Тема 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА И КЛИЕНТА
Социальной работе как профессиональной деятельности присущи специфические черты, одной из которых является характер отношений между специалистом по социальной работе и клиентом. В процессе социальной работы используются в основном субъект – субъектные отношения, причем помощь ориентирована на активизацию потенциала самозащиты клиента или носит лишь вспомогательный характер.
7.1. Сущность и особенности взаимодействия
социального работника и клиента
Основная цель взаимодействия социального работника и клиента – оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы. Конечная цель деятельности социального работника предполагает достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в его помощи.
Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. Внутри этих групп, в свою очередь, идет классификация различных видов социального взаимодействия.
Важным компонентом социального взаимодействия являются профессиональные умения и навыки социального работника и, в частности, степень владения методами поддержки, социальной терапии, коррекции и реабилитации.
Взаимодействие социального работника и клиента составляет часть целенаправленного процесса практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий. Этот процесс воздействия в научной терминологии получил название социальной терапии. В отличие от психотерапии она представляет собой конкретные услуги, организуя клиенту поддержку окружения, помогая справиться с социальными конфликтами и проблемами.
Социальная терапия осуществляется с помощью комплекса мер социально-экономического и организационно-воспитательного характера, направленных на приведение норм и правил клиента в соответствие с правилами взаимоотношений в обществе. В процессе социально-терапевтического взаимодействия социального работника и клиента важное значение имеет вербальное и невербальное поведение.
В современной психологии невербальная коммуникация оценивается как более достоверная, чем словесная, так как она осуществляется, как правило, спонтанно, бессознательно. Средства невербальной коммуникации содействуют процессу передачи информации в системе «социальный работник – клиент». С одной стороны, чтобы быть понятым и способным оказывать психологическое воздействие на клиента с целью изменения его поведения, социальному работнику необходимо владеть обоими этими средствами общения, уметь кодировать и передавать свои состояния и намерения в жестах, мимике, позах, интонациях. С другой стороны, в ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как его воспринимает клиент, как строить с ним взаимоотношения.
7.2. Основные подходы профессионального взаимодействия
социального работника с клиентом
Особое значение имеет позиция социального работника при диагностике проблемы клиента и его поддержке. В последние годы неотъемлемой частью взаимодействия социального работника с обслуживаемым им клиентом стала экспертная оценка, которая, по существу, является социальным диагнозом и предполагает сбор данных о клиентах и условиях их жизни, а также анализ информации для разработки плана помощи.
Подключая клиента к процессу экспертной оценки, социальные работники стремятся выявить характер и суть его потребностей и проблем, определить возможности, мотивацию и ресурсы, имеющиеся у клиента или у его окружения.
Экспертная оценка носит психосоциальный характер и включает в себя анализ личности, межличностных отношений, семьи и ее взаимодействия с социальным окружением и определяющими его факторами. Основной задачей социального работника становится получение этой информации и определение средств для ее получения.
Объем и характер искомой информации зависит от специфики социальной помощи, от ее цели, структуры и теоретической ориентации социального работника. При этом очень важно учитывать право клиента на невмешательство в его частную жизнь, ограничиваясь только теми сведениями, которые необходимы для достижения цели. Для экспертной оценки (социального диагноза) чаще всего используется беседа с клиентами – их интервьюирование. В ходе наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента социальный работник получает информацию о том, как строить с ним взаимоотношения и как его воспринимает клиент. Беседы с коллегами, родственниками, людьми из окружения клиента также помогают понять и его ситуацию, и его потребности. Информация, полученная в ходе бесед, используется при обсуждении планов оказания помощи клиенту и его родственникам.
Теоретическое многообразие подходов к проблемам клиентов и стратегии выбора техник и технологий поддержки нуждающихся предполагает использование различных теорий. В их числе важная роль принадлежит когнитивной теории (от лат. cohnitio – знание, познание) терапии. Согласно когнитивной теории, поведение человека определяется его мышлением.
Теория, составляющая основу когнитивной терапии, включает в себя модель промежуточных перемен и феноменологическую модель.
Модель промежуточных перемен предполагает стимуляционно-реактивный подход, при котором познание определяется как промежуточная переменная, подвергающаяся воздействию внешних стимулов и, в свою очередь, влияющая на поведенческую или эмоциональную реакцию человека.
Феноменологическая модель помимо этого принимает во внимание такие свойства познания, как избирательность, способность к интерпретации, которые позволяют не только определить нечто находящееся вовне, но и понять, что оно означает для конкретной личности; соответственно, клиент рассматривается как человек, который активно и сознательно конструирует собственную реальность.
Эффективность взаимодействия социального работника и клиента во многом зависит от эмпатического видения проблемы. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, заключающийся в сопереживании его эмоциональному состоянию; постижение через проникновение, «вчувствование» в его переживания. Проявлять эмпатию – значит принимать во внимание линию поведения другого (относиться к ней сочувственно.
Обычно выделяют два типа эмпатии:
– интеллектуальную, когда люди обмениваются мыслями
друг с другом и встречают при этом понимание;
– эмоциональную, когда речь идет о чувствах, которые не
обязательно могут быть выражены словами.
Для установления контакта необходимо присутствие обоих типов эмпатии при условии их равнозначности.
В практике социальной работы следует различать такие понятия, как эмпатия и симпатия. Эмпатия подразумевает активное вживание в чувства другого человека, позволяющее понимать их и испытывать самому. Симпатия дает возможность понять чувства другого человека, однако сами чувства остаются нашими собственными. Но предпосылкой к сильной эмпатии чаще всего является та или иная форма симпатии, когда человек испытывает желание понять другого. При этом полная идентификация, отождествление с чувствами клиента разрушают эмпатию, поэтому для социального работника очень важно сохранить собственную индивидуальность.
Эмпатия лежит в основе эффективного слушания, которое является способом активного общения, процессом активного взаимодействия с партнером. Различают два его вида:
– нерефлексивное слушание – процесс, требующий слушания с активным использованием невербальных средств и внимания. При этом используются такие речевые приемы, как короткие ответы и нейтральные фразы («да», «так-так» и т.д.). Применяется социальным работником в тех
случаях, когда клиент эмоционально возбужден и стремится вы
говориться, когда ему трудно формулировать и выражать свои
мысли, когда он неуверен в себе и застенчив;
– рефлексивное слушание (активное) используется в случаях, когда у клиента отсутствует желание разговаривать или он чрезмерно разговорчив, а социальному работнику необходимо получить от него определенную информацию. Оно предполагает: открытые и закрытые вопросы, требующие от клиента ответов «да», «нет»; уточняющие вопросы; повторение основных мыслей клиента; перефразирование; резюмирование, заключающееся в обобщении основных мыслей клиента и его чувств.
Техника межличностного взаимодействия с клиентом должна выстраиваться по принципам:
– психологической целесообразности, применения коммуникативных техник в зависимости от индивидуальных особенностей клиента;
– соответствия целей и задач взаимодействия актуальности
и содержанию проблем клиента;
– оптимистического подхода к возможностям и силам клиента.
7.3. Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника
Социальная реабилитация (восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде) относится к наиболее важным аспектам взаимодействия социального работника и клиента. Успешность осуществления социальной реабилитации во многом зависит от соблюдения социальным работником ряда принципов: этапности, комплексности, последовательности, обязательности и добровольности, доступности и др., а также различных уровней адаптации (медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-ролевой, социально-психологический и т. д.), каждый из которых должен включать в себя определенный набор методов реабилитации.
Необходимым компонентом взаимодействия социального работника и клиента является планирование индивидуальной поддержки клиента на основе его запросов и психосоциальной проблемы.
Ситуации клиента могут быть трудными, тупиковыми, нежелательными, могут стать препятствиями на пути достижения целей. Если человек или семья решают обратиться за помощью, социальный работник должен выявить взгляд каждого человека на существо его проблемы.
В процессе изучения проблема может оказаться несколько другой, чем представлялась вначале, или может выявиться совокупность психосоциальных проблем клиента, решение которых требует социальной помощи.
Степень участия социального работника в оказании практической и конкретной помощи при решении социальных проблем зависит от сферы деятельности клиента, его профессиональной роли и характера проблемы.
Несомненно, в первую очередь клиент должен использовать собственные возможности. Хотя социальный работник может выступить здесь в роли посредника, но он должен быть очень внимателен, поскольку с такой ролью связан определенный риск, когда вместо того, чтобы способствовать развитию активности клиента, он делает его более пассивным. Но если человек действительно плохо справляется с ситуацией или не способен действовать, то здесь необходим социальный работник, выступающий в качестве «второго я».
Повышение эффективности социально-психологического взаимодействия предполагает использование разнообразных методик социальной работы. В основе методик находится тот или иной оценочный метод или группы методов. Оценочный метод – это способы, приемы, с помощью которых оценивается эффективность социальной работы.
Одним из таких методов является метод оценки эффективности взаимодействия на основе удовлетворения потребностей клиента. В практике социальной работы также используются социологические исследования: анкетирование, опрос, интервьюирование и др.
Таким образом, взаимодействие социального работника с клиентом – это форма социальной коммуникации или общения, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, реализуется действие каждого и достигается приспособление одного к действиям другого.