Анализ программ по социокультурному воспитанию дошкольников.

Развитие ребенка всегда происходит в конкретном социально-культурном пространстве. Многочисленные психологические исследования показывают зависимость особенностей развития ребёнка от образовательных программ, от стратегии родительского поведения, от отношения взрослых к детям . Однако в России эти исследования осуществляются, как правило, в рамках одной культуры и единого общества. При этом сама социокультурная ситуация остается за рамками исследования и является некоторым необходимым и неизбежным фоном развития ребенка.

В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного социологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о всем мире в целом, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы мышления, сознания, закладываются начальные элементы культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают социологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания.

Предметом анализа программ по социокультурного воспитания дошкольников является социокультурная ситуация развития детей 5-6 лет.

Возраст детей выбран не случайно. Он является завершением дошкольного детства и началом систематического школьного обучения. Следовательно, в этом возрасте можно оценивать эффективность дошкольного воспитания и подводить некоторые итоги дошкольного детства. В то же время в этом возрасте дети еще не охвачены систематическим школьным обучением и культурное влияние семьи и близких взрослых является здесь максимальным.

Процесс организации образовательной деятельности в детском саду но­сит комплексный, плановый характер. Разработана основная общеобразова­тельная программа (далее ООП), представляющая собой модель целостного процесса воспитания и обучения детей, направленного на полноценное, все­стороннее развитие ребенка: физическое, социально-коммуникативное, художе­ственно-эстетическое, познавательное, речевое развитие во взаимосвязи. ООП ох­ватывает все основные моменты жизнедеятельности детей дошкольного воз­раста и учитывает основные и дополнительные образовательные нагрузки.

На основании п. 2.11. ФГОСы к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образо­вания реализации программы осуществляется:

Ø через непосредственно образовательную деятельность, осуществляе­мую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной);

Ø через непосредственно образовательную деятельность, осуществляе­мую в ходе режимных моментов;

Ø в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей;

Ø в ходе взаимодействия с семьями воспитанников МАДОУ.

В дошкольном учреждении создана система социальной адаптации вновь прибывших детей к условиям дошкольного образовательного учреж­дения, которая направлена на создание благоприятных психолого-педагоги­ческих условий, способствующих успешной адаптации детей к детскому саду.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап – подготовительный. (до прихода ребенка в ДОУ) На данном этапе, главная задача - помочь родителям посредством консультаций, информации на сайте ДОУ создать условия ребенку дома, которые помогут безболез­ненно адаптироваться ему в детскому саду.

II этап – основной. Главная задача – создание положительного образа вос­питателя. На данном этапе происходит становление доверительных отноше­ний (родитель – ребенок – педагог). Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отно­шения.

III этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад.

Для того чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла легко, педагоги делают следующее:

Ø создают эмоционально благоприятную атмосферу в группе;

Ø работают с родителями еще до поступления ребенка в детский сад;

Ø правильно организуют в адаптационный период игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включают игры и уп­ражнения.

На каждого ребенка заполняется адаптационный лист. Результатом на­блюдения становится:

Ø заключение о степени адаптации ребенка к МАДОУ (легкая, средняя, тя­желая); даются рекомендации по организации помощи детям;

Ø -разработка индивидуального режима в период адаптации;

Ø создание условий для благоприятного течения периода адаптации.

Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется образовательной программой детского сада, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников ДОУ.

По итогам мониторинга освоения программного материала дети всех возрастных групп материал по всем образовательным областям усвоен на следующем уровне.

Наши рекомендации