Три акустико-физиологических механизма

Воздействия резонаторов и дыхания на

Гортань

Несмотря на то, что в гортани имеются анатомо-физиологи-

ческие механизмы для регулирования высоты и спектральных ха-

рактеристик звука (за счет изменения степени натяжения голосо-

вых связок с помощью черпаловидных хрящей или щито-перстене-

видной мышцы, напряжения собственных мышц голосовых скла-

док, регулирования плотности их смыкания и т.п.), колебательный

режим голосовых связок отнюдь не автономная функция гор-

тани, но в значительной степени зависимая от особенностей ра-

боты резонаторов и дыхания.

Рассмотрим в связи в этим, какие конкретные физиоло-

гические механизмы или силы воздействуют на гортань со

стороны резонаторов и дыхания. Всего существует три вида та-

кого воздействия, различающегося по своей физиологической

природе (рис. 64).

' Показано, что жесткость голосовых складок может изменяться в десятикратных пре-

делах при разных режимах фонации (Сорокин, 1985).

Искусство резонансного пения 199

Рис. 64. Схематическое изображение трех

сил, воздействующих на гортань со сто-

роны дыхания и резонаторов и имеющих

разную физиологическую природу: аку-

стическую, пневматическую и нервно-

рефлекторную.

Обозначение сил взаимодействия:¦

Пн1 - пневматические прямые

Пн2 - пневматические обратные

Ак1 - акустические прямые Ак2 -

акустические обратные HP —

нервно-рефлекторные

Во-первых,- это уже известное нам обратное (реактивное)

акустическое воздействие резонаторов на гортань. Весьма

важно, что оно осуществляется не только со стороны верхних ре-

зонаторов, но и со стороны нижнего, т.е. грудного резонатора. Та-

ким образом, колеблющиеся голосовые связки находятся под

двойным мощным реактивным акустическим воздействием резо-

наторов как сверху, так и снизу. Это сильно влияет на режим их

колебаний, либо усиливая, либо ослабляя амплитуду колебаний, в

зависимости от степени выраженности и фазовых соотношений ре-

зонирующей звуковой волны в верхнем и нижнем резонаторах.

Этот механизм ответствен за формирование в спектре певческого

голоса низкой певческой форманты (см. §§ 3.2.2., 3.5.4.), связан в

ощущением облегчения процесса пения, полной свободы работы

гортани и как бы ее отсутствия (см. Приложение 1).

Во-вторых,- это также известное нам пневматическое

воздействие на гортань, т.е. дыхание, заставляющее голосовые

связки колебаться. Оно также осуществляется не только со сторо-

ны дыхательного аппарата, т.е. снизу, но и со стороны верхних ре-

зонаторов, т.е. сверху, в процессе артикуляции, прежде всего со-

гласных, например смычных М, Н, когда губы и язык практически

полностью перекрывают выходное ротовое отверстие, вследствие

чего в ротовой полости создается на какое-то короткое время (де-

сятки мс) повышенное давление воздуха, что и отражается на ра-

боте голосовых связок. Это было показано мною в специальной

работе путем искусственного повышения давления в ротовой по-

200 В. П. Морозов

лости певца (с помощью специального пневматического устройст-

ва) во время фонации различных гласных. При этом оказалось, что

частота колебаний голосовых связок при повышении давления в

ротовой полости понижается, вплоть до полного прекращения ко-

лебаний, в зависимости от уровня и скорости (резкости) повыше-

ния внутреротового давления (рис. 65).

I

Рис. 65. Зависимость частоты колебаний голосовых связок (Гц) от величины искусст-

венно изменяемого воздушного давления в ротовой полости (мм водн. ст.). /. //-исп.

Ю.Ч.,///-исп. В.М.,IV-исп. В.П.

Данный феномен объясняется зависимостью частоты колебаний

голосовых связок от градиента воздушного давления на уровне го-

лосовой щели, т.е. разницы между величинами подсвязочного и

надсвязочного давления1.

1 Указанный опыт был проведен мною с целью экспериментальной проверки известных

утверждений, о якобы полной независимости частоты колебаний голосовых связок от силы

подсвязочного давления, приведенных Р. Юссоном в качестве доказательства выдвинутой

им нейрохроноксической теории.

Искусство резонансного пения 201

Эта закономерность проявляется даже в условиях естествен-

ного пения, т.е. без какого-либо искусственного изменения дав-

ления в ротовой полости. С помощью современных точных ком-

пьютерных методов мы наблюдаем, что даже у квалифицирован-

ных певцов имеет место некоторое, подчас незаметное на слух по-

вышение частоты основного тона (при пении крещендо) и, наобо-

рот, ее понижение при ослаблении голоса (диминуэндо).

Как легко понять, явление это также обусловлено соответст-

вующими изменениями подсвязочного давления, т.е. увеличением

его при усилении голоса и уменьшением при ослаблении. Недаром

поэтому пение данного рода вокальных упражнений - филирова-

ние звука - считается достаточно трудным заданием для вокали-

стов, ввиду необходимости сохранения точности интонации при ее

стремлении к непроизвольным изменениям.

Определенное повышение надсвязочного давления возможно и

при фонации певцом гласных, особенно И и У, которые также значи-

тельно сужают ротоглоточный тракт и ротовое отверстие, что, в свете

вышесказанного, может влиять на режим колебаний голосовых свя-

зок. Именно поэтому опытные певцы стараются эти гласные петь при

достаточно широко открытом рте и не слишком поднимать язык,

держать его на дне ротовой полости. Помимо стабилизирующего воз-

действия на гортань, эти артикуляционные приемы способствуют вы-

равниванию гласных, нивелируя их акустическую и фонетическую

разнокачественность. При этом заметим, что главные певческие ме-

ханизмы сглаживания гласных заключаются в другом (см. §3.3.).

В-третьих, воздействие резонаторов на гортань осуществля-

ется мощным нервно-рефлекторным путем, повышающим

тонус голосовых связок, о чем было сказано в разделах «Индика-

торная функция резонаторов» (§ 3.6.), «Активизирующая функция

резонаторов» (§ 3.7.). При этом рефлексогенными зонами, воспри-

нимающими вибрацию резонаторов, являются области мягкого и

твердого нёба, а также подсвязочные области, содержащие множе-

ство чувствительных вибро- и барорецепторов (Грачева, 1963;

Husson, 1960; Юссон, 1974).

Этот механизм воздействия резонаторов и дыхания на гортань

осуществляется благодаря тому, что все эти три части голосового

аппарата певца связаны между собой миллионами нервных воло-

кон, как непосредственно, так и через центральную нервную сис-

тему (по механизму условных и безусловных рефлексов). Приме-

ром такого нервно-рефлекторного воздействия резонаторов на гор-

тань является повышение тонуса голосовых связок в результате

7—4056

202______________________ В.П. Морозов_____________________

воздействия резонанса звуковых волн в ротовой полости, что при-

водит к сильной вибрации (сотрясению) стенок ротоглоточного ре-

зонатора. Вибрация тканей воспринимается чувствительными

нервными окончаниями и передается в центральную нервную сис-

тему, а оттуда уже идет воздействие на гортань. Это так называе-

мый безусловный, т.е. непроизвольный рефлекс (как мига-

ние от дуновения воздуха в глаз, одергивание руки от прикоснове-

ния к горячему предмету и т.п.). Рефлексогенными зонами1 этого

рефлекса являются области ротовой полости, где в результате фо-

кусирования резонансных волн вибрация оказывается наиболее

сильной: это твердое нёбо около корней зубов (точка Морана), дру-

гие области твердого, а также мягкого нёба и задней стенки глотки

(рис 54) (см. § 3.7. «Активизирующая функция резонаторов»).

Важно отметить, что рефлекторные механизмы воздействия на

гортань осуществляются не только с помощью рефлексогенных

виброчувствительных зон, но и проприорецептивных2 реф-

лекторных влияний. Этот вид воздействия на работу гортани реа-

лизуется, например, при ощущении зевка или полузевка, часто ис-

пользуемого в вокально-педагогической практике для приведения

гортани в певческое состояние. Как справедливо пишет профессор

М.С. Грачева, «этим обеспечивается рефлекторная сонастроен-

ность верхних и нижних резонаторов с голосовыми связками, оп-

ределяющая как начальный этап голосообразования в речи и пе-

нии, так и весь процесс на его протяжении» (Грачева, 1965).

Сильнейшее нервно-рефлекторное воздействие идет на гортань

со стороны дыхательного аппарата. Еще И.М. Сеченовым было

показано, что при вдохе голосовая щель непроизвольно расширя-

ется, а при выдохе несколько сужается, что наблюдается даже в

опытах на животных (Сеченов, 1866). Вдох не только расширяет

голосовую щель, но и расслабляет другие мышцы гортани, осво-

бождая ее от излишнего напряжения. Одновременно при вдохе

рефлекторно расширяются и нижние дыхательные пути - трахея,

бронхи (см. § 4.6., 4.7.).

Важно отметить, что эти расширения и сужения гортани и

всего дыхательного тракта происходят синхронно и рефлек-

торно, т.е. под действием многочисленных нервов, сокращающих

или расслабляющих гортань и дыхательную мускулатуру. Физио-

логически такая связь обусловливается тем, что мышцы гортани,

1 Рефлексогенные зоны - области раздражения, вызывающие те или иные рефлексы.

2 Проприорецепция - мышечная чувствительность, возникающая в результате раздра

жения заложенных в мышцах проприорецепторов (тельца Паччини и др.)

________________ Искусство резонансного пения ____________203

трахеи и бронхов иннервируются ветвями одного итого же нерва,

называемого блуждающим (n. vagus) и имеющим как двигатель-

ные, так и чувствительные волокна.

Следует отметить особое воздействие диафрагмы на

гортань. Это объясняется ее тесной нервной связью с гортанью,

поскольку диафрагмальные нервы (их два: правый и левый) берут

свое начало в шейном отделе нервной системы, откуда исходят

также и нервы, регулирующие работу глубоких шейных и около-

гортанных мышц (Тонков, 1953; Воробьев, 1942).

Таким образом, гортань находится в более тесной функциональ-

ной связи с работой диафрагмы, чем даже с другими вдыхательными

мышцами. Поэтому вдыхательная активность диафрагмы

(вдыхательная установка) или, как говорит Е.В. Образцова, опре-

деленное натяжение диафрагмы, обеспечивает не только резо-

нансные свойства грудного резонатора (что было показано в

§ 4.6., 4.7.), но и активное певческое состояние гортани за

счет освобождения ее от излишнего напряжения, и вместе с тем

повышения ее резонансных свойств, что, как мы уже знаем, связа-

но с формированием надгортанного резонатора.

Весьма вероятно также участие диафрагмы в механизмах

з е в к а . Зевание, как известно, есть результат утомления мозга и

уменьшения его кислородного снабжения (вследствие недостаточной

вентиляции легких при длительной обездвиженности, потере интереса

к работе и т.п.). Поэтому зевание направлено прежде всего на обеспе-

чение вентиляции глубоких нижних отделов легких, что и может быть

обеспечено только с участием диафрагмы. При этом зевание

приводит к понижению гортани, о чем хорошо известно как врачам-

ларингологам (см., например, Заседателев, 1935; а также значительно

более ранние фундаментальные работы Геллата, которые приводит

Ф.Ф. Заседетелев и др.), так и вокальным педагогам, широко исполь-

зующим этот прием в вокально-педагогической практике (состояние

зевка или полузевка). Улучшение певческой активности гортани при

зевке объясняется не только ее понижением, но и улучшением усло-

вий работы щито-перстеневидной мышцы, сокращение которой при-

водит к наклону щитовидного хряща вперед и дополнительному на-

тяжению голосовых связок (дополнительно к натяжению их черпало-

видными хрящами). Механизм этот связан с прикрытием при фор-

мировании верхних нот диапазона певческого голоса. Помимо этого

зевок приводит к существенному изменению объема и формы верхних

резонаторов, расширяет глотку, понижает корень языка и т.д. Мастера

пения также широко пользуются приемом зевка (см. высказывания

Т. Даль Монте: § 4.2., Н. Гяурова: Приложение 1 и др.).

Таким образом, мы видим, что гортань не автономна в своей рабо-

те. Дыхание и резонаторы оказывают на гортань и голосовые связки

204 _____________________ В.П. Морозов_____________________

мощное воздействие, сильно видоизменяющее их работу. Мы рас-

смотрели три вида такого воздействия: акустическое, пнев-

матическое и рефлекторное. Эти физиологические механиз-

мы являются основой опосредованного воздействия на работу горта-

ни с помощью дыхания и резонаторов, что используется в вокально-

педагогической практике грамотными вокальными педагогами.

Гортань - особое звено

Наши рекомендации