Формирование компонентов профессиональной этики студентов бакалавриата психолого-педагогического направления в ходе социального проектирования
Иванова Ирина Викторовна, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной адаптации и организации работы с молодежью ФГБОУ ВПО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»,
г. Калуга, Россия
В современной профессиональной подготовке студентов ярко выражена необходимость обучения будущих специалистов теории и практике социального проектирования, так как это способствует удовлетворению общественных запросов в области воспроизводства высококвалифицированных кадров [1].
Анализ профессиональной деятельности педагога позволяет судить о том, что важным в профессии учителя является формирование и развитие навыков осуществления проектировочной деятельности. В русле реализации компетентностного подхода в образовании данная проблема представляет особый интерес, поскольку ее содержание ориентировано в основном на практику составления и реализации социально полезных проектов [3]. В данном смысле с точки зрения компетентностного подхода профессиональное образование направлено на формирование базовых социально-личностных компетенций как сложившейся способности и готовности овладеть социальным проектированием, которое обеспечит продуктивное выполнение профессиональной деятельности [2]. Данной точки зрения придерживаются Е.Г. Тарасова, Л.П. Саксонова, И.Г.Захарова и другие ученые.
В результате изучения дисциплин студент должен знать методики проектирования социальных процессов; уметь использовать на практике знание методов сбора первичной социальной информации и обработки эмпирической информации, осуществлять сбор и анализ исходных данных для социального прогнозирования и проектирования, использовать знания методики психолого-педагогических исследований и технологий для проектирования социальных практик, уметь оформлять законченные проектные работы, рассчитывать эффективность и последствия реализуемых социальных проектов; организовывать работу малых групп исполнителей. Студент должен владеть пониманием социальной значимости своей будущей профессии, готовностью осуществлять контроль соответствия разрабатываемых социальных проектов действующими общественными нормами экономических, политических и культурных отношений; владеть навыками разработки организационно-технической документации, документов систем управления качеством, а также навыками по внедрению результатов исследования в социальную практику и социальные модели поведения.
Итогом деятельности является составление, реализация и защита социальных проектов различных видов и тематики, актуальной для детей и современной молодежи.
Данная работа представляет возможности для реализации замысла каждого студента относительно внесения посильного вклада в общественно полезное дело. Атмосфера социального проектирования такова, что побуждает будущих педагогов к коллективным рассуждениям, мозговому штурму, беседам по социально значимым темам. Организованное пространство формального и неформального общения позволяет отрабатывать имеющиеся навыки профессиональной этики и психологии общения.
Использование ценностно-мотивационного, когнитивного, компетентностного и деятельностного подходов в педагогической деятельности в высшем профессиональном образовании способствует обогащению образовательного процесса диалоговыми методами педагогического взаимодействия. Это делает процесс профессиональной подготовки педагогов в процессе социального проектирования в вузе более интенсивным и эмоционально окрашенным.
Диалог мнений, мотивов, ценностных установок преподавателя и студентов содействует формированию творческой, социально активной личности, раскрытию и развитию индивидуальности каждого студента с целью его дальнейшей личностной и профессиональной самоактуализации и самореализации. Все это предполагает отработку умений взаимодействия в коллективе с соблюдением правил и законов психологии общения и профессиональной этики.
Важным аспектом деятельности по организации социального проектирования в вузе является создание условий и ситуаций для отработки навыков профессионального взаимодействия не только студентов друг с другом, преподавателем, а также с целевыми группами, участвующими в реализации проектов, что предопределяет естественную потребность и возникающую необходимость в освоении правил и законов психологии общения, профессиональной этики.
Как отмечает в своем исследовании О.Е. Лебедева, анализ разного рода литературных источников позволил сделать вывод о том, что одним из сдерживающих факторов, влияющих на социально- экономическое развитие России является недостаточный уровень сформированности норм этики у значительной части специалистов [5]. Этот вывод подкреплен эмпирическими данными, полученными в ходе исследования, проведенного в 2000-2010гг. на базе ряда организаций в г. Орске. Было установлено, что одной из причин текучести кадров на предприятии служит недостаточный уровень владения нормами этики: 6,7% уволенных связывали свой уход с этой причиной. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми» [4].
Необходимость обучения нормам этики студентов вуза в процессе профессиональной подготовки определяется наличием противоречий, обусловленных:
- накоплением научных данных о том, что
компетентность специалистов относительно норм этики является необходимым условием перехода к рыночной экономике в России и реальным уровнем владения нормами этики у конкурентоспособного специалиста;
- требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и отсутствием общепринятой технологии обучения нормам этики студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе;
- объективным фактором решающего значения обучения нормам этики студентов для становления конкурентоспособного специалиста и недооценка этого факта в процессе обучения в вузе [1-3; 5-6].
Обозначим принципы, на которых должна строиться пропедевтическая подготовка студентов к готовности и способности применять правила и законы профессиональной этики в реальной практике (практике общения, социального проживания и взаимодействия): принцип функционально- деятельностного подхода, принцип управляемости, принцип интегративности и принцип гуманизации.
Принцип функционально-деятельностного подхода в обучении нормам этики требует рассмотрения многообразных видов деятельности в их функциональных связях. Необходимость этого подхода определяется ведущей ролью различных форм деятельности в подготовке конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием.
Принцип гуманизации при обучении нормам этики предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, положительного эмоционального микроклимата.
Принцип управляемости применительно к обучению нормам этики обуславливается ее целевым назначением, средствами и технологиями, планированием результата, наличием инструментария диагностики, оценкой результата.
Принцип интегративности предполагает включение обучения нормам этики в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов относительно освоения (в данном случае) дисциплин профессиональной подготовки.
Структура технологии обучения нормам профессиональной этики в ходе освоения дисциплин может состоять из следующих компонентов и связей между ними:
1. закрепление знаний о нормах профессиональной этики в ситуации работы над проектами;
2. формирование практических навыков и умений, составляющих основу норм профессиональной этики, через реализацию студентами социальных проектов;
3. проведение обучающих тренингов по нормам делового общения.
Нормы профессиональной этики характеризуют совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ежедневно. Нормы профессиональной этики определяют отношения между людьми в различных ситуациях профессиональной деятельности. Суть этих отношений - поступки и ответная реакция на них.
В заключение стоит заметить, что социальное проектирование направлено на социально значимое нравственное и интеллектуальное развитие студентов, их включение в будущую успешную профессиональную педагогическую деятельность и систему нравственных ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей. Разработка и реализация студентами социально значимых проектов способствует созданию условий для их самоопределения, саморазвития, творческого самовыражения и профессионального самопрогнозирования. В процессе работы над социальными проектами студенты вуза используют знания из различных областей науки, что способствует формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний. Все это формирует умения и навыки логического мышления, самостоятельность, творческую и социальную инициативу, развивает умения видеть проблему и принимать соответствующие решения. Все это предполагает отработку умений взаимодействия в коллективе с соблюдением правил и законов психологии общения и профессиональной этики.
Библиографический список:
10. Иванова И.В., Косогорова Л.А., Шульман М.Г. Образование как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии // В сборнике: Национальная инновационная система: лучшие региональные практики Материалы второй заочной научно-практической конференции с международным участием. - 2014. - С.61-68.
11. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетентностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов // Вестник Мининского университета. - 2014. - №4(8). - С.27-34.
12. Иванова И.В., Макарова В.А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №8. – С.14-20.
13. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: пер. с англ. / Д. Карнеги. - М.: Вече, 2003. - 656 с.
14. Лебедева О. Е. Технология обучения нормам этики студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник ОГУ. - 2011. - №16 (135). - С.489-492.
15. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. - СПб.: Знание, ИВЭ-СЭП, 2001. - 496с.