Ребенок — субъект своего развития

В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельно­го субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие вклю­чает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реали­зацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

В деятельностицелеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность.

Припланировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, иници­атива, организованность.

На этапереализации целей: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность.

На этапеанализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, со­весть, ответственность, долг.

Позиция ребенка как объекта обучения (ТО) лишает его полностью или час­тично действий целеполагания, планирования, анализа и приводит к деформаци­ям и издержкам развития. Только в полноценной деятельности субъекта достига­ется развитие самостоятельности, положительной Я-концепции, нравственно-во­левой сферы личности, происходит самореализация, самоизменение. Поэтому од­ной из основных целей развивающего обучения является формирование субъекта учения — учащего себя индивида.

Признание за обучаемым роли субъекта знаменует собой смену парадигмы пси­хического развития: традиционные для XX века социологизаторские и биологизаторские теории обучения уступают место способам, основанным на субъектных, психогенных факторах развития.

HI Обобщение 4. В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Чрезвычайно важной проблемой в этой гипотезе является мотивация деятель­ности ребенка-субъекта. По способу ее решения технологии развивающего обуче­ния разделяются на группы, эксплуатирующие в качестве основы мотивации раз­личные потребности, способности и другие качества личности:

- технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов),

- на потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко),

- на индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской),

- на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер),

- на социальные инстинкты (И. П. Иванов).

Содержание развития

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирую­щей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информа­ции, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Все группы качеств личности:

ЗУН - знания, умения, навыки;

СУД - способы умственных действий;

СУМ - самоуправляющие механизмы личности;

СЭН эмоционально-нравственная сфера;

СДП - деятельностно-практическая сфера взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целос­тную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.

Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств личности, ориентирует на всестороннее их развитие.

HI Обобщение 5. Развивающее обучение направлено на развитие всей III целостной совокупности качеств личности.

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

С этой точки зренияразвивающее обучение правильнее было бы называть развивающей педагогикой, или педагогикой развития.

Зона ближайшего развития

Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся ка­чества и то, что ребенок может делать самостоятельно; 2) зону ближайшего разви­тия - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоя­тельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

Зона ближайшего развития - большая иди меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет делать в сотрудничестве.

Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведо­мой, но потенциально доступной для познания.

Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутрен­ние процессы психических новообразований.

HI Обобщение 6. Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от акту­альной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитив­ном уровне, зависящем от опыта и мастерства учителя.

Литература

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М. , 1974.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М. , 1991.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М. , 1985.

4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий /. / Исследования мышления в советской психологии. - М. , 1966.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. , 1986.

6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М. , 1996.

7. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М. , 1968.

8. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М. , 1984.

9. Лебедева В. П. и др. Психодидактические аспекты развивающего образования // Педагоги­ка. - 1996. - № 6.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. , 1975.

11. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. - 1996. - № 2.

12. Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 3.

13. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М. , 1974.

Наши рекомендации