Методические рекомендации по подготовке к семинарским и лабораторным занятиям

2 курс, 4 сем.

Семинар 1

Методика формирования системных знаний о труде взрослых и трудового обучения в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Последовательность формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.

2. Методика трудового обучения в разных возрастных группах.

3. Методика руководства поручениями, дежурством и коллективным трудом в возрастных группах.

4. Методы, способствующие развитию партнерских и доброжелательных отношений в процессе дежурства и коллективного труда детей.

Литература:

1. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – С.147-196.

2. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. – СПб., 1995. – 76 с.

3. Крулехт М.В. Обучение детей навыкам хозяйственно-бытового труда // Дошкольное воспитание 1988.- № 12.

4. Логинова В. Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание 1978.- № 10.- С. 56-63.

5. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. – М., 1987.

Задания:

1. Изучив литературу, выписать структуру занятия по трудовому обучению в разных возрастных группах.

2. Из разделов 2 и 3 пособия М.В. Крулехт (ист 2) выписать:

а) особенности организации занятия по ознакомлению с трудом взрослых (мл. гр.) и наблюдения конкретных трудовых процессов (ср. гр.). Выписать методы и приемы, предлагаемые автором по ознакомлению с трудом взрослых.

б) цель обучения дошкольников трудовой деятельности,

в) последовательность обучения целостному трудовому процессу от младшей до подготовительной группы, а также методы и приемы обучения.

Семинар 2

Методика формирования общественного сознания личности ребенка, поведения, и стимулирования детской деятельности

.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «Сознание», особенности его формирования в дошкольном возрасте.

2. Особенности метода убеждения как одного из основных способов влияния на сознание ребенка:

а) рассказы и этические беседы как приемы убеждения, их особенности воздействия на сознание в дошкольном возрасте.

б) внушение: общая характеристика; условия, обеспечивающие успех внушения; приемы внушения.

в) объяснение и разъяснение, цель их использования, особенности воздействия.

3. Пример взрослых как метод воспитания общественного сознания ребенка, опыта общественного поведении его разновидности и формы проявления.

4. Методы организации деятельности и опыта общественного поведения: требование, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации.

5. Методы стимулирования деятельности и поведения дошкольников: соревнование, поощрение, оценка и наказание, требования к их использованию. Особенности их использования в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – В 2 ч. – М.: Просвещение, 1988.–256с, 270 с.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитание: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. – С.190 – 207.
  3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 432 с.
  4. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. Пед.учеб.заведений – М., 2010. С. 35 – 42.

Задания: На каждый прием привести пример из методической литературы или практики работы в ДОУ.

Лабораторное занятие 1.

Тема: Методика организации и проведение хозяйственно-бытового труда в дошкольном учреждении

Цель:Формирование у студентов умений анализировать организацию бытового труда в ДОУ.

Вопросы для повторения:

1. Условия организации трудового воспитания в детском саду.

2. Трудовое обучение, его содержание.

3. Формы организации труда.

4. Виды труда дошкольника, методика руководства в разных возрастных группах.

Литература: См. литературу к семинару 1.

Ход занятия:

1. Просмотр видеозаписи и анализ хозяйственного-бытового труда в группе детского сада. По мере просмотра студенты ведут запись по следующей форме:

Группа, форма организации, длительность труда по времени, задачи Структурные части трудового процесса Действия и речь педагога (методы и приемы) Действия и речь детей Примечание (рекомен- дации)
         

2. Более детально вести наблюдение за 1-2 детьми, как можно подробнее фиксируя все их проявления, реакции на действия и речь педагогов, сверстников. Отметить сформированность у детей специальных и общетрудовых умений (например: умение принять и самостоятельно поставить цель труда, спланировать основные этапы работы и т.д., отжимать тряпочку, протирать стул, раскладывать игрушки и т.д.).

3. Анализ наблюдения по плану:

· Обусловленность содержания и объема работы требованиям программы для данной возрастной группы.

· Соответствие поставленных задач требованиям программы и содержанию работы.

· Методика организации труда: мотивация детей к труду и постановка цели, определение предмета труда, планирование и организация трудового процесса (оборудование места для труда, подбор материалов и инструментов), показ и объяснение способов выполнения трудового задания, вычленение результата, его соответствие цели.

· Руководство воспитателя в процессе выполнения детьми задания (насколько приемы педагога способствуют решению поставленных задач в данном трудовом процессе).

· Сформированность трудовых умений детей с точки зрения их рациональности, последовательности действий; как педагог совершенствует навыки детей.

· Оценка детской деятельности: отношение детей к результату деятельности; к каким дружеским проявлениям побуждает детей педагог при оценке работы товарищей, какими приемами; насколько самостоятельны дети в оценке своей работы, товарищей; какими приемами формируется у детей умение оценивать; побуждает ли педагог находить причины неудач, ошибок.

4. На основе анализа просмотренного труда детей студенты определяют:

· Вид и объем любого вида труда детей (хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной труд и т.д.) в помещении или на участке ДОУ.

· Задачи обучения этому виду труда.

· Число участников и распределение работы между ними (в зависимости от возраста).

· Усложнение в содержании предлагаемого вида труда для старших дошкольников.

· Приемы, направленные на обучение детей трудовым навыкам.

5. На основе выделенных положений студенты составляют конспект организации труда.

Задание может быть выполнено в подгруппах по 2 человека под руководством преподавателя.

Курс, 5 сем.

Семинар 1.

Воспитание патриотизма и этики межнационального общения в дошкольном возрасте.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия: «народ», «национальность», «национальное самосознание», «патриотизм», гражданственность «интернационализм», «толерантность», «этика межнационального общения».

2. Содержание работы педагогов по формированию основ национального самосознания у дошкольников и о людях другой национальности в современных программах образования дошкольников.

3. Основные составляющие патриотизма, методы воспитания патриотизма в дошкольном возрасте.

4. Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения. Принцип выбора народов и последовательность ознакомления детей с их культурой.

5. Методика воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

Литература:

1. Волков Г.Н Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. Учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – С. 62 - 87

2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитание: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. – С. 223 – 231.

3. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000. – 224 с.

4. Суслова Э.К. Художественная литература как средство воспитания симпатии и уважения к людям разных национальностей // Дошкольное воспитание. -1991. - № 9.

5. Суслова Э.К. Ботнарь В.Д. Игры драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. -1994. - № 3.

6. Плеханов А. Русская народная мудрость о воспитании // Дошкольное воспитание.- 1990.- № 2.- с. 78 – 81.

Задания:

1. Из программ «От рождения до школы» и «Детство» выписать задачи по воспитанию патриотизма, гражданственности, этики межнационального общения – ОО «Социализация». Проследить усложнение данных задач от возраста к возрасту.

2. Из источника 3 выписать методы познавательной и эмоциональной активности, направленные на реализацию задач патриотического воспитания.

3. Изучая источники 4 и 5 определить и выписать основные направления совершенствования интернационального воспитания дошкольников.

4. Из изученной литературы выписать пословицы разных народов с педагогическим смыслом, поговорки о Родине, патриотизме.

А) О сущности счастья – 1чел;

Б) О разумном воспитании– 1чел;

В) Пословицы, почитающие ум, знание, науку– 1чел;

Г) О нравственных качествах (трудолюбие, любовь, дружба, гостеприимство, правдивость, честь и достоинство – 2 чел.

Задание можно оформить в таблицу.

Педагогический смысл пословиц

Педагогический смысл Пример н/мудрости народность
     

Лабораторное занятие 1.

Тема: Организация и методика проведения образовательных ситуаций в ДОУ

Цель:Формирование у студентов умений анализировать и продумывать организацию образовательных ситуаций в ДОУ.

Вопросы для повторения:

1. Понятие «Образовательная ситуация». Примерные виды интеграции задач и содержания образовательной области «Познание».

2. Особенности организации и методика проведения образовательных ситуаций.

Литература:

1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Образовательная область «Познание»: Методический комплект программы «Дество» / Сост. З.А. Михайлова, М.И. Полякова, Т.Д. Ивченко, Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова. Спб., 2012.

Ход занятия:

  1. Просмотр видеозаписи и анализ образовательной области «Познание». По мере просмотра студенты ведут запись по следующей форме:
Группа, форма организации, длительность ситуации по времени Структурные части образовательной ситуации   Методы и приемы мотивации детей, перехода от одной образов/области к другой. Активность детей Примечание (рекомен- дации)
         

2. Анализ наблюдения по плану:

· Обусловленность содержания и объема работы требованиям программы для данной возрастной группы.

· Соответствие поставленных задач требованиям программы и содержанию работы.

· Методика организации образовательной ситуации: мотивация детей к деятельности и освоению поставленных задач, планирование и организация всей ситуации, связь содержания с другими образовательными областями.

· Руководство воспитателя в процессе выполнения детьми задания (насколько приемы педагога способствуют решению поставленных задач).

· Оценка детской деятельности.

3. На основе анализа просмотренной образовательной ситуации студенты определяют:

· Тему, задачи и примерное сочетание образовательных областей.

· Средства организации и оптимизации образовательной ситуации.

· Методы и приемы, направленные на реализацию поставленных задач.

4. На основе выделенных положений студенты составляют краткий конспект образовательной ситуации ОО «Познание».

Задание может быть выполнено в подгруппах по 2 человека под руководством преподавателя.

Контрольная работа.

Тема: Современные концепции и теории дошкольного образования.

Современные инновации в области дошкольного образования предлагают новые цели, задачи, способы развития детей. Психологи и педагоги обосновали возможность интенсификации и оптимизации обучения дошкольников, повышения теоретического уровня осваиваемых ими знаний, благодаря новым научным направлениям, теориям и концепциям.

Вариативность педагогического процесса способствует развитию другой важнейшей тенденции обновления содержания образования - переходу на личностно - ориентированное взаимодействие педагога с детьми, важнейшим аспектом реализации которого является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода. Индивидуализация воспитания и обучения рассматривается в этой связи как принятие неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных потребностей и интересов, ориентация педагогического процесса на своеобразие его особенностей и потенциальных возможностей.

Специфика развивающего образования предъявляет особые требования к деятельности педагога: он становится основной фигурой образовательного процесса. При таком подходе роль педагога в образовании детей дошкольного возраста резко меняется: его задачей оказывается не столько научить ребенка тем или другим знаниям или умениям, сколько обеспечить развитие ребенка с помощью этих знаний и умений. Именно педагог, в зависимости от индивидуального контекста развития каждого ребенка, подбирает материал и предлагает его ребенку, используя ту или иную ситуацию для дальнейшего его продвижения. В контексте взаимодействия педагогов с детьми собственно и происходит развитие личности ребенка, а также его компетентности в определенных предметных областях. Знания и умения в определенном смысле «обслуживают» это взаимодействие, делая его адекватным ситуации развития ребенка.

В соответствии с данными положениями следует, что, осуществляя воспитательно-образовательную работу с дошкольниками, воспитатель должен не только знать и понимать научные положения, теории и концепции дошкольного образования и воспитания, но применять их на практике.

Цель контрольной работы – изучение научной литературы по представленной проблеме, совершенствование умений студентов анализировать содержание литературы и воспитательно-образовательную работу педагога.

Примерный план контрольной работы

Часть 1.Содержание научных концепций и теорий дошкольного образования.

1.1. Теория развивающего обучения и концепция развития способностей, обеспечивающие формирование познавательной самостоятельности, способностей и активной жизненной позиции детей.

1.2. Теория амплификации развития ребенка-дошкольника и теория о самоценности дошкольного детства - психологические теории, направленные на детскую самодеятельность.

1.3. Концепция о ведущих видах деятельности как научный документ, раскрывающий внутренние резервы современного ребенка.

1.4. Построение процесса обучения на игровых ситуациях и опора на детское экспериментирование как основные современные подходы к дошкольному образованию.

Часть 2. Реализация научных концепций и теорий дошкольного образования в практике ДОУ.

2.1. Характеристика постановки целей и задач, принципов воспитательно-образовательной работы с детьми в практике работы ДОУ по реализации указанных концепций и научных теорий.

2.2. Особенности организации педагогического процесса в ДОУ в соответствии с научными теориями и концепциями.

Заключение

Литература

Рекомендации к выполнению контрольной работы

Во введении обосновывается значимость научных теорий и концепций для современной системы дошкольного образования, обозначается цель и задачи контрольной работы.

В первой части раскрывается сущность той или иной концепции в логике предлагаемого плана.

В частности, при написании пункта 1.1. необходимо: а) указать, как развили учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития Л. В. Занков, Д.Б.Эльконин и В. В. Давыдов; б) соотнести принципы теории развивающегося обучения Л. В. Занкова, и положения В. В. Давыдова. Указать, какие мыслительные операции и умения дошкольников формируются, когда воспитатель осуществляет педпроцесс с ориентацией на развивающее обучение. Далее показать, что основная идея теории зоны ближайшего развития направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей к школьному обучению. Раскрывая сущность концепции JI.A. Венгера о развитии способностей как универсальных ориентировочных действиях детей, указать, какие виды способностей возможно развивать в дошкольном детстве.

В 1.2. представить взаимосвязь названных теорий, отразить в содержании, что согласно теории о самоценности дошкольного детства основной путь развития ребенка в период дошкольного детства – это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.

В 1.3. важно показать, что на каждой ступени развития личности ведущими становятся определенные виды деятельности, выполнение которых определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека. Следует указать, с чем связана и кем задается смена представленных ниже деятельностей:

- эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослыми,

- орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста,

- сюжетно-ролевая игра дошкольника,

- учебная деятельность в младшем школьном возрасте,

- общественно полезная деятельность подростков,

- профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

В 1.4. охарактеризовать роль игры и экспериментирования в развитии психических процессов ребёнка, и объяснить, что включение в обучение детей элементов экспериментирования (поисковой деятельности) и игровых приемов позволит эффективно усвоить, закрепить знания дошкольников, овладеть способами познавательной деятельности, получить новые сведения, продукты творчества.

Во второй части, п. 2.1., на основе изучения годового плана работы заведующего детским садом и планов учебно-воспитательной работы педагогов одной возрастной группы (группа на выбор), необходимо дать характеристику постановки целей и задач воспитательного процесса по реализации указанных концепция и научных теорий.

Далее необходимо провести наблюдение за воспитательно-образовательной работой с детьми конкретной возрастной группы по реализации поставленных задач. Протоколы наблюдений, примеры взаимодействия воспитателя с детьми в ходе организации развивающих образовательных ситуаций, интегрирующих знания разных образовательных областей, примеры образовательной работы педагога в процессе организации совместной деятельности с детьми или самостоятельной деятельности дошкольников вносятся в текстовую часть контрольной работы или в приложение к ней.

В заключении пишутся общие выводы по изученной литературе и практической части.

Рекомендуемая литература

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. – М.: Владос, 2003. – 400 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитание: учебник для бакалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Юрайт, 2012. – С. 68 – 71.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 2011.

4. Кулигина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2001. - С. 22-24.

5. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития // Дошкольное воспитание – 1998. - № 5. – С. 86 – 93.

6. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М., 1996.

7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М., 2010.

8. Пастюк О.В. Дошкольная педагогика в схемах и таблицах – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 196 с.

9. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост. Е.С. Рапацевич. – М., 2005.

10. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. –М.,2002.

11. Поддъяков Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание – 1998. - № 12. – С. 68 – 74.

12. Программа «Развитие»: Основные положения. – М., 1994.

13. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 12. – С. 71-72.

14. Российская педагогическая энциклопедия.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 186-190.

16. Турченко В.И. Дошкольная педагогика. – М.: Флинта, 2012.

17. Психологические и педагогические словари.

Вопросы к экзамену

1. Обосновать, что методика обучения и воспитания дошкольного образования является отраслью дошкольной педагогики. В чем заключается сущность и специфика воспитания. Основные базовые компоненты воспитания.

2. Основные понятия, применяемые в методике обучения и воспитания дошкольников.

3. Аргументировать, что основой образовательного процесса в ДОУ является взаимосвязь обучения и воспитания.

4. Привести доводы, что одним из источников развития методики дошкольного обучения и воспитания является анализ инновационной и опытно-экспериментальной деятельности педагогов дошкольных образовательных.

5. Раскрыть основное содержание воспитания и обучения в области дошкольного образования. Привести примеры обновления содержания воспитания в ДОУ на современном этапе.

6. Определение понятия «методы дошкольного воспитания». Классификация и характеристика методов дошкольного воспитания.

7. Методы физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.

8. Методы социально-нравственного и трудового воспитания дошкольников.

9. Методы сенсорного и умственного воспитания.

10. Методы эстетического воспитания.

  1. Методы воспитания патриотизма и этики межнационального общения.

12. Методы полового и гендерного воспитания дошкольников.

13. Общая характеристика методов формирования сознания личности.

14. Особенности использования метода убеждения как одного из основных способов влияния на сознание ребенка.

15. Особенности использования в дошкольном возрасте методов стимулирования поведения и деятельности воспитанников.

  1. Специфика применения методов контроля и анализа эффективности воспитательного процесса.

17. Определение понятия «методы дошкольного обучения». Классификация методов дошкольного обучения, их характеристика.

18. Обосновать использование технологии развивающего обучения в ДОУ.

19. Раскрыть технологии игрового и информационного обучения, реализуемых в работе с детьми дошкольного возраста.

20. Раскрыть технологии коммуникативного и проблемного обучения, реализуемых в работе с детьми дошкольного возраста.

21. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности детей.

22. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности детей.

23. Методы контроля и оценки результатов учебно-познавательной деятельности детей (действия с предметами, речевые задания, диагностические тесты, анализ продуктов деятельности детей, наблюдение).

Наши рекомендации