Структура индивидуальных и подгрупповых занятий

Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения.

В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное — развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются.

Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок.

Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий.

Структура занятия

1. Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.

2. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.

3. Массаж или самомассаж.

4. Мимические упражнения.

5. Артикуляционная гимнастика.

Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.

6. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса.

Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.

7. Постановка звука.

Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.

8. Автоматизация звука в слогах.

9. Автоматизация звука в словах.

10. Автоматизация звука в словосочетаниях.

11. Автоматизация звука в предложениях.

12. Автоматизация звука в чистоговорках.

13. Автоматизация звука в загадках и стихах.

14. Автоматизация звука в самостоятельной речи.

15. Обучение рассказыванию. Развитие воображения.

16. Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).

17. Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой.

Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий.

Оргмомент

Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2—3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», — придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога.

Далее можно провести релаксационные упражнения, например, такие как «Силачи», «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и резиновая кукла», «Цветы и бабочки». Приведем описания некоторых упражнений:

1) «Лошадки». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение). Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление).

2) «Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх — напряжение), ураган сломал дерево (расслабление).

3) «Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление).

4) «Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками).

5) «Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) и опускают его (расслабление).

Для этой части занятия подходят пластические этюды. Их содержание может быть связано с темой занятия по коррекции звука или с изучаемой лексической темой. Например, при изучении лексической темы «Птицы» можно включить следующие задания.

Обыгрывание ситуаций:

1) «Мастерим кормушку». Педагог: Нам надо смастерить кормушку для птиц. Покажите ваши действия: вы строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, вешаете кормушку на дерево, сыплете корм.

2) «Воронята в гнезде». Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!» Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление).

Возможен пластический этюд с использованием стихов.

Педагог: Покажите смелого, юркого, шустрого воробья и трусливого воробья.

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

— Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А. Тараскин

Помимо релаксационных упражнений и пластических этюдов, 2—3 раза в неделю в занятия включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Куда пойдешь, что найдешь?», «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань впереди Юли. Стань между стулом и столом, возле доски» и др.

Разнообразие заданий, используемых в вводной части занятия, способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства.

Немаловажное значение в овладении ребенком правильным звукопроизношением имеет его умение слушать и слышать и степень развития речевого слуха. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в вводную часть занятия, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы.

Основные задачи по развитию слухового и речеслухового восприятия:

— научить детей вслушиваться в различные звучания, развивать умение сосредоточивать внимание на звуке;

— научить выделять среди разнообразных звуков только нужные;

— устанавливать местонахождение источника звука;

— определять, какому предмету принадлежит звук;

— определять на слух темп звучания;

— различать силу звука;

— научить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой;

— научить вслушиваться в речь говорящего.

Решению этих задач помогут следующие игровые упражнения: «Что ты слышишь?», «О чем говорит комната?», «О чем говорит улица?», «Эхо», «Покажи, что звучало», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, где позвонили», «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой), «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан — громко или тихо, дети выполняют различные действия — подпрыгивают или приседают), «Угадай, что стучит — погремушка или молоточек», «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы), «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне).

Игры: «Летает — не летает», «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен), «Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово — запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного).

Выполнение инструкций, состоящих из 2—3 действий.

Наши рекомендации