Ребенок — субъект своего развития
В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
В деятельностицелеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.
Припланировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность.
На этапереализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.
На этапеанализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг.
Позиция ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его полностью или частично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформациям и издержкам развития. Только в полноценной деятельности субъекта достигается развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-волевой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому одной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения — учащего себя индивида.
Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы психического развития: традиционные для XX века социологизаторские и биологизаторские теории обучения уступают место способам, основанным на субъектных, психогенных факторах развития.
HI Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.
Чрезвычайно важной проблемой в этой гипотезе является мотивация деятельности ребенка-субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обучения разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации различные потребности, способности и другие качества личности:
- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов),
- на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко),
- на индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской),
- на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер),
- на социальные инстинкты (И. П. Иванов).
Содержание развития
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Все группы качеств личности:
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН — эмоционально-нравственная сфера;
СДП - деятельностно-практическая сфера взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.
Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие.
HI Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей III целостной совокупности качеств личности.
РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП
С этой точки зренияразвивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.
Зона ближайшего развития
Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.
Зона ближайшего развития - большая иди меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.
Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведомой, но потенциально доступной для познания.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
HI Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.
Литература
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. , 1974.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. , 1991.
3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М. , 1985.
4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /. / Исследования мышления в советской психологии. - М. , 1966.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. , 1986.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. , 1996.
7. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М. , 1968.
8. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М. , 1984.
9. Лебедева В. П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагогика. - 1996. - № 6.
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. , 1975.
11. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 1996. - № 2.
12. Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3.
13. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М. , 1974.