Тема 1. Теоретические и практические основы подвижных игр в школе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
комиссии института (факультета)
Г.
Протокол №____
Председатель УМК Берговина М.Л.
________________________________
подпись
Учебно-методический комплекс дисциплины
Подвижные игры
Направление подготовки (Специальность)
Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Сыктывкар 2012
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
комиссии института (факультета)
Г.
Протокол №____
Председатель УМК Берговина М.Л.
________________________________
подпись
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Подвижные игры
Направление подготовки (Специальность)
Физическая культура
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Блок дисциплин (в соответствии с учебным планом направления или специальности)
Семестр - 3.
Всего учебных занятий – 72 часов, 2 зачетных единиц.
В том числе:
Аудиторные 44 час, 1,2 зачетных единиц, из них:
Лекции - 14 часов, _____зачетных единиц;
Лабораторные занятия - 30 часов, зачетных единиц;
Самостоятельная работа – 26 _часов, ____зачетных единиц;
Промежуточный контроль – зачёт.
Сыктывкар 2012
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
И УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки "Физическая культура " 034300
Составитель рабочей программы
к.б.н., доцент ____________________________Сатосова Наталья Леонидовна
Рецензенты:
Внешний:
должность, звание________________________________________________
________________________________________________________________
должность, звание________________________________________________
________________________________________________________________
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры Теоретических и медико-биологических основ физической культуры
Протокол заседания №_______________________________________________
зав. кафедрой __________________________________Рэйляну Раду Иванович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игра – это неотъемлемая часть жизни человека, которая активно используется педагогами и тренерами в целях воспитания, обучения, физического развития и совершенствования. Как учебный предмет, подвижные игры – важнейшая дисциплина спортивно-педагогического цикла на факультете физической культуры и спорта.
Подвижные игры развивают жизненно необходимые прикладные умения и навыки, они являются прекрасным средством оптимизации учебного процесса, разностороннего физического развития с ярко выраженной направленностью.
Предметом подвижных игр как научной дисциплины является изучение закономерностей физического развития и совершенствования двигательных умений и навыков человека с помощью многочисленных средств, методов и форм организации двигательной деятельности. Эта дисциплина включает в себя сведения о месте игр в педагогической практике, видах игр: образовательно-развивающем, оздоровительном, спортивном.
Подвижные игры как один из видов физического воспитания основывается на общих положениях теории и методики физического воспитания.
Программа подготовки специалистов по физической культуре и спорту предусматривает изучение студентами истории, теории и методики преподавания подвижных игр, овладение методикой преподавания игр, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной организационной, тренерско-педагогической, научной и воспитательной работы в общеобразовательных школах.
В результате освоения дисциплины формируются следующие общекультурные профессиональные компетенции обучающегося:
- умение логически верно и ясно строить устную и письменную речь;
- готовность к работе в коллективе;
- умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, способность находить их и устранять;
- применение на практике основных учений в области физической культуры;
- способность воспитывать у учеников социально-личностные качества;
- умение разрабатывать учебные планы и программы конкретных занятий;
- самостоятельное проведение учебных занятий по подвижным играм с детьми различных возрастов в общеобразовательных учреждениях, а также среднего и высшего образования, включая спортивно-массовую работу с обучающимися;
- умение оценивать физические способности обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- способность проводить профилактику травматизма;
- способность реализовывать систему отбора и спортивной ориентации через подвижные игры с использованием современных методик по определению антропометрических, физических и психологических параметров индивида;
- умение разрабатывать перспективные и оперативные планы и программы занятий по подвижным играм в сфере детско-юношеского спорта и со спортсменами массовых разрядов.
Целью учебного процесса является формирование профессионально-педагогических навыков преподавания подвижных игр.
Задачи: 1. Изучить основные методические приемы преподавания подвижных игр с учетом возраста учащихся.
2. Овладеть методикой преподавания подвижных игр.
Формы занятий:
- аудиторные занятия, предусмотренные учебным планом (лекции, практические занятия).
- самостоятельная работа.
Содержание дисциплины
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Тема 1. Теоретические и практические основы подвижных игр в школе.
Сущность и значение игр. Задачи, решаемые в процессе игровой деятельности. Подготовка и проведение игры. Судейство. Анализ и подведение итогов игры. Дозировка нагрузки в процессе игры. Физиологические и психологические особенности детей разного возраста. Особенности подготовки и проведения игр в разных классах. Игры на переменах и на воздухе и их место в учебной деятельности. (Лекции - 4 часа. Практические занятия – 12 часов.)
Литература: 1. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов пед. ВУЗов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.
2. Найминова Э. Б. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / Э. Б. Найминова. Ростов н/Д: Феникс, 2003 .— 256 с.