Порядок выполнения работы.
• Собрать исследуемую схему (рисунок 2). В качестве источников Е1 и Е2 взять нерегулируемый и регулируемый источники напряжения постоянного тока (Е1=15 В; Е2=5 ÷ 15 В).
Рисунок 2
• Измерить токи и напряжения в исследуемой схеме. Результаты измерений занести в таблицу 1.
Таблица 1
I 1, mА | I 2,mА | I 3, mА | U1, В | U2, В | U3, В | ||||||
Расч. | Изм. | Расч. | Изм. | Расч. | Изм. | Расч. | Изм. | Расч. | Изм. | Расч. | Изм. |
• Перейти к первой расчетной схеме с источником ЭДС Е1 (Е2=0)
(рисунок 3)
Рисунок 3
• Измерить в первой расчетной схеме ЭДС Е1, все частичные токи и напряжения, указав их направления на схеме. Результаты измерений занести в таблицу 2.
Таблица 2
Е1, В | Е2, В | I1', mА | I2', mА | I3', mА | U1',В | U2',В | U3',В |
• Перейти ко второй расчетной схеме с источником ЭДС Е2 (Е1=0)
(рисунок 4).
Рисунок 4
• Измерить во второй расчетной схеме ЭДС Е2, все частичные токи и напряжения, указав их направления на схеме. Результаты измерений
занести в таблицу 3.
Таблица 3
Е1, В | Е2, В | I1'', mА | I2'', mА | I3'', mА | U1'',В | U2'',В | U3'',В |
• Зная частичные токи и напряжения в двух расчетных схемах, рассчитать токи и напряжения в исследуемой схеме с двумя источниками питания как алгебраическую сумму частичных токов и напряжений и указать их направления на рисунке 2. Результаты расчетов занести в таблицу 1 и сравнить их с измеренными значениями.
• Составить уравнения баланса мощностей в исследуемой и расчетных схемах. Ответить на вопрос: «Можно ли пользоваться методом наложения для вычисления мощностей?»
• Сделать выводы по работе.
Контрольные вопросы и задачи
1 На каком принципе основан метод наложения и в чем заключается сущность этого метода?
2 Для схемы (рисунок 5) докажите справедливость формул для тока I1 и I2.
Рисунок 5
3 Рассчитайте частичные токи в первой и второй расчетных схемах, изображенных на рисунках 3 и 4. Сравните их с измеренными токами.
4 Для схемы (рисунок 6) методом наложения найдите токи в ветвях, если
R1 = 2 Oм; R2 = 6 Oм; R3 = 4 Oм; J = 5 A; E = 20 B.
Рисунок 6