Возрастные особенности детей

В старшей группе № 6

  Тема и цели занятия 1-й недели Тема и цели занятия 2-й недели Тема и цели занятия 3-й недели Тема и цели занятия 4-й недели
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема № 1 Числа 2 и 3 № 2 Числа 2 и 3 № 3 Числа 3и 4 № 4 Числа 3и 4
Цели Уточнить способы образования чисел 2и 3; упражнять в счете; учить сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат и группировать по цвету, форме, величине, отрицанию признака. Развивать пространственное воображение и творческие способности. Закреплять способ образования чисел 2и 3.Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать навыки порядкового счета. Развивать предпосылки логического мышления : группировать по цвету, форме, величине, отрицанию признака. Формировать понятие числа: исследовать зависимость числа от величины мерки. Уточнить способы образования чисел 3и4. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять подгруппы из группы. Развивать пространственное воображение и творческие способности (работа счетными палочками). Формировать понятие числа: продолжать исследовать зависимость числа от величины мерки. Формировать навык соотнесения числа с его обозначением (цифрой) в пределах десяти. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять общие признаки из двух групп фигур.
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема   № 5 Числа 4 и 5 № 6 Числа 4 и 5 № 7 Счет в пределах 5 № 8 Счет в пределах 5  
Цели Формировать понятие числа: продолжать исследовать зависимость числа от величины мерки. Закреплять навык порядкового счета и обратного счета до 5. Закреплять навык соотнесения числа с его обозначением (цифрой) в пределах десяти. Формировать навык ориентации в пространстве по двум признакам - по цвету и порядковому номеру. Развивать пространственное воображение и творческие способности (работа счетными палочками). Формировать умение соотносить обозначение числа с его составом из единиц и двух меньших чисел с помощью пальцев рук. Развивать пространственное воображение. Развивать предпосылки логического мышления: Учить делать обобщения и выделять лишнее из группы , словесно обосновывая свое решение. Формировать навык ориентации в пространстве по двум признакам - по цвету и порядковому номеру. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра». Закреплять знание о зависимости числа от величины мерки .. Учить пользоваться мерками разной величины при измерении количества воды. Формировать умение соотносить обозначение числа с его составом из единиц и двух меньших чисел с помощью пальцев рук. Развивать предпосылки логического мышления: Учить делать обобщения и выделять лишнее из группы , словесно обосновывая свое решение. Формировать навык ориентации в пространстве по двум признакам - по цвету и порядковому номеру. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра». Закреплять знание о зависимости числа от величины мерки . Учить пользоваться мерками разной величины при измерении количества воды. Формировать навыки ориентации на плоскости. Формировать умение выделять в счете разное основание Развивать пространственное воображение: учить определять по части целое . Закреплять умение соотносить обозначение числа с его составом из единиц и двух меньших чисел с помощью пальцев рук. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра». Закреплять навык работы с условной мерки длины. закреплять умение делать обобщение и выделять лишнее из группы.  
 
ноябрь Тема № 9 Состав чисел из единиц №10 Сравнение чисел № 11 Сравнение чисел № 12 Сравнение чисел  
Цели Формировать навык ориентации на плоскости. Формировать умение выделять в счете разное основание. Развивать пространственное воображение: учить определять по части целое. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра». Закреплять умение соотносить обозначение числа с его составом из единиц и двух меньших чисел с помощью пальцев рук. Формировать навык работы с условной мерки длины. Закреплять умение делать обобщение и выделять лишнее из группы. Развивать пространственное воображение: учить составлять из частей целое . Учить сравнивать числа в пределах 10. Называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра Формировать навык работы с условной мерки длины. Формировать умение ориентироваться на плане по заданной схеме. Развивать пространственное воображение: учить составлять из частей целое. Формировать умение выделять в счете разное основание. Закреплять понятие числа: формировать осознание того ,что количество элементов не зависит от их перестановки. Учить сравнивать числа в пределах 10. Называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра» .Формировать умение ориентироваться на плане по заданной схеме Развивать пространственное воображение: учить составлять из частей целое. Закреплять понятие числа: формировать осознание того ,что количество элементов не зависит от их величины. Учить сравнивать числа в пределах 10. Называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра» .Формировать умение ориентироваться на плане по заданной схеме.  
1  
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема   Цели № 13Решение задач   Учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием в счете. Формировать установку делать проверку в задачах. Развивать предпосылки логического мышления: учить изменять один из трех признаков заданной фигуры. Развивать гео - метрическое воображение: учить выделять фигуру квадрат на чертеже с наложением. Знакомить с днями неделями.. № 14 Решение задач   Продолжать учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием в счете. Формировать установку делать проверку в задачах. Развивать предпосылки логического мышления: учить изменять один из трех признаков заданной фигуры. Развивать геометрическое воображение: учить выделять фигуру треугольник на чертеже с наложением. Формировать осознание того ,что количество элементов не зависит от их площади, занимаемой этими элементами, закреплять знание цифры до 5. № 15 Число 6   Закреплять умение решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием в счете. Формировать установку делать проверку в задачах . Развивать предпосылки логического мышления: учить изменять один из трех признаков заданной фигуры. Развивать геометрическое воображение: учить выделять фигуру треугольник на чертеже с наложением. Знакомить с составом числа 6, закреплять знание цифры 6. Формировать навык ориентации на плоскости по заданной схеме. № 15 Число 6 .   Продолжать знакомить с составом числа 6, закреплять знание цифры 6. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра» Формировать навык ориентации в пространстве по двум признакам - по цвету и порядковому номеру.  
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема   Цели № 16 Число 7   . Формировать установку делать проверку в задачах. Формировать навык Учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с Учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием ориентации на плоскости по заданной схеме. Развивать геометрическое воображение: учить выделять фигуру прямоугольник на чертеже с наложением. Знакомить с составом числа 7,закреплять знание цифры 7.Упражнять в умении работать в тетрадях .   № 16 Число 7   Закреплять способ образования числа 7 .Формировать умение ориентироваться в пространстве. Формировать навыки порядкового счета. Закреплять дни недели. Закреплять умение называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Формировать умение ориентироваться на плане по заданной схеме. № 17 Число 8   Формировать установку делать проверку в задачах. Формировать навык Учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с Учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием ориентации на плоскости по заданной схеме. Развивать геометрическое воображение: учить выделять фигуру прямоугольник на чертеже с наложением. Знакомить с составом числа 8,закреплять знание цифры 8.Упражнять в умении работать в тетрадях . № 17 Число 8   Продолжать знакомить с составом числа 8 . Закреплять навык соотнесения числа с его обозначением (цифрой) в пределах десяти. Закреплять умение изменять один из трех признаков заданной фигуры. Формировать умение ориентироваться на плане заданной схеме. Закреплять знание времен года, учить месяца.  
                           
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема № 18 Число 9 № 18 Число 9 №19 Число 10 №19 Число 10
Цели Продолжать учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием в счете. Развивать геометрическое воображение: учить выделять фигуру прямоугольник на чертеже с наложением. Закреплять понятие числа: учить сравнивать количество элементов в двух группах предметов методами соотнесения и пересчета. Закреплять знание времен года, знакомить с месяцами. Знакомить с составом числа 9,закреплять знание цифры 9.Упражнять в умении работать в тетрадях Продолжать учить решать задачи во внутреннем плане на примере задач с разным основанием в счете. Развивать геометрическое воображение: Закреплять умение выделять фигуры квадрат, прямоугольник треугольник на чертеже с наложением. Закреплять понятие числа: учить сравнивать количество элементов в двух группах предметов методами соотнесения и пересчета. Закреплять знание времен года, продолжать учить месяца. Закреплять состав числа 9. Упражнять в умении работать в тетрадях. Познакомить детей с понятием «задача» и формировать образ разделения задачи на три смысловые части: «что было», «что произошло», «вопрос».Учить составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало», «осталось». Формировать умение складывать и вычитать в пределах 10.Знакомить со знаками «+» и «- ». Знакомить с составом числа 10 ,закреплять знание о записи числа 10 цифрами. Продолжать знакомить детей с понятием «задача» и формировать образ разделения задачи на три смысловые части: «что было», «что произошло», «вопрос» и учить составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало», «осталось». Закреплять умение складывать и вычитать в пределах 10 и называть состав числа 10. Закреплять знание времен года, продолжать учить месяца. Развивать творческое воображение и нестандартное мышление.
   
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема № 20 Составление задач № 21 Составление задач № 22 Составление задач № 23 Ориентировка по клеткам.  
Цели Учить составл задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало», «осталось». Закреплять умение Формировать умение складывать и вычитать в пределах 10. Закреплять состав числа 10. Развивать творческое воображение и нестандартное мышление. Закреплять порядковый счет. Продолжать учить составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало», «осталось», формировать образ разделения задачи на три смысловые части: «что было», «что произошло», «вопрос». Развивать творческое воображение и нестандартное мышление. Закреплять дни недели. Продолжать учить составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало», формировать образ разделения задачи на три смысловые части: «что было», «что произошло», «вопрос». Учить считать с разным основанием счета и переходить от одного основания счета к другому. Развивать предпосылки комбинаторных навыков. Развивать творческое воображение.   Формировать предпосылки умения ориентироваться по клеткам .Учить решать задачи ,сформулированные в традиционной и нетрадиционной форме. Закреплять умение составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало»,«осталось». Учить находить числа «соседние» с заданными числами и между ними.  
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема №23 Ориентировка по клеткам. №24 Ориентировка по клеткам. №25 Ориентировка по клеткам. №26 Ориентировка по клеткам.  
Цели Формировать предпосылки умения ориентироваться по клеткам. Закреплять умение считать с разным основанием счета и переходить от одного основания счета к другому и находить числа «соседние» с заданными числами и между ними. Закреплять умение составлять задачи по картинкам и решать задачи в стихах. Упражнять в умении сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат и группировать по цвету, форме, величине, отрицанию признака. Формировать предпосылки умения ориентироваться по клеткам. Закреплять знание времен года, продолжать учить месяца. Продолжать учить решать задачи , сформулированные в традиционной и нетрадиционной форме. Закреплять знание порядкового расположения чисел и находить числа «соседние» с заданными числами и между ними. Закреплять умение называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Упражнять в умении ориентироваться по клеткам. Продолжать учить месяца, называть месяцы определенного времени года Закреплять умение составлять задачи по картинкам и решать задачи в стихах. Развивать творческое воображение и нестандартное мышление. Закреплять умение складывать и вычитать в пределах 10 и называть состав чисел от 1-10. Закреплять обратный счет. Упражнять в умении ориентироваться по клеткам. Закреплять умение составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задаче, используя слова «стало»,«осталось». Закреплять навык устного счета. Закреплять знание порядкового расположения чисел и находить числа «соседние» с заданными числами и между ними. Формировать умение складывать и вычитать в пределах 10.  
               
Возрастные особенности детей - student2.ru Тема №27 задачи на смекалку №28 Повторение №29 Повторение №30 Повторение
Цели Продолжать упражнять в умении ориентироваться по клеткам. Закреплять навык устного счета. Учить решать задачи ,сформулированные в традиционной и нетрадиционной форме. Развивать предпосылки логического мышления : группировать по цвету, форме, величине, отрицанию признака. Формировать умение складывать и вычитать в пределах 10. Закреплять дни недели. Закреплять умение называть число на единицу больше, меньше, предыдущее, последующее. Развивать предпосылки логического мышления: учить выделять общие признаки из двух групп фигур. Развивать творческое воображение и нестандартное мышление. . Закреплять обратный счет и умение определять состав чисел от 1-10,называть цифры. Закреплять умение составлять задачи по картинкам и ставить вопрос к задач. упражнять в умении ориентироваться по клеткам. Развивать предпосылки логического мышления: учить изменять один из трех признаков заданной фигуры. Закреплять умение соотносить обозначение числа с его составом из единиц и двух меньших чисел. Формировать умение ориентироваться в пространств. Закреплять понятие временных отношений « вчера», «сегодня», «завтра. Закреплять Название месяцев (уточнить сколько всего месяцев в году?) .

Развитие речи

Месяц Тема и цели 1-й недели занятия Тема и цели 2-й недели занятия ятия Тема и цели 3-й недели занятия Тема и цели 4-й недели занятия Обеспечение интеграции образования (образовательные области) Планируемые результаты развития интегративных качеств  
январь тема Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» Рассказывание по набору игрушек. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» Рассказывание по набору игрушек.    
цели Учить пересказывать небольшой рассказ впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц. Тренировать в образовании форм имен существительных в родительном падеже множественного числа. Закрепление знаний в терминах слово, звук, умение самостоятельно подбирать слова со звуком с. Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек. Закреплять умения в образовании названий детенышей животных и уменьшительных наименований неживых предметов. Тренировать в правильном подборе предлогов (в, под, между). Закреплять правильное произношение ж. Учить детей составлять небольшой рассказ по картине, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем. Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжить учить вслушиваться в слова, их звучание; произносить слова, выделяя все звуки. Обучать умению составлять совместный рассказ, развивать диалогическую речь. Учить понимать смысл загадок;, правильно называть отдельные качества предметов (цвет, величину); закрепить обобщающее понятие игрушки. Учить четко произносить звук Ч    
                     
Месяц Тема и цели 1-й недели занятия Тема и цели 2-й недели занятия Тема и цели 3-й недели занятия Тема и цели 4-й недели занятия Обеспечение интеграции образования (образовательные области) Планируемые результаты развития интегративных качеств
декабрь тема «Рассказывание по картине «Собака со щенятами» «Описание игрушки». «Описание и сравнение игрушек (кукол)» «Описание предметов одежды»    
цели Подвести детей к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ по аналогии с рассказом по картине из личного опыта. Учить детей правильно образовывать формы имен существительных в родительном падеже. Активизировать в речи глаголы. Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке. Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде; учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Учит слышать и правильно произносить звук ш, учить подбирать слова сходные по звучанию. Учить описывать и сравнивать кукол, правильно называя наиболее характерные признаки; высказываться законченными предложениями. Активизировать употребление имен прилагательных в речи детей; учить использовать слова с противоположным значением. Учить правильно называть предметы зимней одежды, знать их назначение. Закрепить обобщающее понятие одежда. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Учить правильно произносить звук ж, подбирать слова с данным звуком.    
                 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №39 «Весёлый улей»

«СОГЛАСОВАНО»   Старший воспитатель _____________Н.В. Шайдуллина « ____ » _______________ 2013г   Введено в действие Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 39 «Весёлый улей» «__»__________2013 г. № ____     «УТВЕРЖДАЮ»   Заведующий МБДОУ «Детский сад №39» «Весёлый улей» _____________Л. И Мухаметдинова « __ » ___ __ 2013г     Рассмотрено и принято на заседании Педагогического совета от « »________ 2013г протокол № __  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Старшей группы № 6

«Фантазеры»

На 2013-2014 учебный год

Воспитатели:

Давидова Э.Х.

Хорсова М. Н.

Набережные Челны 2013г.

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………2

I. Общие сведения……………………………………………………………3

1.1 Возрастные особенности детей………………………………………….3

1.2. Содержание образовательного процесса………………………………5

1.3. Организация режима пребывания детей в ДОУ……………………....7

1.4. Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности…………………………………………………………………10

1.5. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей…………………………………………………..19

1.6. Комплексное тематическое планирование…………………………….39

II. Региональный компонент………………………………………………..179

2.1.Пояснительная записка…………………………………………………..179

2.2.Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)……………………………………………………………189

2.3 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………………………………………………192

2.4 Диагностика уровня сформированности интегративных качеств, в процессе освоения……………………………………………………………201

2.5 Взаимодействие ДОУ с семьей…………………………………………..221

2.7 Предметно-развивающая образовательная среда.………………………226

Библиография………………………………………………………………….227

Пояснительная записка

I. Общие сведения

Деятельность муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 39 «Весёлый улей» осуществляется на основе документов:

1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 – I «Об образовании».

2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.10.2011г. №2562).

3. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ № 65/23-16 от 14.03.00г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

4. СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменение №1 к 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и зарегистрированном в Минюсте России от 22.12.2010 № 19342 утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г №164.

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 1.05.2007 №03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: познавательно-речевое.

Характеристика на воспитанников

Старшей группы №6 МБДОУ №39«Весёлый улей».

В данной группе воспитываются дети 5 – 6 лет. Всего в группе 26 детей, из них – 10 мальчиков и 16 девочек.

Для троих воспитанников группы характерен повышенный уровень познавательного интереса (Артем Ч., Элина Х., Сания Х.), для троих– низкий уровень (Рашит Г., Самира Ш., Ильмир А.), для остальных – средний уровень.

Большинство детей владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Выделяется группа детей, в состав которой входят дети, с трудом адаптирующиеся требованиям взрослых, они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются на занятиях, шумят (Данила В., Мещеряков Д., Харисов С., Новиков Н., Сагдеева К.) Логопедом выявлены дефекты звукопроизношения у группы детей.

Большинство воспитанников группы получают дополнительное образование: вокал – 8ребёнка (Милена, Лиана, ЭлинаХ, Сайдар Х., Даша К., Алия, Самира Д., Зарина), занятия живописью – 3 (Карим, Айнур, Лена), 10 детей на хореграфию (Алия, Сайдар, Настя, Азалия, Карим.Рашит, Самира Ш., Зарина, Лена, Сания). Кроме того, 3 человека посещают кружок английского языка (Данила, Элина, Самира, Настя, Артем, Самира Ш., Айнур, Сания) и 1 ребенок на обучение грамоте (Азалия Ф.). К проводимым мероприятиям дети относятся с большим интересом, с удовольствием принимают в них участие. Отношения между ребятами дружелюбные, но чувство соперничества сильно развито у части ребят, что невольно ведет к частым спорам.

В организации совместных с детским садом праздников оказывает посильную помощь родительский актив, хотелось бы привлечь к организации досуга большее количество родителей.

Возрастные особенности детей

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства). Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщённым способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времён года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 года).

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и компетенций.

Так же строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

1.2. Содержание образовательного процесса

Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, программы «Тропинки» Ушаковой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей старшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.

2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.

3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.

4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Наши рекомендации