Общая характеристика курса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 65
С углубленным изучением французского языка
Выборгского района Санкт – Петербурга
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № 5 от « 26 » мая 2015 Руководитель методического объединения: Моденова С.А.____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР ____________ Иванова С.А от « 28 » мая 2015 | «Утверждаю» Директор ГБОУ № 65 ________Н.Я.Ермолаева Приказ от 01.09.2015 № 144- ШК |
Рабочая программа
По ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(Человек, природа, общество)
Для 3-В класса
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Автор-составитель: учитель Константинова Е.П. |
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру адресована учащимся 3В класса с углубленным изучением французского языка. Программа разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с последующими изменениями от 26.11.2010 №1241 и от 22.09.2011 №2357).
2) Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
3) Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего образования на 2015-2016 учебный год.
4) Примерной программой по окружающему миру
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы Просвещение, 2012
5) Основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ школа № 65 с углубленным изучением французского языка Выборгского района Санкт-Петербурга.
6) Положение образовательного учреждения «О рабочих программах учебных предметов».
7) УМК: «Перспектива»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учётом возможностей учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива» : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. - М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2013.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. -М. : Просвещение, 2013.
4. Окружающий мир. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. Ю. Новицкая [и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М. : Просвещение, 2012.
Значимость программы
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социальноогуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Основная идея программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Сроки реализации данной программы 2015-2016 учебный год
Предмет входит образовательную область «Обществознание и естествознание»
Предполагаемые результаты
Учащиеся должны знать:
• название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные свойства воздуха, воды;
• условия, необходимые для жизни живого существа;
• правила охраны и укрепления здоровья;
• правила дорожного движения;
Учащиеся должны уметь:
• определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• применять термометр для измерения температуры воздуха;
• устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
• применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
• выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Система оценки достижений учащихся
Оценка достижений планирумых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Критерии оценки:
Контрольная работа по предмету Окружающий мир проводится в форме тестирования или проектной работы. На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:
• Знание пройденного учебного материала;
• Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
• Умение планировать свои действия;
• Навык самопроверки и самоконтроля;
• Умение аргументировать свои действия;
• Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Система оценивания достижений планируемых результатов реализуется в соответствии с «Системой оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования»
На контроль могут быть вынесены следующие предметные и метапредметные умения и навыки:
• Знание пройденного учебного материала;
• Умение находить и использовать в работе необходимую информацию из различных источников (справочная литература, энциклопедия, Интернет и др.)
• Умение планировать свои действия;
• Навык самопроверки и самоконтроля;
• Умение аргументировать свои действия;
• Умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Общая характеристика курса
Данная программа разработана на основе рабочей программы: Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы Просвещение, 2012
УМК «Перспектива». Дидактическое и методическое обеспечение для ученика:
А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение, 2012
А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений в 2 частях. М. Просвещение, 2012
для учителя:
А. А. Плешаков Методическое пособие к учебнику Окружающий мир. 3 класс. М.: Просвещение, 2012т ИКТ и ЭОР:
Технологические карты Окружающий мир. (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желаниеузнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы:
• принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
• принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
• принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
• принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
• принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
• принцип ценностного подхода.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рациональноонаучному и эмоциональнооценностному постижению окружающего мира.
Педагогические условия и средства реализации программ
Формы: урок.
Типы уроков:
• урок изучения нового материала;
• урок совершенствования знаний, умений и навыков;
• урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
• комбинированный урок;
• урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
• урок – сообщение новых знаний
• урок – закрепление знаний
• урок – повторение знаний
• урок – игра
• проверка знаний
Педагогические технологии:
• педагогика сотрудничества,
• гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили,
• игровые технологии,
• проблемное обучение,
• технологии дифференцированного обучения,
• технологии индивидуализации обучения,
• групповые и коллективные способы обучения,
• компьютерные (информационные) технологии,
• здоровьесберегающие технологии и др.
Виды учебной деятельности:
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
• Словесные, наглядные, практические.
• Индуктивные, дедуктивные.
• Репродуктивные, проблемно-поисковые.
• Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
• Стимулирование и мотивация интереса к учению.
• Стимулирование долга и ответственности в учении.
Логические связи
Благодаря культурологической установке программа «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68часов в год, 2часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национальноокультурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовноонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовнонравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям
Результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1. Определять цель учебной деятельности: при работе с компасом, термометром, при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей.
2. Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с компасом, с атласом-определителем; при определении невидимых нитей.
3. Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с компасом, термометром; при работе с атласом-определителем; при определении невидимых нитей.
4. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом).
Познавательные:
1. Умение ориентироваться в учебнике, поиск и выделение необходимой информации.
2. Сравнивать, как менялись предметы домашнего обихода, как развивалось производство.
3. Сравнивать рисунок и план местности; различать наиболее распространённые виды планов; извлекать информацию из туристических планов.
4. Сравнивать политическую карту мира с физической картой; соотносить название страны с названием языка и, наоборот, название языка с названием страны; находить в справочной литературе информацию о народах мира, о составе населения страны и об особенностях её культуры.
5. Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твёрдые тела, жидкости и газы; характеризовать отличительные свойства природных объектов, группировать по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
6. Извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения; моделировать строение Солнечной системы; анализировать иллюстрации учебника.
7. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе; составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами.
8. Извлекать необходимую информацию из текстов.
9. Устанавливать причинно-следственные связи.
10. Подводить под понятие.
11. Моделировать и преобразовывать модели.
12. Находить необходимую информацию на вопросы рубрики «Подумаем!»
13. Подводить итоги урока по вопросам рубрики «Проверим себя»
14. Осваивать технологию поиска информации.
15. Строить логическую цепь рассуждений, доказательство и другие.
Коммуникативные:
1. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
2. Аргументация своего мнения и позиции.
3. Распределение операции между собой в группе.
4. Умение отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.
5. Участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
6. Оформление своих мыслей в устной речи (составляют рассказ по картинкам).
7. Формирование и аргументация своего мнения при наблюдении за живой природой.
8. Умение договариваться об условиях игры.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории; воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира; освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и другое, с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Основное содержание курса
Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества
(раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени.
В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности
Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.
Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни — рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их выражения в разных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного.
Заключительный раздел «В поисках всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Наряду с доминирующей установкой на социально-нравственное воспитание внимание сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.
1.«Радость познания» - 11 часов
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — творческое отношение к оформлению плана путешествия; — интерес к знаниям и способам их приобретения; — желание познавать мир благодаря путешествиям; — уважительное отношение к культурному многообразию человечества; — понимание собственных достижений при освоении темы. | Познавательные умения: — определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; — определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение; — определять источники необходимой информации и обосновывать своё мнение; — определять разные формы земной поверхности на географической, политической картах мира и на глобусе и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении плана путешествия. Регулятивные умения: — планировать свою деятельность в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; — оценивать выполненное задание. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества; — строить понятные для партнёра высказывания; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Определять на географической (политической) карте мира: — материки, части света, местоположение страны, её границы, столицу, соседние с ней государства. • Рассказывать: — об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека; — о способах исследования окружающего мира. • Чертить простейший план местности с использованием условных знаков. |
- «Мир как дом» - 20 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к природным богатствам; — желание составлять узоры (картину) о природе «Мир как дом»; • понимание своей успешности при изучении темы. | Познавательные умения: — воспринимать образ природы «мир как дом» в разных видах народного творчества и обосновывать своё мнение; — определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; — определять состав и свойства воды, воздуха; — понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение; — различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; — понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение; — понимать значение почвы для растений, животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать природные объекты по отличительным признакам и обосновывать своё мнение; — различать символы-образы природных стихий в народном творчестве; — использовать приобретённые знания для составления узора (картины) о природе «Мир как дом». Регулятивные умения: — выполнять учебное задание в соответствии с планом; — осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; — выполнять взаимопроверку и корректировку, взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; — использовать речевые средства для представления результата | • Рассказывать: — о строении Солнечной системы; — о ветре и причинах его возникновения; — о воде, её свойствах и значении, о круговороте воды в природе; — о полезных ископаемых, их свойствах, месторождениях и способах добычи; — о составе почвы и роли живых организмов в образовании почвы; — о способах символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. • Выполнять простейшие опыты по изучению свойств воздуха, воды. • Выполнять простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. • Составлять картину «Мир как дом», используя символические изображения окружающего мира. |
- «Дом как мир» - 21 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — бережное отношение к растениям и животным; — позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы. | Познавательные умения: — определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; — различать группы животных и обосновывать своё мнение; — определять условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение; — находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного. Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания; — проводить самопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: — строить понятные для партнёра высказывания; — учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; — формулировать собственное высказывание, используя термины; — адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Различать растения каждой группы, выделять их признаки. • Рассказывать: — о значении растений для формирования атмосферы, для питания животных и человека; — о разнообразии животных; — о способах размножения животных разных групп; — о роли животных в природе и в жизни человека; — о способах символического изображения плодородной земли, растений и животных в разных видах народного творчества. • Определять невидимые связи в живой природе. |
- «В поисках Всемирного наследия» - 14 часов.
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России. - интерес к озеру Байкал как одному из Чудес света. - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные умения: • раскрывать значение понятия «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; • раскрывать значение понятия «фараон», «гробница», «египетская пирамида», «иероглиф», «акрополь», «мудрец», «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре; • определять: - географическое расположение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного культурного наследия Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - историко-культурное значение Египта, Греции, Китая и обосновывать своё мнение; - объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. • использовать приобретенные умения для решения кроссворда «Всемирное наследие». • определять: - объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение; - историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение; - уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение; • использовать приобретенные знания для составления рассказа об уникальности озера Байкал. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | • Рассказывать: - историю создания Списка Всемирного наследия; - об объектах Всемирного наследия, сопровождая его презентацией; - о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России; - об уникальностях озера Байкал и его экологических проблемах; - о достопримечательностях Египта, Греции, Китая; - об открытии учёного Франсуа Шампольон; - об изобретениях Древнего Китая; - о местоположении Иерусалима в Израиле, используя карту; - о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия; - о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков. • Оформлять список природного и культурного наследия своего края. • Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия планеты, включая Россию. • Составлять и писать рассказ об уникальности озера Байкал. |
Формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни.
Познакомить детей с природными и культурными объектами мировой значимости. Закрепить сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.
Экологическое воспитание:
Развивать наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.
Развивать у ребёнка познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, положительных личностных качеств.
Формировать целый комплекс ключевых компетентностей — коммуникативной, информационной, социальной, нравственной.
Практико-ориентированный характер:
Познакомить с конкретными представителями флоры и фауны своего края, формировать умения распознавать их в природе, на рисунках и фотографиях; продолжать знакомство детей с названиями наиболее распространённых в окружающей местности растений, грибов, животных.
Познакомить с названиями членов семьи по родству и свойству в языках народов своего края, с поэтичным, психологически выверенным, разумным отношением к каждому возрастному этапу жизненного цикла, отражённому в семейных обрядах и обычаях в традиционной культуре народов своего края.
Исследовательская и проектная деятельность:
Познакомить с методами научного познания мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение и определение природных объектов, моделирование), с измерительными инструментами и лабораторным оборудованием, раскрыть роль книги, средств массовой информации, экскурсий и путешествий в знакомстве с природными объектами, фактами истории и общественно-политической жизни.
Культурное многообразие:
Раскрыть перед детьми величие и непреходящую ценность объектов Всемирного природного и культурного наследия; подойти к вопросу об образе идеального человека, лучших человеческих качеств, всемирных духовных сокровищ, воплощённых в личностях святых, подвижников, деятелей истории и культуры, в произведениях народной и духовной словесности, изобразительного искусства, музыки, зодчества.
Духовно-нравственная наполненность:
познакомить с творчеством и жизненной судьбой великих людей, внёсших значительный вклад в совокупное культурное наследие России и мира.
Младший школьник в окружающем мире.Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и другое). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и другое); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приёмы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, Интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и другое. Личная гигиена, охрана и укрепления здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре и другое). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при лёгких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества.Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3-4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна - Россия. Россия - наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва - столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце - небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля - планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и другое. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли - и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, в горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы - мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей - к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В 3В классе ГБОУ школы 65 обучается 14 мальчиков, 14 девочек. Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать работу. В программе много внимания уделено практической направленности изучения предмета «Окружающий мир».
При составлении рабочей программы учитывались результаты входных и мониторинговых работ.
Учащиеся класса будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе