Духовно-нравственное воспитание детей средствами музыкального искусства 3 страница

Эти спектакли имели особенный резонанс среди самих детей, а также педагогов и родителей. В «Снежной Королеве» Герда (Диана К.) пела псалом младенцу Христу, импровизируя мелодию, молитву «Отче наш». В драме «Царь Иудейский» дети исполняли песнопение «Достойно есть» греческого распева, хореографическую композицию «Сотворение мира», музыка Т.Альбинони 18 век.

Яркие декорации, костюмы, духовная музыка, пение и поэзия, хореография, сопровождающие спектакль, благотворно воздействовали на детей. Результат оказался впечатляющим. Дети с удовольствием пели, танцевали, декламировали, а главное - с огромным желанием через музыкально-театральное, поэтическое творчество познавали вечные христианские ценности: вера, добро, любовь.

Все спектакли сняты на видео и показаны по городскому телевидению. Чтобы сохранилась и изменилась к лучшему жизнь на нашей планете, надо многое менять. Менять поведение людей, их отношение к Богу, друг к другу и окружающему миру. Мы не можем переделать весь мир. Но мы можем изменить в лучшую сторону себя, и тогда мир вокруг нас станет светлее и добрее. И, в первую очередь, это нужно нашим детям, чтобы они выросли и не переставали нас радовать своими успехами, своей любовью и вниманием, да и просто своей человечностью, чтобы были наши дети благополучными во всех отношениях гражданами.

Жирова С.В., Элембаева Н.В.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В современном обществе становится достаточно острой проблема формирования духовно-нравственного воспитания детей средствами музыкального искусства.

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» по новым федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования говорится, что важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

И одна из важнейших задач художественного образования в современной школе - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Кому же, как ни нам, педагогам, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра.

Все программы по музыке (Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр, Е.Д.Критская и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки.

Сегодняшняя жизнь ставит новые задачи перед музыкальным образованием в школе, которые прописаны в ФГОС. В условиях перехода на новые образовательные стандарты первоочередная задача учителя музыки - сформировать у младшего школьника умение учиться, так как музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества.

Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями - учить необходимо радости. Через радость ребенок должен познавать окружающий мир. «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

И задача педагога - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

Педагог призван формировать у учеников нравственные ориентиры, без которых знания могут быть направлены во зло человечеству. Он должен найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.

Отсюда вытекают основные задачи уроков музыки как уроков искусств, уроков творчества:

1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству, становление эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

2. Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры направленно на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.

3. Овладение языком музыкального искусства и приобщение на основе музыкально-теоретических знаний и навыков.

4. Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Проблема современности связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Возникла острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно-нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.

Русская культура, русский человек, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русское слово, русский народ, русская вера, русская музыка, русские композиторы - всё это объединено одним словом - Русь! Эта идея проверена на прочность веками, вокруг этой идеи должно строиться все наше образование.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования полноценного духовного развития будущего человека. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения.

По результатам исследований дети младшего школьного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте - лирические и спокойные произведения и песни. Это означает, что у младших школьников необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему.

Слушая народную и классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений. Для работы с учащимися, в произведения фольклора включаются доступные детям явления, выражаются разнообразные эмоции, используются различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ произведений, влияющие на духовно-нравственное развитие. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора (прибаутками, небылицами, скороговорками, игровыми и плясовыми песнями, играми и хороводами), но и привить любовь к родной природе, чувствовать её, соприкасаться с ней, эмоционально переживать.

Песня открывает перед ребенком красоту мира. В начальных классах дети слушают музыку природы, которая является важнейшим источником эмоциональной окраски слова, ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии. Слушая музыку природы, дети эмоционально готовятся к хоровому пению.

Цель педагога не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности.

Одной из задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому.

Не представляется духовно-нравственное воспитание без слушания музыки, без того, чтобы уже в детские годы у человека не было любимых мелодий таких как: "Песня жаворонка", "Подснежник" П.Чайковского, "Колыбельная" В.оцарта, "Смелый всадник" Р.Шумана и т.д. Главное заботиться, о том, чтобы в духовную жизнь детей вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.

Как отмечали многие музыканты-педагоги (Л.В.Школяр, Е.Д.Критская и др.), процесс восприятия должен сопровождаться сопереживанием и возникновением нравственно-эстетических оценок музыкальных смыслов, а результатом такого восприятия должна быть ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора.

Проблема сегодняшнего поколения в том, что ему свойственна большая степень «эмоциональной глухости», неспособности к эмпатии, что в дальнейшем приводит к проблемам в общении. Поэтому развитие чувственного восприятия, способности к эмоционально-эстетической оценке – важнейшая задача музыкального образования.

Можно выделить такие виды художественно-эстетической деятельности детей на уроке искусства как:

- художественное восприятие (восприятие сопереживания чувств, настроений автора, его идей и смыслов);

- художественный анализ (вербальное объяснение своих переживаний, смыслов путем рассуждений, затем - художественное прозрение);

- художественное исполнение (передача голосом, жестом, на инструментах художественного образа);

- художественное творчество (выражение собственных чувств и мыслей в процессе интонирования и импровизации).

Урок музыки, особенно в младших классах очищать душу ребенка от психологического напряжения, снимать стресс, настраивать на волну радости, счастья, удовольствия. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития.

Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально-духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия. Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания учащихся средствами музыки:

1. Мы используем на уроках музыки художественное творчество, сочинение стихотворений или рассказов на ту или иную музыку.

2. Проводим музыкальные спектакли, праздники.

3. Регулярно занимаемся музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных инструментах, хоровым пением.

4. Проводим музыкально-обрядовые игры.

5. Регулярно слушаем народные песни, классические музыкальные произведения.

Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Если в процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело, мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.

В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.

Литература:

1. Савинов, Е.С.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.- М.: Просвещение, 2010.

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.-М.: Просвещение, 2011.

3. Образовательная система «Школа 2100». ФГОС. Примерная основная образовательная программа. - М.: Баласс, 2011.

4. В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Музыка. Учебник.1 класс. - М.:Баласс, 2011.

5. Кабалевский, Д.Б.Как рассказать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989.

Зиновьева О.Г.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В.А.Сухомлинский писал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Детство - это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение его в традиционную духовную культуру. Ведь культура - это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.

В записной книжке 80-х годов композитор Г.Свиридов пишет: «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание». Вера, совесть, святость, целомудрие, самоотвержение, чистота, смысл - это все одно разными словами. Россия и в светской культуре явила миру близость к Богу по заповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Мф. 6:33).

Мы же, растоптавши связь с Церковью, пожинаем горькие плоды. Многие человеческие заповеди вычеркнули из школьной воспитательной программы: «Не убий», «Не укради», «Люби ближнего, как самого себя».

Доктор Б.Спок заявил, что не следует шлепать собственных детей, когда они плохо себя ведут, потому как травмируется их личность. Далее кто-то сказал, что наши учителя не должны наказывать учеников, которые дурно себя ведут, что «вертеп не должен оскорблять религиозные меньшинства», «давайте печатать обнаженные тела девушек, но назовем это почитанием женского тела». А теперь мы спрашиваем себя: «Почему наши дети не умеют различать правильное от ошибочного?…».

Музыкальный слух общества духовно омертвел. При этом изъяснение детям музыки в духовных понятиях нам доступно. Ибо жажда света, правды, добра, духовной любви, справедливости, истины, красоты - все это имена Божии! - вложена в человека как его суть, и в детстве еще не вытравлена. В серьезной же музыке есть то, что способно ответить этой жажде света. На церковном языке влекущая ввысь сила Божия именуется призывающей благодатью. Мы явственно слышим ее, особенно в русской музыке. Этой сути уже нет в эстрадной поп-музыке, принципиально, воинственно антидуховной. В сравнении с ней самая мягкая и нежная серьезная музыка (например, Шопена) мгновенно выявляет в себе дух мужества, молитвенно-благоговейной собранности, жажды небесной чистоты. Ни следа в ней вялой раздуховленности - напротив, вздымает каждый звук неведомая окрыляющая сила, слышатся тайные воздыхания томящейся в нас, в образе Божием, неотмирной красоты...

Поп-музыка неодолимо принуждает художника и его жертву занять антидуховную позицию. Как мощнейшая система гипноза, основана она на отъятии у человека (с его свободного согласия) свободы воли. Даже ритмизованное мигание света, ввергающего слушателя в духовный паралич, способно на это. Временами кажущаяся нежной, сущностно она агрессивна; ее пронизывает неодолимое тяготение к вульгарности и бесстыдству как восстанию на заповеди Божии. Пошедшая по пути воспевания греховного состояния человека в самодостаточности и лени духовной, вскоре открыла она себя демоническим влияниям, насилующим души людей.

Развал душ начинается с развала смысла жизни, пробуждающего духовную энергию и великое мужество, ставящего моральные границы, через которые не может переступить человек. Почти два века назад о нависшей смертельной опасности предупредил Д. Карамзин: «Демократы, либералисты хотят нового беспорядка: ибо надеются им воспользоваться для своих личных выгод. Уничтожив самого себя как существо совестливое, духовно-нравственное... Корень зла - развращение народа, превращаемого в глупое население».

Мысли о необходимости более раннего - начинающегося еще до школы - воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Я.А.Коменский утверждал что «…счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Ж.-Ж. Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Все начинается с детства: первые шаги, первые слова, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В воспоминаниях учеников школьные годы навсегда должны остаться светлыми, добрыми, яркими. Ведь, поистине, это время беззаботное, веселое, счастливое.

Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя, непродажная - вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен…

Первоочередная задача учителя музыки - это донести до учеников нравственное восприятие, духовное созерцание произведения, его прочувствование и эмоциональная реакция на него. Поэтому прослушивание или просмотр музыкально-драматических, вокальных или инструментальных произведений и есть воспитание музыкальной культуры и привитие интереса к искусству. Именно к этому и должен стремиться учитель музыки. Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Можно найти основу духовно-нравственного развития детей на уроках музыки.

Все программы по музыкальному воспитанию в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального произведения. Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить чувство духовно-нравственного - главная задача учителя музыки.

Я работаю по программе Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой, которая составлена на основе Государственного общеобразовательного стандарта общего образования по искусству. Эта программа и система нацеливает педагога на проведение нетрадиционных уроков (урок-лекция, музыкальная гостиная, презентация и защита творческих проектов, интегрированный урок, урок конференция и т.д.). В программу включены темы религиозной тематики: «Светлый праздник» (к Пасхе), «Рождество Христово», «Масленица и встреча весны», «Праздники русского народа: Троицын день», и др. На уроках стараюсь воспитывать у детей чувство патриотизма. Этому способствуют следующие темы программы: «Героическая тема в русской музыке», «На великий праздник собралась Русь», «Виват, Россия!», «Музы не молчали», «Музыкальные образы родного края» и т.д.

В совместной работе с детьми интересно наблюдать за их реакцией во время слушания музыки. Некоторые ребята очень эмоциональны. Они тут же начинают двигаться под музыку, не сдерживают улыбок и слёз. Свои впечатления от музыкального образа я прошу передать в рисунках. Дети постарше выступают в роли исследователей - находят интересную информацию о композиторах, музыкальной жизни прошлых времен.

Ребятам из средних классов я предлагаю более трудные задания, например: определение музыкальных средств выразительности, сравнение стилей композиторов, угадывание на слух произведения и его жанра, подбор дополнительного материала по изучаемой теме. Общение на уроках, обмен мнениями с одноклассниками и учителем формирует устойчивую мотивацию к учебе, повышает любознательность и интерес к предмету.

«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей…» (Л. А. Беренбойм).

Одним из видов практической деятельности на уроке является выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, что способствует развитию самостоятельного оценочно-эстетического, духовно-нравственного отношения ребят к музыке. Многие ребята рисуют в дневниках, либо наклеивают в них репродукции картин известных художников. Творческое оформление дневниковых записей служит развитию музыкальных ассоциаций ребят, расширению их художественного кругозора.

Я предлагаю ученикам не только отвечать на вопросы, но и написать дома рассказ об услышанной на уроке музыке, создать проекты. Решению задачи формирования нравственного отношения к музыкальным ценностям служит, например, метод проблемного обучения, который я стараюсь использовать на уроках музыки. Этот метод позволяет мне организовать на уроках дискуссии, развить музыкальное мышление ребят, их оценочные представления.

Например, на уроке в 6 классе ученики обсуждали проблему по тему «В чем сила музыки?». После прослушивания произведения «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта был предложен ребятам вопрос: «Чье произведение вы только что услышали?» Почти все ученики узнали композитора. Я в свою очередь попыталась проникнуть в основание такой оценки и задала им следующий вопрос: «Как вы узнали, что это произведение сочинил Моцарт?». И вот что ответили ребята: «Музыка Моцарта прозрачная, светлая и очень нежная. Его музыка нежная и вдохновенная». И когда я задала еще один вопрос: «А нам, современным людям, нужна ли музыка Моцарта?», в классе началась дискуссия. Дети говорили, что его музыка помогает выразить эмоциональное отношение к людям, призывает к добрым поступкам, она очень душевная.

А как горячо и по-доброму ученики спорят о подвиге Ивана Сусанина, обладавшего такой силой духа, которая вывела его страну из страшного кризиса смуты.

Работая в течение 20 лет в школе, я наблюдаю, как происходит процесс духовно-нравственного становления человека, что способствует у него формированию:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Литература:

1. Искусство, ремесло и православное ученичество» (материалы всероссийской конференции). - СПб., 1998.

2. Кокуева, Л.В. Духовно нравственное воспитании дошкольников на культурных традициях своего народа / Л.В.Кокуева. - М., 2005.

3. Базиков, А.С. Музыкальное образование в современной России / А.С.Базиков. - Тамбов, 2002.

4. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А.Безбородова, Ю.Б. Алиев / Учеб. пос. для студ. муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002.

5. Музыка. 1-8 классы. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под общ. ред. Е,Д.Критской, Е.Д.Сергеевой. - Волгоград, 2011.

Зубина М.С.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - ВОСПИТАТЕЛЬ: ВОПРОСЫ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Одной из задач моей педагогической деятельности с разновозрастной группой в приемном отделении является: помощь музыкальному руководителю в общей постановке музыкального воспитания детей и выявлении детских творческих способностей по мере поступления в приют и тем самым способствовать успешной реабилитации детей.

Следует подчеркнуть, что трудно и практически невозможно одному человеку реализовать систему музыкального воспитания в приюте. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал: «Культура воспитательного процесса во многом определяется тем, насколько насыщена жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». И очень важно помочь «выпрямить» души наших детей - израненных и изломанных.

Очень желательно, чтобы между музыкальным руководителем и воспитателями групп установился творческий контакт.

Мне, как воспитателю, хотелось бы вкратце очертить круг деловых взаимоотношений в области музыкального развития детей между музыкальным руководителем и воспитателем.

Непременный и постоянный принцип любого вида деятельности воспитателя на занятии: он должен быть образцом для подражания, примером.

В дошкольной группе условно занятие музыкальное делится на четыре части:

1-я часть - музыкально-ритмическая, куда входит определенное музыкально-ритмическое упражнение, например, шаг, бег и т.д.;

2-я часть - слушание музыки;

3-я часть - пение;

4-я часть - музыкально-ритмическая, куда входит танец или пляска, игра, хоровод, основанные на музыкально-ритмическом движении 1-й части.

2-ю (слушание) и 3-ю (пение) организовывает и проводит непосредственно музыкальный руководитель, а воспитатель в этих случаях служит примером для подражания. Он поет вместе с детьми, не заглушая детского пения. Помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно) может спеть новую песню с инструментальным сопровождением.

1-ю и 4-ю части - музыкально-ритмические части занятия организовывает воспитатель. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младшей группе воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей. Он показывает движения пляски, объясняет содержание игр, добивается точности движений.

В группах постарше роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое-либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные словесные указания в пляске, игре и т.д. Может использовать показ на ребенке, который хорошо исполняет то или иное движение.

Эта схема может быть распространена и на группу детей младшего, среднего и старшего возраста. Воспитатель при групповом исполнении может занять позицию оценивающего наблюдателя. Следует отметить, что школьные уроки музыки в приюте не дублируются. Групповые и индивидуальные занятия служат развитию творческих способностей в том или ином виде деятельности, удачные результаты которой включаются в те или иные мероприятия учреждения, группы. В свою очередь все это служит самоутверждению в кругу сверстников, заинтересованности, улучшению взаимоотношений в коллективе в целом.

Необходимо отметить, что в группах среднего и старшего школьного возраста воспитатель остается примером для подражания. В этих группах особая роль воспитателя заключается в том, чтобы в процессе наблюдения за вновь прибывшими детьми помогать выявлять музыкальному руководителю их творческие способности и помогать их развивать, используя их в групповой музыкальной деятельности, в праздниках.

Следовательно, воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях и вне их.

2. В процессе подготовки к празднику или развлечению воспитатель стимулирует творчество детей: подсказывает тему, распределяет роли, намечает развитие сюжета (в театрализованной деятельности).

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку и ранее изученный музыкальный материал в игры, прогулки, трудовой процесс.

4. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на различных занятиях.

Таким образом, рассмотрев вышеуказанные положения, следует подчеркнуть, что вопросы делового творческого сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя остались актуальными и по сей день. Будем продолжать развивать, совершенствовать педагогическое мастерство, стремиться к тесным творческим контактам во благо детей во славу нашего учреждения.

Литература:

1. Малинина, Е. Вокальное воспитание детей. - Ленинград, Музыка, 1967.

2. Новикова, Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. - М.: Аркти, 2003.

3. Нещерет, Л.Г. Детский праздник в школе, лагере, дома. - Нижний Новгород: Гуманитарный центр, 1998.

Наши рекомендации