Подготовка и проведение праздничного утренника

Утренник является частью всей общевоспитательной работы, проводимой в детском саду. На утреннике осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспи­тания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закреп­ление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса.

Программа утренника продумывается примерно за полтора месяца до его проведения. В нее включаются пляски, музыкаль­ные игры, песни, хорошо знакомые детям и которые они сумеют хорошо выучить за оставшееся до праздника количество занятий.

Поэтому, отбирая музыкальный материал для праздничной программы, следует правильно учитывать возможности детей.

Сценарий утренника, посвященного празднованию 7 Ноября, строится на очень простом материале: в него включается больше игр, зрелищ, так как это начало учебного года и дети еще не успели приобрести необходимые навыки для исполнения более сложного репертуара. Если есть необходимость добавить в про­грамму праздника дополнительные песни, пляски, надо, чтобы они соответствовали имеющимся у детей навыкам и были легко ими усвоены.

Отобранный в программу репертуар постепенно включается в план музыкальных занятий. Наиболее сложные песни, пляски разучиваются за один-полтора месяца.

Часть репертуара — сюрпризные моменты, несложные игры и инсценировки готовятся с детьми незадолго до праздника.

Подготовка к праздникам, особенно общественно-политическим, проходит на разных занятиях, в различных видах художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, чи­тают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними про­водят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема празд­ника отражается в рисунках, аппликациях. На музыкальных за­нятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздничным утренником.

Удачное проведение утренника определяет прежде всего хоро­шо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зре­лищами и выступлениями и длиться не более 35—45 минут в старшей и подготовительной группах и 25—30 минут в младших группах.

В хорошо составленной программе правильно чередуются мо­менты действия и отдыха детей. Так, после подъемной торжест­венной части дети садятся и слушают стихи, после веселого об­щего танца - смотрят инсценировку, в которой занято лишь не­сколько ребят.

Самых маленьких дошкольников радуют прежде всегоатрибуты, находящиеся у них в руках: флажки, воздушные шары, цветы. Праздничное оформление комнаты они замечают не сразу,

Стр.240

к этому приходится специально привлекать их внимание, дать время осмотреть его. Дети вначале очень сдержанны в выражении своих чувств. Веселая музыка, движения с цветными платочками вызывают у них улыбку, желание двигаться.

Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Навыки у них еще неустойчивы, и дети могут забыть порядок движений, построение в знакомой пляске, поэтому воспитатель им все время помогает.

В программу утренников в младших группах включается больше зрелищных моментов в исполнении старших детей, взрослых Действия малышей еще несложны, мало проявляется их само­стоятельность. Песни они поют вместе с воспитателем, вначале лишь подпевая ему. Пляски и игры проводятся по показу. Как сюрпризное выступление часто вводится персонаж кукольного театра, который ведет часть программы праздника (Петрушка, Дед Мороз).

Для детей постарше характерна большая активность в вос­приятии и исполнительской деятельности. Красочное убранство помещения, различные атрибуты, костюмы персонажей — все это привлекает внимание ребят. Они сами замечают детали оформле­ния, восхищаются световыми эффектами.

На утренниках дети старших групп во многом действуют са­мостоятельно, без помощи воспитателя уверенно проводят знако­мые игры, пляски, участвуют в инсценировках. Они свободно ориентируются в коллективе, следят за правильным выполнением действий товарищей.

В выступлениях должны участвовать все дети. Это достига­ется прежде всего тем, что часть песен, плясок, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок дол­жен выступить индивидуально или с небольшой группой детей. Коллективные выступления всегда чередуются с индивидуаль­ным чтением стихотворений, игрой на детских музыкальных инстру­ментах. Иногда в сюрпризных выступлениях объединяется небольшая группа детей. Они исполняют песни и танцы различных персонажей, разыгрывают небольшие сценки-драматизации.

Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодо­левают скованность в движениях. В индивидуальных выступле­ниях каждому ребенку предоставляется возможность проявить свои музыкально-творческие способности.

При хорошо организованной работе по музыкальному воспи­танию все дети осваивают программное содержание, которое опре­деляется для каждой возрастной группы. Вместе с тем в группе всегда есть дети, которые легче и быстрее других усваивают про­граммный материал, и дальнейшее их развитие требует применения более сложных произведений. Таким детям можно поручать роли посложнее, построенные на исполнении песен, танцев, позволяющие им полнее проявить свои способности. В группе могут быть и воспи-

Стр.241

танники,затрудняющиеся в выполнении тех или иных заданий или недавно поступившие в детский сад. Однако и они должны участво­вать в общем веселье, для них необходимо придумать простые интересные выступления.

Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с деть ми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные народ­ные танцы, исполнить роль какого-либо персонажа, спеть песни. Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как восприни­мают ребята то или иное выступление, поют вместе с ними, под­готавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные пау­зы — все это утомляет, расхолаживает ребят, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.

Избежать этого позволит прежде всего активное участие взрос­лых на празднике. При обсуждении сценария на педсовете необхо­димо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.

После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления.

Воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, связывая их с тематикой праздника. Они запечатлеваются в рисунках, лепке, рассказах и беседах. Дети повторяют полюбившиеся им танцы, песни, действия отдельных персонажей.

Воспитатель участвует в этих беседах, подытоживая впечатления детей, выделяя главное, наиболее важное, поясняет непонятное.

В некоторых детских садах существует хорошая традиция за­крепления праздничных впечатлений на музыкальном занятии. Дети приходят в зал, где оставлено оформление праздника, лежат детали костюмов, атрибуты для игр. Педагог предлагает детям вспомнить, что им понравилось на утреннике, обменяться впечатлениями и исполнить по желанию песни, стихи, игры, пляски, драматизации. Некоторые выступления можно повторить два-три раза со сменой исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания.

Стр.242

Праздники в детском саду — важная составная часть воспита­тельного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагоги­ческой работы.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какова роль музыки на детских утренниках?

2. Расскажите о взаимосвязи различных видов искусства на утренниках.

3. Сравните построение программ общественно-политического и новогоднего празд­ника. В чем их отличие?

4. Расскажите о коллективных и индивидуальных выступлениях детей на утренниках

5. Какие виды детской музыкальной деятельности включаются в праздничную программу?

6. Как организуется подготовка детей к празднику?

7. Какова роль воспитателей на утреннике?

8. Назовите программный песенный репертуар, который исполняется в разных возрастных группах на октябрьском утреннике.

9. Какие подвижные игры с пением можно включить в программу новогоднего утренника для каждой возрастной группы?

10. Подумайте, как привлечь к активному участию в утреннике ребенка, не посе­щавшего детский сад.

11. Составьте программу сольного или коллективного выступления взрослых на детском утреннике.

12. Расскажите об оформлении зала к праздникам.

13. Каково место театрализованных представлений на праздничных утренниках?

14. Составьте план праздничного утренника для любой возрастной группы.

15. После праздничного утренника проведите с детьми беседу. Выясните, какие впечатления остались у детей, что запомнилось им больше всего.

16. Расскажите о возможностях использования аудиовизуальных средств обучения (электропроигрыватель, магнитофон, диапроектор, кинопроектор) на праздничных утренниках.

Стр.243

Наши рекомендации