Развитие системы образования в россии xviii в.
1 этап: первая четверть— создание первых светских школ, дававших практические знания.
2 этап: 1730—1756 гг.— возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба Ломоносова за общенародное образование, за создание университета.
3 этап: 1766—1782 гг.— развитие просветительских пед. идей, возрастание роли университета.
4 этап: 1782—1786 гг.— школьная реформа, первая попытка создания гос. системы народного образования.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛ (при Петре I)
1. Государственность школ.
2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
3. Преобладание в учебных планах математики, навига
ционных и морских наук.
4. Принудительность обучения и суровый режим.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVIII В.
Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения
Закрытые сословные учебные заведения
Академия наук (1725 г.)
Школа математических и навигационных наук (1701): математика, астрономия, география, геодезия, мореплавание
Иностранные
пансионы (частные
заведения)
Университет (с 1755 г.) (в Москве) Факультеты:
— юридический;
— философский
Морская академия (1715)
Цифирные училища
(с 1714г.) (кроме
крестьян): чтение,
письмо, арифметика
Специальные учебные заведения
о: |
О |i < |
л
горно заводс кая шко ла | |
Сеть народных училищ для непривилегированного населения
Морской кадетский
корпус (с 1752 г.)
Гарнизонные школы для солдатских детей
Сухопутный шляхетский
корпус(с1731г): словесность, математика, история, география, спец. предметы
Инженерный дворянский корпус
Артиллерийский дворянский корпус
Программа:
• русский
язык;
• латинский
язык;
• иностран
ный язык;
• словес
ность;
• математи
ка;
• история
• Основной признак
всей системы — ярко выраженная
I СОСЛОВНОСТЬ.
Начальные архиерейские школы,
духовные семинарии и духовная академия
Петербургское
главное народное
училище (учительская
семинария)
Смольный институт
благородных девиц
(1764 г.)
116