11) передавать дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, за исключением передачи дела в системе одного органа предварительного расследования;

12) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительное заключение или обвинительный акт; направлять дело в суд;

13) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации деяний обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

14) осуществлять иные полномочия, предоставленные ему уголовно-процессуальным законом.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены процессуальным законом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Перечисленные полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

В случае несогласия руководителя следственного органа или следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК). В то же время согласно ст. 38 УПК следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

В этих формулировках налицо явное противоречие законодательных положений, при разрешении которого приоритет должен быть отдан последнему положению.

В настоящее время в уголовном процессе появился следователь-криминалист - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий или производить их без принятия уголовного дела к своему производству (п. 40.1 ст. 5 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, в том числе военной, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК). Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для решения вопроса о направлении этого дела по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с процессуальным законом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

4) давать органу дознания в случаях и порядке, которые установлены уголовно-процессуальным законом, обязательные для исполнения письменные поручения:

а) о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

б) о производстве отдельных следственных действий;

в) об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий;

г) о содействии следователю при осуществлении указанных действий и исполнении принятых решений;

5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора об отмене постановлений о возбуждении уголовного дела, о возвращении дела для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Руководитель следственного органа - должностное лицо государственного органа, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

Руководитель следственного органа уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу и изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;

2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела и отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;

4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия дела к своему производству при рассмотрении вопросов о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанных ходатайств;

5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального закона;

7) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести следствие в полном объеме, обладая при этом всеми правами следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными процессуальным законом.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование следователем указаний руководителя следственного органа не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:

1) изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю;

2) привлечения лица в качестве обвиняемого;

3) квалификации преступления;

4) объема обвинения;

5) избрания меры пресечения;

6) производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению;

7) направления уголовного дела в суд;

8) прекращения уголовного дела.

В перечисленных случаях следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее пяти суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с его требованиями.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные ст. 39 УПК, осуществляют:

1) Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

2) руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ;

3) руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ;

4) руководители следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам, их заместители;

5) руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам РФ, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Сравнение полномочий прокурора и руководителя следственного органа позволяет сделать вывод о том, что деятельность следователей выведена процессуальным законом за пределы не только гражданского контроля, но и, по существу, прокурорского надзора, что чревато конфликтами между прокурорами и руководителями следственных органов.

Органы дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Представляется, что органы дознания - осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания (руководитель), в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК).

Наши рекомендации