Расширение словаря и фразеологии

В процессе описанной деятельности знакомьте ребенка с новым речевым материалом. Примерный словарьдополняет тот, который содержался в предыдущих заданиях. Этот словарь ребенок должен пониматьи в письменной, и в устной формах к концу учебного года (т. е. через 9—12 мес. после начала работы по этому заданию) и употреблятьили самостоятельно, или с помощью чтения. Понимание и употребление всего словаря должно осуществляться ребенком и любой ситуации.Подчеркиваем, что приводимый ниже словарь являетсяпримерным: вы можете заменять одни слова другими, находить те слова, которые отсутствуют в данном списке и введение, которыхдиктуется укладом и условиями вашей жизни.

1. Для понимания:

имена знакомых детей;

клички животных и птиц, живущих в вашей квартире или имеющихся в вашем хозяйстве;

названия частей тела: шея, ухо, глаз;

названия всех игрушек, с которыми малыш играет дома (включаяслово матрешка) и на улице;

названия всех предметов мебели, находящихся в квартире, включая слова табуретка, кресло, телефон;

названия помещений квартиры: комната, кухня, туалет, ванная; если есть, то балкон (лоджия), веранда, кладовка, подпол и т. д.; если ребенок посещает массовый детский сад, то он должен знать и названия помещений в детском саду: групповая (группа), зал, спальня;

названия частей комнаты: дверь, окно, пол, потолок, стена;

названия некоторых видов транспорта: автобус, машина, велосипед, трактор, коляска;

названия кухонной и столовой посуды: кастрюля, сковорода, чайник, вилка, нож, стакан,

названия пищи: щи, хлеб, кисель, капуста, яблоко, лимон, апельсин, виноград;

названия частей стула: ножка (-и), сиденье, спинка;

названия одежды и некоторых частей одежды: галоши, воротник, петля (-и);

названия животных и птиц: свинья, курица;

названия насекомых: муха, бабочка, комар, кузнечик;

названия растений: трава, дерево (включая сюда и елку), ягода (-ы), гриб (-ы);

названия объектов, находящихся около или недалеко от вашего дома: клумба, огород, дорога, дорожка, скамейка, ящик, горка;

названия частей земного пространства: лес, река (море, пруд, озеро), небо;

названия состояния погоды, атмосферы: пасмурно, ясно, темно, светло, жарко; мокро, сухо;

обозначения качества действий: быстро, медленно;

названия частей суток: ночь, утро, вечер;

названия двух времен года: зима, лето;

названия действий, выраженные:

а) глаголами повелительного наклонения: посмотри, читай, играй, думай, понюхай, скажи, открой, закрой, принеси, одевайся, сложи, позови..., повтори, наклей;

б) глаголами изъявительного наклонения: бежит, едет, плачет, слушает, болит, смотрит, лепит, жарит, убирает, смеётся, умывается, кормит, пишет, надевает, дует, везёт, катается на..., поет, пляшет, гуляет, боится, думает, молчит, читает,заболел (-а) (все глаголы прошедшего времени употребляются в форме мужского и женского рода, единственного и множественного числа), убежал, сломал, опоздал, ушел, устал, прибежал, пришёл, построил, гулял, слепил, написал, наклеил, уронил, нарисовал, угадал;

слова, которые употребляются в разнообразных жизненных ситуациях: почему?, где?, опять, ещё, вдруг, никак, пусти (про пусти) пpocmu, умница, молодец, первый, второй, третий, а, и, на.

Перечисленные слова ребенок должен понимать не только и изолированном виде, но в любых словосочетаниях и фразах, свободно составляемых из этих слов. Приводим примерные образцыфраз, которые ребенок должен понимать в устной и письменной формах вне ситуации:

мальчик заболел; рыба (девочка, ...) плавает; девочка хлопает; положи мишку на стол; мяч упал в воду; тётя моет пол, девочка лепит бабу; у девочки болят зубы; мальчик надевает рубашку; девочка играет с юлой; мальчик играет в кубики; покажи у куклы (у мишки) нос, покажи у меня руки; покажи у себя уши, дай мне карандаш (бумагу, пить); спасибо, я не хочу; я буду слушать (гулять, лепить, рисовать, играть, говорить, ...); покорми птичку (рыб, рыбок, кошку, собаку); я знаю; я не знаю; я буду гулять, а потом кушать (есть); положи на место; как тебя зовут?; тебя как зовут?; как зовут маму?; как зовут папу (бабулю, дедулю, тетю)? (ответ может быть кратким: Катя, Алёша; о маме, папе и других можно говорить мама Лена, папа Витя, бабуля Наташа и т. п.); сколько тебе лет? (ответ полный и краткий: пять или пять лет); что там? тётя Валя, что там, что там, покажи; там мишка?; там кукла (слон, ...); открой рот (дверь, шкаф, альбом); закрой рот (дверь, шкаф, альбом); повесь полотенце (шубу); вымой тряпку (мяч); вытри стол (нос); положи мяч на пол (на место); надень тапки (пижаму); сними тапки (пижаму); сядь на ковёр (на пол, на стул); иди гулять (играть, спать); покажи руки (лампу, доску); слушай музыку; слушай с аппаратом (без аппарата); я нарисовал (-а) дом (рыбу, дерево), я выпил сок (кефир, молоко); мама нарисовала цветы; я гулял; у меня болит голова; у Андрюши болит рука; у зайки болит зуб;у папы лопата; у Светы кукла, у меня пирамидка; самолёт летит; машина едет; мальчик (Юра, Саша, Витя) ест суп (арбуз); девочка (Таня, Маша) пьёт молоко (чай); девочка поливает цветы; мальчик играет в мяч; Люда, иди сюда; возьми мишку и лису (кубик и машину); я не вижу; я забыл; папа забыл, пойдём (идём) гулять (домой); где Саша (тётя Оля)?; мама будет ловить (мяч) первая, я буду ловить второй, папа будет третий; надень аппарат; сними аппарат; включи (выключи) аппарат; бабуля (мама) варит щи, мама (бабуля, папа) жарит картошку (рыбу) и т. п.

Этот материал ребенок учится понимать. Напоминаем, что своепонимание он всегда должен проявлять каким-то активным действием (а не только повторением сказанного или прочитанного). Укажем способы проявления понимания речи и в письменной, и в устной формах (т. е. при слухо-зрительном восприятии ребенка).

а) Выполнение того или иного задания, поручения, просьбы: повесь пальто; положи мяч на пол; покорми рыб; дай маленькую кастрюлю; Алёша, слушай и прыгай и т. д.

б) Перевоплощение, вхождение в ситуацию через драматизацию с помощью движений тела или с помощью действий с игрушками.

У зайки болит зуб — ребёнок входит в роль зайки или берет игрушку и демонстрирует на ней, что произошло с зайкой. Самолёт летит (летит самолёт) — ребенок берет игрушку и показывает, как самолет летает, или сам становится самолетом и «летает» по комнате или по двору, сопровождая «полет» гудением (ввв). Вы спрашиваете: «А что тут?» — обводя рукой пространство над головой малыша и вокруг него. Если он не понимает ситуации, покажите две картинки: на одной может быть изображена комната, а на другой — небо (небо должно занимать значительно больше моста, чем земля). Вы вновь обводите рукой пространство вокруг ребенка и спрашиваете, показывая то на одну, то на другую картинку: «Тут что — это? Это?» или: «Тут что — это или это?» Поскольку контраст изображений слишком велик, и ситуация становится для ребенка понятной, он выбирает картинку с изображением неба и показывает небо в окно или (если игра проводится на улице) указывает пальцем вверх. Вы хвалите ребенка и, если он уже таком со словом небо, спрашиваете, снова обводя пространство вокруг него (картинка остается перед глазами малыша): «Тут что — вода, дерево?» Ребенок называет небо самостоятельно или находит (выбирает из нескольких табличек) табличку со словом небо и произносит его так, как может. «А ты — Маша, волк?» Ребенок отрицательно качает головой и говорит: «Самолёт. Я самолёт». Бабочка летит — ребенок «летает», а вы обращаете внимание на то, как он это делает — так же, как только что «летал», изображая самолет, или по-другому. Если движения не изменились, вы говорите: «Ты — самолет, а я сказала: бабочка летит, бабочка». Если ребенок не может оценить ситуацию, показываете ему, как он летает, и говорите: «Так летит самолёт. А где бабочка?» Как правило, взгляд со стороны помогает ребенку увидеть свою ошибку, и он начинает «летать, как бабочка». Но если этого не произойдет, не подсказывайтеему — не показывайте, как же на самом деле летает бабочка. Ваша помощь должна развивать мышление и самостоятельность ребенка, поэтому вы раскладываете перед ним несколько картинок с изображением бабочек с разным положением крылышек и просите изобразить, как летают эти бабочки («Что тут? Изобрази»). Когда ребенок начинает летать, как бабочка, задание можно считать выполненным. Но, как всегда, стараясь расширить представления о ситуации, спросите его о том, что окружает бабочку, укажите на пространство внизу, как бы под бабочкой: «Что тут, тут, тут?» При затруднении ребенка опять-таки ни в коем случае не подсказывайте ему, а дайте для выбора контрастные картинки, например небо и цветы или траву на лугу, в поле или на клумбе. Ребенок входит в ситуацию, выбирает картинки с изображением травы и цветов. Как и в случае с самолетом, используются слова трава и цветы. Вы вновь выясняете, кем ощущает себя ребенок, перевоплотился ли он действительно: «Ты кто — Маша? Ты сами лет?» Ребенок отвечает: «Бабочка. Я бабочка»,— или показывает на картинку, где изображена бабочка, а также находит табличку с этим словом и читает ее.

Бабочка сидит — ребенок должен представить себе, как и где сидит бабочка, а затем и изобразить это. Вы обязательно спрашиваете, где сидит бабочка: «Где бабочка сидит? Тут что?»— указывая на пространство под ребенком. Обращайте внимание на то, кик сидит бабочка, и в случае необходимости используйте наблюдения на улице и картинки.

Бабушка (бабуля) сидит — ребенок входит в роль бабушки и где-нибудь присаживается. Наблюдайте за тем, меняются ли его позы при изображении сидящей бабочки и сидящей бабушки. Не забывайте спросить: «Ты кто — Коля (имя ребенка)?» Ребенок должен назвать себя бабушкой (бабулей) и, если «сидит» на воздухе (воображаемое сидение), не забудьте спросить, что под ним («Что тут?»), т. е. на чем сидит бабушка.

Одни и те же тексты давайте повторно через разные промежутки времени — через неделю, через месяц, через два месяца, и т. д. Следите за тем, чтобы, основываясь на своем опыте, ребенок каждый раз вносил в свои действия что-то новое. Так, в разные дни, изображая сидящую бабушку, он может сидеть то прямо, то, откинувшись на спинку стула; то поставить ноги прямо, то, скрещивая их перед собой, то под стулом, то положить ногу на ногу; руки ребенка могут лежать на коленях, могут быть скрещены на груди, одна рука может подпирать голову и т. д. Болеть (у мальчика, девочки и др.) может и голова, и горло, и нога и т. д.; ловить можно и руками, и удочкой, и шапкой; ловить можно жуков, рыбу, мяч и т. д.

а) Рисование.

рыба плавает; дядя играет в мяч; стена жёлтая; синий авто бус; ложка упала; идёт снег, идёт дождь; дует ветер; девочка везёт санки; собака везет санки; зелёный помидор; яблоко лежит на столе; мальчик заболел; мяч упал в воду; кастрюля; виноград; курица заболела; свинья идёт по дороге; зеленые сапоги и др.

Помните, что данный вид работы направлен на то, чтобы увидеть, как ребенок представляет себе зафиксированную в тексте ситуацию, и дать ему еще один способ самовыражения. Поэтому техника рисования не имеет никакого значения и никаких замечаний по качеству рисунков делать не разрешается. По этой же причине дается запрет на внесение каких бы то ни было исправлений в рисунки ребенка. Важно, чтобы, рисуя, он утверждал себя в понимании через изображение, чтобы получал от этого удовольствие. Он может рисовать какие-то непонятные вам каракули, но при этом иметь в виду вполне конкретные предметы, объекты. То, что ребенок не может пока изобразить, он договаривает — объясняет, показывает, демонстрирует. Постепенно техника изображения у детей совершенствуется и, как правило, достигает достаточно хорошего уровня.

Как видно из приведенных примеров, текст может предполагать произвольное изображение какого-либо предмета (виноград, кастрюля); более регламентированное изображение предмета (зелёные сапоги, синий автобус); какую-либо ситуацию (девочка везёт санки, дует ветер).

Не довольствуйтесь однократным предъявлением каждого текста. Рисунки ребенка сохраняйте, делая на них пометки — дату и текст задания. Рисунки на один и тот же текст через какое-то время нужно обязательно повторять и сравнивать (без ребенка) с предыдущим рисунком (предыдущими рисунками) по тому же заданию. Если каждое новое изображение отличается от прежних, это значит, ЧТО у ребенка появились разные представления о ситуации, зафиксированной в одном и том же тексте. Если же рисунок повторимся, значит, у ребенка выработался опасный стереотип. Он представляет себе данную ситуацию узко, видит только один образ. Следовательно, необходимо расширять его наблюдения в природе, за деятельностью людей и фиксировать внимание на различных позах, различных действиях людей, животных, птиц и т. д.

Так, если ребенок постоянно (2—3 раза) рисует одну и ту же по внешнему виду рыбку, плывущую всегда в одну и ту же сторону, Го целесообразно посидеть с ним перед аквариумом (у себя дома, у знакомых, в зоомагазине и т. п.), выбрать для наблюдения сначала какую-нибудь одну рыбку. При этом обратите внимание ребенка на какой-то особый ее признак, например, на большой красивый хвост, большую голову, очень маленький размер и т. п. Движения ее фиксируйте движениями руки, т. е. вы и ребенок своими руками повторяете все движения рыбки: вправо-влево-вправо-влево, туда-сюда и т. д. Затем выберите другую рыбку для наблюдений и проделайте то же самое. Наблюдайте, как рыбки едят корм. Тогда при очередном рисовании по тексту рыба плавает ребенок передаст свои впечатления от этих наблюдений. Рисование по этому тексту не откладывайте надолго после наблюдений — можно предложить рисовать на другой день. Свои рисунки ребенок обязательно называет. Когда накопится несколько рисунков по одному и тому же тексту (это можно сделать через 4—6 мес.), достаньте их, разложите перед ребенком и рассмотрите. Положите и свои рисунки по тому же тексту, которые вы делали в разное время по заданию ребенка. Рассматривая рисунки, откладывайте в сторону рисунки-дублеры, которые вначале делал ребенок: «Тут, тут и тут одинаково, так не интересно». В результате остаются только различные рисунки, и ребенок как бы заново рассматривает и тех плавающих рыб, которых рисовал он, и тех, которых рисовали взрослые. Рассматривая рисунки, он называет то, что видит, например: «Вода, рыба. Рыба плавает. Вода синяя, рыба красная» и т. п. Вы, конечно, исправляете окончания прилагательных и просите ребенка повторятьсловосочетания правильно. Для того чтобы он обратил внимание на цвет рыбок и воды и отразил это самостоятельнов своей речи,цвет их должен быть различным на разных рисунках, и это различиеможете подчеркнуть в своих рисунках вы или кто-то другой, кто занимается с ребенком; видя, как он рисует, вы рисуете немногопо-другому (рыбка другого цвета, вода другого оттенка).

Такая же работа должна проводиться и с изображениями пи текстам отдельных предметов — машин, кастрюль, чашек, домни мячей, самолетов и т. д.; каждый из этих предметов на различных рисунках должен иметь разный вид.

Постоянно старайтесь развивать воображение ребенка. Например, при выполнении задания стена жёлтая выясните, где находит) иэта стена («Что тут, тут, тут, тут?» — около стены). Предложите дорисовать изображение до чего-то целого: это может быть стена дома с внешней стороны, стена комнаты. Помогите завершить, рисунок, но идея целого должна принадлежать не вам, а ребенку Он же должен и начать воплощать свою идею в рисунке, а вы можем его завершить.

Другой пример. После выполнения задания по тексту ложка упала выясняете, куда она упала («Тут что?» — под ложком) Если ребенок не провел линии, на которой лежит ложка, спросит) «Ложка летит?», почему, как она упала и т. п. Пусть ребенок проигрывает всю придуманную им ситуацию с настоящей ложкой. Подобная работа должна проводиться постоянно с каждым текстом.

б) Аппликация.

Рыба плавает; машина стоит; мяч упал в воду; летит само лёт и др. Для составления (конструирования) аппликации ребенок получает наборы приготовленных заранее форм из цветной бумаги. Каждая форма должна быть представлена несколькими наборами разной величины и цвета, например квадраты трех величин (маленькие, средние, большие), причем каждая величина должна содержать квадраты 3—5 цветов (красного, желтого, зеленого, синего, синего, красного, оранжевого; коричневого, зеленого, черного, желтого, голубого (деятельность ребенка не должна ограничиваться знанием слов-названий цвета — для реализации своего замысла он может пользоваться бумагой любого цвета с соответствующими словами он познакомится позже. Если же ребенок сам заинтересуется тем или иным названием цвета, желание его нужно удовлетворить) и др. Другие наборы состоят из кругов, прямо угольников, треугольников, овалов, трапеций. Следует учесть, что прямоугольники, треугольники, овалы, трапеции должны иметь разный вид (см. рис. 32).

Расширение словаря и фразеологии - student2.ru

Рис. 32

Ни в коем случае не следует предлагать для выполнения каждого задания все наборы.Вы должны предусматривать, какие формы мо гут понадобиться ребенку для выполнения данного задания, и предложить большее количество тех образцов, которые могут быть им использованы, и небольшую часть — избыточных, которые в данном случае явно не нужны. Ребенок всегда должен стоять перед проблемой выбора и по форме, и по величине, и по цвету элементов. Перед ним должны находиться и целые листы цветной бумаги.

Ребенок составляет предмет, а вы помогаете наклеивать элементы. Как и в предыдущих случаях, вы выясняете, где находится лишний предмет, т. е. что его окружает, почему он тут находится («Почему мяч упал в воду?», «Почему машина стоит?»), где может находиться отсутствующий персонаж («А дядя где?» — имеется в виду шофер стоящей машины) и т. п. В соответствии со своими представлениями ребенок выбирает бумагу определенного цвета и нарезает (сам или с вашей помощью) дополнительный элемент аппликации, например: коричневую или черную полоску, которую наклеивает (с вашей помощью) под машиной (это земля); зеленую полоску в нижней части аппликации по тексту летит самолет: и т. д. На качество вырезанных элементов вы не обращаете никакого внимания.

в) Лепка. Лучше лепить из глины, но если ее нет, помогайте ребенку размягчать пластилин.

Тётя сидит; дедуля (дедушка) спит; дядя стоит; у девочки мяч; дядя катается на санках и др. Требование к вам (родителям): не обращайте внимания на технику исполнения, не делайте ребенку никаких замечаний по этому поводу и не исправляйте

поделок.

И в этом виде деятельности, как и в других, описанных ранее, разговаривайте с ребенком, развивая его воображение, например: «Почему дедуля спит? Где стоит дядя? Почему? Где ляля тут? Тут? Тут?», т. е. дома или на улице. (Для ответа предлагаете на выбор несколько картинок — с изображением комнаты, двора, леса, поля и т. п. в разное время года.)

Записывайте, какие изображения делал ребенок по тому или иному заданию, а лучше — некоторое время сохраняйте его работы с подписями-текстами заданий. Возвращайтесь к одним и тем же текстам, чтобы расширять представления ребенка о каждой ситуации. Например, в одном случае женщина может сидеть на стуле, в другом — на диване, в третьем — на табуретке, в четвертом на скамейке и т. д.

Вы можете работать одновременно с ребенком: или выполи его задание по его тексту (ребенок может предложить вам таблиц, а может дать задание устно — самостоятельно или прочитав табличку), или выполняя вместе с ним данное ему задание. Вы ми лепить вместе один и тот же объект, а можете — разные предметы ' Например, ребенок лепит голову девочки, вы спрашиваете: что?» «Голова»,— отвечает ребенок или выбирает табличку и читает ее. «Это голова. А я что буду лепить? А мне что лепить голову?» — «Нет, рука». После исправления повторяет: «Руку» «Хорошо, я буду лепить руку». Со временем ребенок начинает пользоваться фразой лепи руку (ногу) (сначала с помощью чтения, а позже — самостоятельно). Другая ситуация. Ребенок лепит девочку, вы спрашиваете: «Это кто будет?» — «Девочка».— «Ты лепишь девочку. А мне что лепить? Что я буду лепить?» — «Санки».

г) Конструирование.

Стол; машина; дорога; самолёт и др. Ребенок может выполнить, эти задания (построй стол) с помощью строительного материала ни полу, на земле, на столе, а также с помощью плоскостных геометрических форм, складывая предметы (сложи стол) на какой-нибудь плоскости — на столе, на полу, на скамейке, подоконнике, стуле. Время от времени, возвращаясь к одним и тем же текстам, стимулируйте развитие вариативности в выполнении заданий: в разные дни ребенок сам строит столы разной формы и величины; дороги разной длины и ширины; самолеты разной конструкции и т. д. Как обычно, вы выясняете, что будет происходить потом за столом, что с машиной — едет она или стоит, если едет, то куда; откуда и куда ведет дорога («Что тут (на одном конце дороги)? А тут что (на другом конце)?» и т. д.).

д) Смешанные виды деятельности — лепка и конструирование, аппликация и рисование. Например, по тексту бабуля варит суп, ребенок лепит фигуру бабушки и кастрюлю, а плиту строит из кубиков; по тексту девочка идёт по дороге девочку можно слепить, а дорогу построить из кубиков или представить в виде бумажной полосы и т. д.

е) Нахождение (выбор) нужной картинки. Используйте разнообразные картинки с изображением различных действий. Прежде чем ребенок выберет к каждой картинке нужную табличку, он должен продемонстрировать своими действиями понимание содержания картинки (такую работу вы уже проводили в задании 8). В этой работе пользуйтесь словом изобрази: «изобрази, что тут нарисовано»; «Что тут? Изобрази». На одном занятии можно использовать 4—6 картинок. После демонстрации ситуаций, представленных на этих картинках, предложите ребенку 5-7 табличек с написанными на них предложениями, соответствующими изображениям, но хотя бы одна табличка должна быть лишней. Например, перед ребенком лежат 4 картинки, изображающие лежащую на диване бабушку; бегущего мужчину; прыгающего волка и играющего в мяч мужчину. Ребенок получает 5 табличек, В каждой из которых написано по одному предложению: бабушка (бабуля) лежит; дядя бежит; волк прыгает; дядя играет в мяч; дядя лежит. Таблички можно давать ребенку все сразу, а можно по одной (он может вытягивать их у вас из «веера»).

В первый период короткие предложения (из двух слов) малыш читает (вы помогаете, водя его пальчиком под словом), а более длинные воспринимает глобально. Затем он подкладывает табличку и картинке. Побуждайте его повторять прочитанное, т.е. называть картинку. Лишнюю табличку подсовывайте в середине работы, а не и конце, чтобы ребенок отложил ее в сторону сознательно. Со временем он будет читать все таблички аналитически и запоминать предложения с помощью чтения. Обязательно меняйтесь с ребенком ролями: он выбирает картинки и таблички для вас, пусть просит вас изобразить то, что нарисовано на картинках; а затем предлагает вытянуть таблички, прочитать их (вы читаете так, чтобы ребенок мог хорошо вас слышать) и разложить к картинкам.

15 этой работе вы учили ребенка понимать речь в письменной форме. Подобные занятия проводятся и для обучения пониманию устной речи, только вместо табличек вы эти фразы произносите. Ребенок говорит вместе с вами или вслед за вами (сопряженно или отраженно) и находит нужную картинку. Для подтверждения правильности выбора вы даете ему табличку с соответствующим предложением.

Наряду с привычными словосочетаниями, фразами (мальчик заболел, идёт дождь и др.) необходимо регулярно составлять тексты из знакомых слов, но в непривычных сочетаниях (курица заболела, собака везёт санки, свинья идёт по дороге и т. п.). Это нужно делать для того, чтобы с самого начала ребенок внимательно относился к слову, вчитывался, вслушивался, вдумывался в его значение. А достичь этого можно лишь, включая знакомые слова в самые разнообразные, неожиданные сочетания.

Следует иметь в виду, что какое-то время у глухого ребенка будет расхождение между его пониманием и самостоятельным называнием картинок. Этот период является естественным, и вы должны относиться к этому спокойно, довольствуясь частичным или усеченным проговариванием фраз, например, спит вместо мальчик спит (это частичное воспроизведение фразы), «мальчик» (это усеченное воспроизведение фразы). Чтение табличек помогает ребенку преодолевать этот временный разрыв и развивает речедвигательную память. В начальный период обучения (примерно 2—3 года) произносительная сторона речи и речедвигательная память (запоминание структуры, состава слов и фраз в устной форме) детей с нарушениями слуха развиваются медленнее, чем зрительное восприятие, зрительная память, поэтому понимание устной (и письменной) речи опережает самостоятельное использование глухими и слабослышащими детьми знакомого словаря. В связи с этим предлагаемый в данном задании словарь самостоятельной устной речи по объему меньше словаря понимаемой речи, особенно для глухих детей. Слабослышащие дети к концу учебного года могут использовать в активной речи большее количество слов, чем указано в задании, и употреблять более разнообразные сочетания слов, т. е. более свободные по структуре фразы, характерные для естественной речи слышащих детей более младшего возраста.

Наши рекомендации