К проблеме формирования индивидуальной и социальной субъектности осужденного

Возникновение термина «субъектность» связано с исследованиями психологии субъекта, выполненными С.Л. Рубинштейном и его школой. Концепция человека, выдвинутая Рубинштейном и разработанная К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, А.В. Брушлинским, В.Н. Мясищевым и др., явилась методологической основой исследования субъектности.

По мнению А.В. Брушлинского «субъект - это человек на высшем … уровне активности, целостности, автономности; это творец своей истории, вершитель своего жизненного пути» [1; 31]. Логично предположить, что проблема субъекта у автора обозначена как качественно определенный способ саморегуляции личности. Но через понятие субъекта передается и мера его активности, направленности, социальная сущность сознания, действия, отношений, следовательно, оно включает в себя и социальную обусловленность. Следуя положениям А.В. Рубинштейна, личность - это сознательный субъект, обладающий самосознанием и направленностью. Личность как субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими … и … сознательно принимает на себя ответственность за свои дела и поступки в качестве их автора и творца [3].

Анализ субъектности, ее особенностей и специфики представлен в работах отечественных психологов Н.Х. Александровой, А.Г. Асмолова, Е.Н. Волковой, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, А.Н. Леонтьева, Т.В., опирающихся на исследование активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности.

В исследования Л.Я. Дятченко, В.Н. Ивановой, субъектность представлена, как способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели; осознавать мотивы самостоятельно выстраивать действия задуманному, выстраивать планы на жизнь.

Рассматривая проблему субъектности целесообразно определить специфику категорий «индивидуальная субъектность». Индивидуальная субъектность - это способность человека воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными средствами [4].

Формирование индивидуальной субъектности человека – это целая или комплексная система взаимодополняющих, взаимосвязанных методов, приемов развития способности человека воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально личностными средствами. Они могут использоваться во всех основных сферах жизнеосуществления человека. Существенно дифференцируют их характер, механизмы использования, методика применения. В процессе стимулирования различных групп технологий формирования индивидуальной субъектности человека используются, как правило, психологические, социально-психологические возможности активизации деятельности, экономическая и социальная заинтересованность, индивидуальные черты характера, субъектов формирования индивидуальной субъектности человека.

Позже данная проблематика начала исследоваться в социальном аспекте. Под социальной субъектностью Луков В.А. понимает способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, включая ее ценностно-нормативную сферу, в различных формах социальной деятельности. Она находит отражение и закрепляется различными формами социальной и культурной идентификации [2].

Отметим, что содержание социальной субъектности, жестко детерминируется конкретными историческими и социокультурными условиями. Феномен социальной субъектности обязательно предопределяется такой универсальной детерминантой, как система ценностей и ценностных ориентаций того или иного субъекта. Мы считаем, что социальная субъектность – это, прежде всего, система развития способности индивида к воспроизводству и совершенствованию жизни социально-организационными, институционализационными средствами, иначе говоря, это система различных приемов, развивающих способность человека результативно участвовать в общественной жизни, решать социально значимые проблемы. Наконец, социальная субъектность может быть идентифицирована благодаря способности личности (общности) воздействовать, в том числе результатами своей деятельности, на другие социальные субъекты (отдельные элементы социального, общество в целом).

С нашей точки зрения, важнейшим показателем и одновременно определяющим фактором становления и развития социальной субъектности в условиях современного общества выступает система ценностей и ценностных ориентаций индивида, актуализирующая цели достижения жизненного успеха. Обусловленная ценностями, социальная субъектность проявляется в специфической жизненной стратегии субъекта, которую мы называем жизненной стратегией самореализации. Данный тип стратегии, прежде всего, характеризуется нацеленностью субъекта на самостоятельность, самодеятельность, творческую активность, инновационность деятельности.

Говоря о жизненной стратегии самореализации как важнейшем показателе социальной субъектности, хотелось бы подчеркнуть, что такая стратегия может быть актуализирована с помощью различных средств и методов, в том числе антисоциальных. Поэтому выбор индивидом средств достижения поставленных целей также является одним из определяющих критериев социальной субъектности, точнее ее конкретного типа. Так, выбор противоправных средств актуализирует криминальный тип социальной субъектности, порождающей криминальные структуры. И что бы сегодня не говорили о деятельности криминальных и криминализированных структур как о стабилизирующем факторе социального развития, их субъектность, безусловно, активизирует деструктивные процессы в обществе. В этом контексте, несомненно, актуализируется проблема становления созидающей социальной субъектности. При этом, говоря о созидании, мы имеем в виду не только общественное, но и личностное развитие, что особенно актуально в условиях возрастающей индивидуализации общественного сознания. Актуализация жизненной стратегии самореализации с необходимостью предполагает формирование соответствующей установки, т.е. психологическую готовность индивида к конкретно-позитивной деятельности в этом направлении.

Еще одним важным показателем субъектности является, по нашему мнению, теоретическая и практическая подготовленность личности к осуществлению стратегии жизненной самореализации. Владение тем или иным социальным субъектом необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Образование осужденных, по глубокому убеждению авторов, должно быть направлено не только на формирование определенных навыков, умений и знаний в рамках профессионального уровня, но и на позитивное изменение ценностно-нормативных установок, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества. Социальным механизмом данных трансформаций и является сегодня высшее образование в пенитенциарной системе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 335с.

2. Луков В.А. Социальная субъектность молодежи и государственная молодежная политика/ www.socionavatika.net.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976, С.635

4. Социальные технологии. Толковый словарь. Под ред. Л.Я. Дятченко, В.Н.Иванова.- Москва-Белгород. Изд-во «Луч», 1995. – 308 с.

Е.И. Стебунова

Наши рекомендации