Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

ТЕМЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Семинарское занятие №1,2. (4 часа)

Образовательная политика в России.

Основные понятия:образование, система образования, модернизация образования, реформа образования, принципы образовательной политики.Методические рекомендации: при изучении данной темы важно раскрыть сущность понятия «образование», различные его трактовки; рассмотреть образование как целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства, основные принципы образовательной политики.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность понятия «образование», различные его трактовки в научно-педагогической литературе.

2. Основные принципы образовательной политики РФ. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Декабрь 2012г.).

3. Основные направления модернизации образования в РФ.

4. Программы развития образования.

Практические задания и вопросы

1. Какие программы развития системы образования в РФ были приняты за последние 10 лет? Составьте перечень программ с кратким их описанием.

2. Какие программы развития образования приняты в республике Башкортостан? Составьте перечень программ с кратким их описанием.

3. Изучите законы РФ «Об образовании», принятые в 1992 и в 2012 годах, сравните их. Какие изменения внесены в новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?

4. Составьте аналитический обзор научно-педагогической литературы по актуальным проблемам современной школы (не менее 10 источников).

Литература

1.Асадуллин Р.М. Человек в зеркале образования: монография / Р. М. Асадуллин. – М.: Наука, 2013. - 247 с.

2. Белкин А. С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI века (психолого-педагогический аспект) // Образование и наука. - 1999. - № 1. - С. 69-77.

3.Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

4. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире: монография / А. С. Гаязов. – М.: Наука, 2003. – 255 с.

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Пед. общество России, 2002. – 512 с.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: Омега-Л,2006.–64 с.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. вузов и ссузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -– М.: Академия, 2003. – 176 с.

8.Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. вузов / В. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. - М.: Пед. общество России, 2002. – 268с.

9.Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.

10. Об образовании в Российской Федерации: новый Федеральный закон. – М.: Проспект, 2013.—134 с.

11.Образование нового столетия: проблемы, технологии, подходы к модернизации: коллективная монография / под ред. Э.Ш.Хамитова. – Уфа: БГПУ, 2001. – 103 с.

Семинарское занятие №3.

Сущность образования как социального феномена. Состояние и тенденции развития системы образования в России

Основные понятия:образование, система образования, модернизация образования, реформа образования, тенденции в образовании.

Методические рекомендации: при изучении данной темы важно раскрыть сущность понятия «образование» как социального феномена; рассмотреть и охарактеризовать состояние и тенденции развития системы образования в России, виды образования на основе соответствующих документов и программ развития образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Образование как социальное явление.

2. Виды образования

3. Тенденции развития системы образования в России

4. Тенденции развития профессионального (педагогического) образования.

Практические задания и вопросы

1. Составьте аналитический обзор научно-педагогической литературы по актуальным проблемам педагогического образования (не менее 5 источников).

2. Дайте характеристику таким тенденциям развития образования как гуманитаризация и гуманизация образования.

Литература

1. Асадуллин Р.М. Человек в зеркале образования: монография / Р. М. Асадуллин. – М.: Наука, 2013. - 247 с.

2. Белкин А. С. Тенденции развития образования в гуманистическом обществе XXI века (психолого-педагогический аспект) // Образование и наука. - 1999. - № 1. - С. 69-77.

3. Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

4. Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире: монография / А. С. Гаязов. – М.: Наука, 2003. – 255 с.

5. Об образовании в Российской Федерации: новый Федеральный закон. – М.: Проспект, 2013.—134 с.

Семинарское занятие №4.

Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики

Основные понятия: педагогическая профессия, деятельность, педагогическая деятельность.

Методические рекомендации: данная тема способствует раскрытию сущности педагогической деятельности, ее структуры, ценностные характеристики педагогической деятельности. Необходимо рассмотреть понятие «педагогическая деятельность» с целью более детального понимания студентами ее специфики, а также раскрыть и обсудить ценностные характеристики педагогической деятельности. Важно дать сущностную характеристику деятельности как системы и ее структуры. Студенты должны понять связь «учительства и ученичества» как универсального феномена человеческого бытия. На занятии возможно проведение тестирования студентов по изученному материалу.

Вопросы для обсуждения:

1.Возникновение и развитие педагогической профессии.

2.Сущность педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности.

3.Структура педагогической деятельности.

4.Ценностные характеристики педагогической деятельности.

Практические задания и вопросы

1. Как и почему возникла необходимость в педагогической деятельности и профессии?

2. Прочитайте фрагменты из книг В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям», А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и напишите развернутое рассуждение о видах педагогической деятельности, представленных в данных произведениях.

3. Найдите статью (в педагогических журналах, газетах) о деятельности педагога и сформулируйте свои предложения и выводы по статье.

4. Представьте себе, что вы автор книги «Портрет современного учителя». Составьте структуру этой книги. Какие ведущие цели и ценности вы будете раскрывать в этой книге? Чей образ учителя вы возьмете в данной книге за основу?

Литература

1.Асадуллин Р.М. Человек в зеркале образования: монография / Р. М. Асадуллин. – М.: Наука, 2013. - 247 с.

2.Бордовская Н. В. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

3. Изучаем педагогику: курс «Педагогика школы»: учебно-методическое пособие / сост. И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына. - СПб.: Свое издательство, 2013.- 61 с.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. вузов и ссузов / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. -– М.: Академия, 2003. – 176 с.

5 Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учеб. пособие для студ. вузов / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 224 с.

6.Профессиональный стандарт педагогической деятельности / под ред. Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования, 2007. - № 7. - С. 20-34.

7.Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание). Электронный адрес : www.ug.ru/new_standards/6

8. Сластенин В.А., Педагогика: учебник для студ. пед. вузов / В. А. Сластенин , И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 11-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 608 с.

Семинарское занятие №5.

Наши рекомендации