Сущность и основные положения интегративного обучения
Понятие интеграции в обучении . Актуальность интегративного обучения . Синтез естественно-научных и гуманитарных знании в обучении . Интеграция технологий и методов обучения . Единство регламентации и неопределенности в организации деятельности учащихся
Понятие интеграции в обучении. В современном российском обществе педагогика имеет полипарадигмальный характер Это относится не только к теории, но и к образовательной практике это значит, что она может строиться на основе нескольких методологии, имеющих принципиальные различия, вплоть до противоположных. Эта методологическая установка обнаруживается в появлении вариативного образования. В отличие от альтернативного образования, вариативное не просто заменяет принятые нормы образования антинормами, но помогает личности ориентироваться в постоянно меняющемся мире через научение учащихся разрешать различного рода ситуации, в том числе и ситуации неопределенности. Важную роль в реализации вариативного образования играет переход «от отдельных альтернативных научных педагогических школ к системе вариативных инновационных ™ЛШ ИИ в к°нтексте кулыурно-исгорической педагогики развития <...> от чистых линий развития типов образовательных учреждении к смешанным" линиям развития видов образовательных учреждений» [1]. Ориентиры, заложенные в доктрине открытого вариативного образования, определяют необходимость разработки научных основ его реализации. Принципиальное значение при этом имеет опора на интегративный подход, выявление сущности интегративного образования, так как смешение форм технологии и других средств обучения требует разработки научно обоснованных условий их интеграции в образовательном процессе, дающем возможность каждой личности развиваться в соответствии со своими особенностями и приобрести опыт решения разнообразных научных, практических, жизненных ситуаций
Понятие интеграции в педагогике сегодня употребляется широко и чаще всего понимается как суммирование знаний из различных предметов. Например, интегрированные уроки или спецкурсы, когда одна тема освещается с помощью разных наук В таких случаях интеграция отождествляется с межпредметными связями функцией которых является создание объемной картины изучаемого и углубление представлений о тех или иных явлениях Эта трактовка интеграции не отражает ее специфики. Интеграция предполагает не простое объединение (дополнение) элементов обучения (знаний, методов и т.д.), но разрешение противоречий
неразрешимых средствами одного предмета (области). Говоря об интеграции как научной категории в педагогике, можно выделить два направления:
- педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики;
- педагогическая интеграция как процесс установления связей между объектами и создания новой целостной системы [2J.
Интегративное обучение предполагает реализацию интегративного подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесс его исследования на основе объединения в единое целое различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и как процесс установления интег- ративных связей. Таким образом, интегративный подход включает интеграцию как принцип конструирования системы (обучения) и как процесс установления связей между элементами системы. При этом выявляется специфическая методологическая функция интеграции в обучении (по сравнению с межпредметными связями) — создание качественно нового продукта (идеи, смысла, элемента и т.д.) на основе разрешения противоречия. Это означает, что процесс интегративного обучения осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития, выработки инновационных педагогических средств конструирования целостного педагогического процесса. Что же обеспечивает качественно новое саморазвитие педагогического процесса, основанного на интегра- тивном подходе?
Природосообразный закон творческого саморазвития — это закон единства и борьбы противоположностей. Сущностный смысл интеграции заключается не в простом суммировании, а в разрешении противоречий через решение проблем. Поэтому педагогический процесс в интегративном обучении обладает интег- ративной диалектической целостностью, которая заключается в постоянном конструктивном синтезе противоположных оппозиций различного уровня и вида, ведущему к качественно новому результату. В силу этого и происходит непрерывное творческое совершенствование целостного педагогического процесса. Еще П.Капица подчеркивал значение взаимодействия противоположностей для развития: «Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, эта наука идет по пути к кладбищу, она идет хоронить себя». Из сказанного становится ясным, что непременным атрибутом интегративного обучения является решение содержательно-предметных, методических, организационных и других проблем, так как в любой проблеме заложено противоречие. Поэтому интегративное обучение обеспечивает развивающий эффект как по отношению к педагогическому процессу, так
И по отношению к каждой личности, участвующей в нем. Резюмируя можно дать следующее определение: интегративное, Zшостноразвивающее обучение предполагает системный осознанный конструктивный синтез элементов обучения, лежащих в русле различных, * том числе противоположных, теорий концепций. Осуществляя процесс педагогической интеграции в обучении, следует определить объект, поставить цель конечный результат и найти форму реализации. Этот процесс
"ТеГниТмТиТеГаго^ской интеграции выступают сравнительный анализ, конструктивный синтез, обобщение и.систематизация. Это значит, что в результате этих операции происходит перекодирование известного в новых сочетаниях, как если бы осколки разбитого сосуда склеивались по-новому, вследствие чего происходит выявление новых свойств, нового смысла.
Актуальность интегративного обучения в настоящее время определяется тем, что глобальные проблемы современности (экологическая энергетическая, социально-экономическая, национал), 1ю эти^еская и т.д.) сегодня оказывают интегрирующее влияние на человечество, осознающее взаимосвязь, взаимозависимость,
Таблица 7