РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ.
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 27
Грамота. Звук [й']. Буква Й, й
Цель:
• познакомить детей со звуком [й], дать представление о том, что он всегда мягкий;
·познакомить с буквами Й, й:
·Упражнять в определении наличия и места звука в слове, звуко-слоговом анализе, постановке ударения; составлении предложений по схемам;
• способствовать практическому усвоению рода существительных (притяжательных местоимений мой, мои;
• закрепить знаки препинания (точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки), их значение, читать слоги, слова и предложения с заданной интонацией;
·развивать фонематический слух, внимание, память;
·воспитывать инициативность, самостоятельность.
Ход занятия
1.Учитель проводит игру «Доскажи словечко».- Что мы ели, угадай!
- Кара ... (вай),
- Что нам пели, угадай!
'. Баю - ... (бай).
- Что зa месяц, угадай!
- Месяц ... (май).
- Что в стакане, угадай!
- Сладкий ... (чай),
- Какой звук повторяется в конце каждой строки? (Звук [й'J)
11. 1. К нам на урок пришел один сказочный герой.Вот послушайте,
Что я вам о нем расскажу:
ОН не знает; отчего
Так огромен небосвод,
Зачем на небе звезды
Водят дружный хоровод.
Он не знает, почему
Солнце прячется во тьму,
Но все маленькие дети
Улыбаются ему.
И в его имени тоже есть звук [й '], Кто же это такой? (Незнайка) Незнайка вместе с нами будет изучать звук [й'].
2. Выделение звука. Игра «Узнай звук».
Если есть в слове звук [й '], хлопайте в ладоши, если нет, руки кладите перед собой.
Слова: лиса, чайник, лицо, соловей, автобус, хитрый, майка, машина, змей, йогурт.
Незнайка:
-- Есть звук [й '] в слове чайка? На каком месте он стоит в этом слове? Мне кажется, что в слове зайка этот звук стоит в конце. Кто со мной согласен'? (Ответы детей, они поправляют Незнайку, в слове зайка - звук [й'] тоже в середине.) Найдите на рисунке слова, в названии которых звук [й'] слышится в начале слова. В каких словах 'звук [й'] произносим в середине слова? В каких словах звук [й'] произносим в конце слова? Соедините со схемами.
Произнесите несколько раз звук [Й']. Что происходит с губами и языком при его произношении?
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Припроизнесении 'звука [й '] губы раскрыты не широко, между 'зубами образуется небольшая щель, середина язычка касается нёба, воздух встречает преграду, препятствие, Значит, он ... (согласный). При его произнесении слышится голос и шум. Голос спит или звенит? Значит, он .,. (Звонкий), произносится мягко, значит, он ... (мягкий).
Звук [й '] согласный, звонкий, мягкий, Каким цветом будем обозначать? (Зеленым) Закрасьте кружки зеленым цветом в первом задании.
А Незнайка говорит, что есть слова, в которых звук [й'] глухой и твердый. (Дети называют слова со звуком [Й'].)
Вы назвали много слов со звуком [й'], но среди них нет ни одного слова, в котором этот звук был бы глухим и твердым. Я тоже таких слов не знаю. Какой мы можем сделать вывод? Незнайка, запоминай: 'звук [й '] согласный, всегда звонкий, всегда мягкий.
Физминутка-загадка.
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей -
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может ... (муравей).
Наклейте отгадку.
4. Наклейте отгадку. |
Звуковой анализ слова муравей. (3 слога, 7 звуков, 3-й слог ударный, )
Звуковые круги заменить буквами. Раскрасить.
5. Знакомство с буквами Й,й. Все ученики хорошо знают, что каждому звуку соответствует буква. И все с нетерпением ждут, когда же мы познакомимся с новой буквой. Вот настало время, и учитель достал букву Й.Это буква «И краткое». Вот она какая!
На что похожа буква Й? В чем разница? Стихотворение.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Заучивание четверостишья.
111. Чтение слогов, слов. Прочитайте (он мой, они мои, мой). Добавьте слова, соедините с рисунками.
Соедини предметы; которые подходят по смыслу. Объясни свой выбор.
В какой паре не слышится [й ']. Как изменить, слово лебедь; чтобы слышался звук [й']? (Много лебедей).
IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.Напечатать букву Й на доске, Вот так пишется эта буква, Письмо в воздухе обеими руками.
Выборочный диктант. Я буду диктовать строчки из стихов. Подумайте,
Какой слог будем писать, и поднимите руку, если догадаетесь.
- Йод хороший, йод не злой, зря кричишь ты: Ой-ой-ой!
- Каравай, каравай! Кого хочешь - выбирай ай-ай!
V. Итог.Повторите для Незнайки, что он должен знать о звуке и букве Й.