Проблемы современной системы обучения

АСПЕКТЫ

АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА И ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие

Рекомендовано

Министерством образования и науки Украины для студентов высших учебных заведений

СОДЕРЖАНИЕ

Клятва педагога ......................................................................................................... 5

Обращение к студентам .......................................................................................... 6

Предисловие................................................................................................................. 8

Глава 1. Педагогическое образование и становление личности ...........10

1.1. Проблемы современной системы обучения............................................ 10

1.2. Становление личности в жизненном обучении ..................................... 27

1.3. Становление личности в традиционном обучении............................... 30

1.4. Становление личности в развивающем обучении................................ 33

1.5. Становление личности в творческом обучении..................................... 34

1.6. Становление личности в совместной деятельности ............................ 38

Вопросы для самоконтроля ................................................................................. 46

Библиографический список.................................................................................. 47

Глава 2. Системный подход к педагогике .....................................................50

2.1. Системный подход и его иерархия............................................................ 50

2.2. Функционально-содержательный принцип системного подхода ... 55

2.3. Функционально-структурный принцип системного подхода............ 60

2.4. Новые отрасли современной педагогики, основанные

на использовании концепции «8Э» ........................................................... 67

Вопросы для самоконтроля ................................................................................. 72

Библиографический список.................................................................................. 74

Глава 3. Массивы педагогической информации ........................................76

3.1. Общие понятия о массивах информации................................................. 76

3.2. Массив педагогической информации для активизации
познавательной деятельности и творчества обучаемых..................... 78

3.3. Массив педагогической информации для развития творчества

при проведении игровых практических занятий .................................. 82

3.4. Массив педагогической информации для активизации
психолого-педагогической подготовки студентов ............................... 87

3.5. Массив педагогической информации для реализации
деятельностного подхода к обучению ..................................................... 92

Вопросы для самоконтроля ................................................................................ 97

Библиографический список.................................................................................. 98

Глава 4. Оценка эффективности процесса обучения студентов ...........100

4.1. Экспертная оценка эффективности учебно-воспитательного
процесса ........................................................................................................... 100

4.2. Оценка эффективности процесса формирования знаний
обучаемых ...................................................................................................... 108

4.3. Системный анализ когнитивной карты процесса формирования
знаний................................................................................................................ 111

4.4. Статистическая обработка результатов прямого экспертного
опроса ............................................................................................................... 118

4.5. Энтропийная оценка показателей успеваемости и качества
обучения........................................................................................................... 123

Вопросы для самоконтроля................................................................................. 127

Библиографический список ................................................................................ 129

Глава 5. Готовность к профессиональной деятельности

и ее компоненты .......................................................................................................130

5.1. Психологические особенности педагогической деятельности

на современном этапе................................................................................... 130

5.2. Деятельность и развитие личности........................................................... 137

5.3. Содержание и структура психологической готовности будущих
специалистов к профессиональной деятельности................................ 142

Вопросы для самоконтроля................................................................................. 163

Библиографический список ................................................................................ 165

Словарь-справочник мудрых советов.............................................................. 167

Словарь психолого-педагогических терминов.............................................171

Темы рефератов ........................................................................................................184

КЛЯТВА ПЕДАГОГА

Во имя учащегося, во имя будущего культуры клянусь:

уважать личность учащегося, как если бы он был уже взрослым;

отвечать за его физическую и духовную неприкосновенность;

развивать его врожденные способности во благо его и окружающих его людей; не сломать, но укрепить волю учащегося, охранять его там, где он слаб, направлять его там, где он силен;

открыть ему путь к познанию мира;

не оставлю его в познании без надежды;

покажу ему, как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стрем­ление к лучшему;

буду учить его служению истине и терпи­мости к заблуждению.

Клянусь также:

X заботиться о том, чтобы оставить гряду­щим поколениям мир, в котором стоило бы жить;

X быть примером для учащегося и показать ему, как преодолевать собственные слабо­сти, бороться с искушениями и трудностями;

X противостоять обстоятельствам — давле­нию общественного мнения, корпоратив­ным интересам, служебным инструкциям, если они будут мешать мне честно выпол­нять эту клятву.

По мотивам «Клятвы Сократа». Перевод Л. Фураевой

Газета "Первое сентября-, 4 октября 1997г.

Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ



Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru ОБРАЩЕНИЕ К СТУДЕНТАМ

...Учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.

Герберт Уэллс

Профессия, которую Вы избрали, определяет дальнейшие судьбы че­ловечества. Педагог является самой важной фигурой в нашем обществе, по­тому что от того, чему он научит молодое поколение, зависит, каким будет будущее общество, в котором нам всем жить. Педагогу мы доверяем самое дорогое — наших детей. Мы хотим их видеть добрыми и умными, видеть в них нашу опору. Ответственность, накладываемая на педагога, — беспре­дельна, терпение его должно быть безгранично, мудрость — бесконечна. В педагоге высокая профессиональность должна сочетаться с высокой духов­ностью: нравственное начало должно быть определяющим.

«Какие требования предъявлялись ранее к благочестивому педагогу в Киевской Руси? Прежде всего, «быть честным», как говорили раньше, или иметь «правдивое сердце». Истинное обучение ведь вне слов и пред­метов.-Оно передается из сердца в сердце, из очей в очи. Дети прозорли­вы, они ясновидцы. В детской психике — тончайшие мембраны, которые улавливают как ложь, так и правду. Грубый, жестокий учитель уничтожа­ет эти мембраны и лишает ребенка способности правильно оценивать доб­ро и зло. Истинный учитель развивает эту способность, которая является не чем иным как совестью.

Каких еще правил придерживается благочестивый учитель? Не быть судьей ученику. Считать его умнее, тоньше, одареннее себя. Он знает, что не добьется уважения ученика, если не будет испытывать к нему беспре­дельного почтения, благоговеть перед ним, как перед запечатанной тайной, благоговеть перед путем, который ему предстоит пройти, — многострадаль­ным и трудным.

Учитель должен быть терпеливым и смиренным. Наивысшая духовная добродетель учителя - умение раскаиваться, сокрушаться о своих ошибках перед учениками» [18, с. 3].

Данное учебное пособие составлено очень экономно. В его пяти гла­вах Вы найдете основные психолого-педагогические положения, необхо­димые для понимания сущности, содержания, организации учебно-воспи­тательного процесса. В конце каждой главы приведены вопросы для само­проверки, тестовые задания, задачи, а также литература для дополни­тельного изучения.

Желаем Вам успеха!

Авторы

Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ



Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время постоянно возрастает интерес к формированию твор­ческой личности будущего специалиста. Это в полной мере относится не только к подготовке специалистов технических вузов и университетов, но и к подготовке учителей и педагогов высшей школы. Образовательная доктри­на государства предусматривает внедрение в учебно-воспитательный про­цесс цикла психолого-педагогических дисциплин, что обусловлено необхо­димостью подготовки высококвалифицированных педагогов.

Высшее образование обеспечивает фундаментальную, научную, гума­нитарную и практическую подготовку специалистов на основе образователь­но-квалификационных характеристик и образовательно-профессиональных программ. В государственной национальной программе «Осв1та» («Украша XXI сташття») ставится важнейшая задача — сделать высшее образование могучим фактором развития духовной культуры украинского народа, воз­рождения экономического потенциала Украины.

Формирование творческой личности студента, как показали исследова­ния, достигается внедрением в учебно-воспитательный процесс активных методов обучения. В связи с этим чрезвычайно важное значение приобрета­ют такие новые отрасли современной педагогики, как ТРИЗ-педагогика, ког­нитивная педагогика, педагогическая информатика и др. Авторами настоя­щего учебного пособия были разработаны учебные программы для психоло­го-педагогического цикла дисциплин, которые преподаются в Севастополь­ском национальном техническом университете: «Основы педагогики и психологии высшей школы», «Основы педагогики и психологии», «Педаго­гика», «Основы педагогического мастерства», «Психология личности»,

«Психология», «Физиология и биологические основы развития и обучения». На протяжении ряда лет авторы проводили лекционные и практические за­нятия для студентов I-V курсов, магистров и аспирантов, что создало базу для подготовки данного учебного пособия.

Основное внимание в книге уделено таким аспектам, которые не нашли достаточно полного отражения в учебниках и учебных пособиях в области педа­гогики и психологии. К ним можно отнести, например, следующие: основные проблемы современной системы обучения; становление личности в развиваю­щем обучении и совместной деятельности педагога с обучаемыми; использова­ние основных принципов системного подхода к педагогике и психологии; новые отрасли современной педагогики; массивы педагогической информации, пред­назначенные для активизации познавательной деятельности и творчества обу­чаемых; экспертную оценку эффективности учебно-воспитательного процесса, системный анализ когнитивной карты системы формирования знаний, энтро­пийную оценку показателей успеваемости и качества обучения, а также вопросы готовности специалистов к профессиональной деятельности и др.

Цель учебного пособия — ознакомить студентов, аспирантов и препо­давателей технических вузов и университетов с новыми технологиями обу­чения, основанными на использовании методов технического и изобрета­тельского творчества, а также на применении средств вычислительной тех­ники для решения психолого-педагогических задач.

Предисловие, главы 2, 3, 4 написаны доктором технических наук, про­фессором, заслуженным работником образования Украины В. К. Маригодо-вым; обращение к студентам, главы 1 и 5 написаны кандидатом педагогичес­ких наук, доцентом С. Е. Моторной; словарь психолого-педагогических тер­минов и список рекомендуемых тем рефератов написаны авторами совместно.

Авторы выражают глубокую признательность рецензентам: доктору пе­дагогических наук, профессору Н. В. Апатовой и доктору педагогических наук, профессору, академику Академии информатизации образования Рос­сийской Федерации И. И. Мархелю за доброжелательную критику, полезные советы и замечания, которые способствовали улучшению содержания книги.

Отзывы и предложения просьба направлять по адресу: Украина, 99053, г. Севастополь, Севастопольский национальный технический уни­верситет, Научно-методический центр.

Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru Глава 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВА

И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же зна­ние действует воспитательно.

Л. Н. Толстой

Проблемы современной системы обучения

Главной проблемой педагогики во все времена было решение триединой задачи: идеальное освоение опыта, накопленного предыду­щими поколениями, приумножение его и передача последующему поколению, причем эта передача должна произойти с минимальны­ми потерями, то есть наиболее эффективно — соизмеримо и целесо­образно по отношению к эволюционному пути развития человечест­ва. Как реализовать эту, казалось бы, простую формулу — вот крае­угольный камень, над которым бьются лучшие умы человечества уже миллионы лет.

Формирование личности происходит в социуме, однако биоло­гические основы она получает при рождении. В рамках психологии существует несколько теорий, отстаивающих главенство либо соци­ального, либо биологического основания, но истина лежит посере­дине: важны наследственные предрасположенности, с которыми че­ловек рождается, но равно важны и условия, в которые он попадет и в которых будет формироваться его личность. И это происходит в семье, в школе, в окружающем человека мире. Рожденный с боль­шим талантом, может быть даже гениальностью, но попавший в не-

благоприятные социальные условия, индивид останется с нереализо­ванным своим главным потенциалом, который мог бы принести наи­большую пользу людям, обществу, и, в конечном счете, и ему само­му. Возможна и обратная картина: социальные условия являются наилучшими, и человек расцветает, сияя, как драгоценный камень, и этим сиянием освещает и одухотворяет все вокруг.

Мы все — звезды невидимого механизма, бесчисленные части це­лого. И если эти части проявятся в нас, то в эволюции не останется бе­лых пятен: каждый будет трудиться на пределе своих возможностей, вы­растет истинным творцом мира, вольется в слаженный механизм Все­ленной. Вместе с тем, трудясь для Общего, сможет лучшим образом реа­лизовать свой личностный рост, развитие, самосовершенствование.

Как же сделать так, чтобы в сердце каждой приходящей на зем­лю личности зажглась звезда таланта? Какие условия должен соз­дать педагог, чтобы в душе воспитанника царили добро, надежда и любовь? Современная педагогика медленно, но верно находит такой путь — путь реализации глубинных возможностей человека, его глубоко спрятанных способностей, личностного роста, самореализа­ции и самосовершенствования, путь, возможный только в рамках гу­манной педагогики.

Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Гуманизм означает человечность, любовь к людям, терпимо в отношениях, уважение к личности и ее достоинству.

Известно, что педагогический процесс является неотделимым от решения социальных проблем современного общества (рис. 1.1). Именно общество закладывает программу: чему учить и как учить молодое поколение. В большинстве стран мира прогрессивные кру­ги видят выход в реализации идеалов гуманизма, которые способство­вали появлению уникальных человеческих личностей. Таким обра­зом, чтобы идти путем эволюции, человечество должно выбирать ос­новой воспитания и образования непреходящие идеи и ценности, вы­работанные и проверенные многовековой практикой принципы.





Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



           
  Проблемы современной системы обучения - student2.ru
    Проблемы современной системы обучения - student2.ru
 
 
    Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Рисунок 1.1

Связь дидактики с другими науками

Поэтому образование как становление, формирование человека может протекать только в человечной обстановке, одухотворенной ат­мосфере гуманности. В конечном счете, понятие гуманизма предпола­гает существование системы ценностных ориентации, в центре кото­рых лежит признание человека в качестве высшей ценности. При этом особенно важным считается целостное, универсальное становление че­ловеческой личности. Эта универсальность осмысливается как гармо­ническое развитие ее интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала. В педагогическом процессе человек становится центром это­го процесса, духом же учебного заведения должна стать человечность, создавая предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству. Если эти требования не соблюдаются, то образование в своей сущности перестает существовать.

Что же должно присутствовать в процессе обучения, чтобы он отвечал идеалам гуманизма? Прежде всего, педагог должен любить учащихся. И эта любовь должна быть такой, чтобы она позволила наставнику считать личность обучаемого высшей ценностью, кото-

рая помогла бы растущему духу раскрыть все свои способности, весь свой творческий потенциал и, возможно, стать одаренностью, талантом, гениальностью. И подарить своему Отечеству, всей пла­нете то уникальное, неповторимое, необходимое для эволюции, что заложено только в нем.

Вот для этого педагог должен владеть не только профессио­нальными знаниями — он должен владеть процессом преподнесения этих знаний на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и соци­ально-психологическом.

Если учащийся не усваивает материал, не успевает в учебном процессе, следует, прежде всего, выяснить причины, почему это происходит. И здесь педагогу следует начинать с самого себя: ис­кать причины не в обучаемом, обвиняя его в неудовлетворительных интеллектуальных способностях, а в своих личных качествах. Ставя личность учащегося в центр образовательного процесса, мы должны опираться на индивидуальный подход к каждому растущему Чело­веку. В первую очередь, это означает опору на положительные сто­роны личности, на концентрацию ученика на положительных сторо­нах жизни. Не заострять внимание на отрицательном, негативном — его для растущего творца не должно существовать.

Таблица 1.1

Связь эмоций и успешности учебной деятельности

Мотив Учебная деятельность Эмоции Отношение к учебе
Овладевание знаниями Успешная Положительные Положительная установка: неограниченное и радостное стремление к овладеванию
Овладевание знаниями Неуспешная Отрицательные Негативная установка: без­различие, рождающее скуку и отвращение к знаниям




Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



           
  Проблемы современной системы обучения - student2.ru
 
    Проблемы современной системы обучения - student2.ru
 
    Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Проблемы современной системы обучения - student2.ru

Рисунок 1.2

Принципы современной дидактики

Не менее важно вызывать в обучаемом положительные эмоции. Ме­ханизм этого процесса лежит в глубинной психике человека. Как известно, современная педагогика рассматривает как один из главных принципов сов­ременного образования и воспитания принцип ведения учащегося «от успе­ха к успеху^ рис. 1.^ В его основе лежит деятельностное определение эмо­ций как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

Из анализа табл. 1.1 следует, что, если, с точки зрения мотива, дея­тельность (рис. 1.3) проходит успешно, возникают положительные эмо­ции, приводящие к неограниченному и радостному стремлению личнос­ти кучебе. Каждая такая положительная эмоция становится сверкаю­щим всеми цветами радуги бриллиантом в ожерелье счастья от процесса познания. Заметим, что в противоположном случае, если деятельность

в силу определенных причин проходит неуспешно, то возникают отри­цательные эмоции. По 3. Фрейду происходит «работа печали»

Однако во всем этом процессе особенно важной является сле­дующая деталь. Весь процесс сопровождается актуализацией лич­ностных переживаний повышенной субъективной значимости пред­мета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Поэтому если процесс накопления положительных эмоций вокруг данного предмета идет достаточно интенсивно, то наступает момент, когда он превращается в мотив. Однако важно, что превра­щение цели в мотив может произойти только в том случае, если на­капливаются положительные эмоции, «зажигаются» центры удо­вольствия. Действительно, одними наказаниями и принуждениями любовь или интерес к учебе привить невозможно. Предмет не может стать мотивом даже при очень сильном желании. Он должен пройти длительный процесс аккумуляции положительных эмоций. Послед­ние выступают в виде своеобразных «серебряных ниточек» которые связывают данный предмет с системой существующих мотивов, по­ка новый мотив не входит в эту систему на правах одного из них.

Рисунок 1.3

Ведущая деятельность в различные возрастные периоды





Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru 8. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



Проблемы современной системы обучения - student2.ru Таким образом, создавая пусть маленький, но успех, педагог спо­собствует появлению положительных эмоций в психике учащегося, создает мышечный панцирь, удерживающий в душе радостное миро­ощущение, — появляется положительная установка на участие в процессе обучения. Накапливаясь, эти эмоции определяют желание учиться и преодолевать трудности в учебе. Вследствие чего раскры­вается внутренний творческий и духовный потенциал ученика. Сле­довательно, реализуется состояние, когда не только результат, но и сам процесс обучения приносит удовольствие, становится учебой в радостном движении. И тогда растущий человек формируется как личность, которая уверена в себе, в своих способностях, душа кото­рой наполнена равновесием, радостью, надеждой, силой для сверше­ния самых грандиозных поступков во имя и для блага человечества.

Какие исключительно важные проблемы существуют еще сегод­ня в нашем образовании? Не следует забывать, что процесс обучения должен быть неотъемлемой частью окружающей нас Вселенной — природосообразным (рис. 1.2). Сохранение единой системы «Человек — Природа» является важнейшей обязанностью человечества. Эта про­блема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждае­тся от природы и его существование искусственно подчиняется тех­ническим закономерностям. Следствием же нарушения равновесия и игнорирования неотделимости человека от мира, от природы, от всего космоса являются геологические катастрофы и иные стихийные бедс­твия. Человечество всегда включено в глобальную связанность мира, всегда существует внутри цепи мировых событий.

Психика человека, чтобы выполнять функции психики органи­ческого тела, должна в свернутом виде содержать в себе природу. Эта связь с природой происходит на нескольких уровнях. Прежде всего, здесь выделяют глубинный пласт, представляющий собой связь человека со всеобщей жизнью природы, целостностью косми­ческой жизни: система «Человек — Природа». Вторая подсистема отражает жизнь Солнечной системы. Далее — подсистема «Человек — Земля». Гегель, подтверждая данную мысль, говорил, что душа чув-

ствует состояние природы, ибо она сама природа. Поэтому исклю­чительно важно сделать образование слитым с природой. Воспиты­вать в личности чувство ощущения себя микрокосмосом Вселенной, вооружить его знанием законов развития ее и ответственности чело­века за нарушение этих законов. Ш. А. Амонашвили писал о том, что источник величайшей гуманности педагогического учения Я. А. Ко-менского находится в идее природосообразности, которую его гений открыл нам в качестве универсального закона Мироздания. Дейст­вительно, главным для нас является осознание того, зачем человек живет, каковы главные цели его жизни и каково его место в мире.

Давая учащемуся осознание таких основополагающих истин, педагог строит процесс обучения на основе уважения к личности учащегося, вступая с ним в диалог «на равных» (рис. 1.2). Исключи­тельно важным является видение учителем в своем ученике Учителя — самого важного в данный момент человека, который учит его само­го, вместе с которым он сам растет. При этом необходимо соблю­дать принцип «обратной перспективы»: другой важнее, чем ты сам; каждый человек нам учитель. Другой — самый главный твой чело­век, прежде всего тогда, когда ты с ним общаешься, это — Дух, пре­ходящий веками, и ты его должен любить больше себя, уделять ему максимум внимания и забот, учась и вырастая вместе с ним.

В этом замечательном процессе формирования личности сущест­
вует очень тонкий момент, реализация которого определит в буду­
щем судьбы человечества. Это рамки, в которых происходит процесс
обучения и воспитания. Создание лучших условий для реализации
внутреннего творческого потенциала личности, для индивидуально­
го подхода помогает личности самореализоваться, самораскрыть­
ся, самоактуализироваться. Но будет ли весь этот процесс являться
частью эволюционного развития нашего мира, зависит от того, ка­
кую окраску он имеет: вырастили ли мы человека духовного, мило­
сердного к людям, к животным, к растениям, заботящегося о них,
направляющего свое знание на созидание, на творчество во имя
любви и радости всех живущих надаанете?. ___





Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru В. К. Маригодов, С. Е. Моторная ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Глава 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ



Проблемы современной системы обучения - student2.ru Проблемы современной системы обучения - student2.ru Духовность — целостностное переживание и осознание чело­веком своего единства с миром и всеми явлениями мира.,

Поэтому первоочередной задачей педагога является обучение и воспитание учащихся в пространстве любви, нравственности и ду­ховности. Обучение знанию — сначала нравственному, неразруша-ющему, не приносящему боль и страдание людям, а потом уже кон­кретному, предметному. Это требование имеет идущие из глубины веков причины.

Весь исторический опыт развития общества подтверждает спра­ведливость того, что нравственные формы не прививаются рацио­нальным путем. Они лишь тогда являются действительностью и сос­тавляют основу внутренней сути человека, определяющей все его поступки, когда возникают как проявление высокого духовного раз­вития индивида. Духовное становление личности является первосте­пенным, необходимым, основой для всестороннего развития личнос­ти, ее самореализации и самосовершенствования.

Когда духовность доминирует во внутреннем мире учащегося, тогда формируется социальный тип, ориентирующийся на социаль­ное взаимодействие, которое становится не вынужденным внешни­ми обстоятельствами, а является естественным продолжением его внутренних состояний.

Так, в современной гуманной педагогике человек рассматрива­ется как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализа­ции его внутреннего потенциала, достижения гармонии в социаль­но-экономической и духовной сферах жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.

В этом отношении показательным является завещание-предуп­реждение, сделанное нашим замечательным предком Ярославом

Мудрым своим сыновьям: «Помните, что вы дети одного отца и одной матери и должны жить дружно, тогда бог победит ваших врагов и будете жить в мире; ежели же будете жить в ссорах и рас­прях, то потеряете все, что вашими отцами и дедами было созда­но» Гуманизм предполагает признание данной личностью в качес­тве ценности личностей всех других людей, любовь к ним, служе­ние им; предполагает коллективизм, стремление к общности с дру­гими людьми, их взаимную поддержку. В общественной психоло­гии нашего народа это нравственное качество получило сильный импульс для своего развития. И прежде всего, в идее соборности. В этом аспекте проявляется вся важность для народа придержи­ваться обычаев и традиций, устоявшихся веками. Духовность по­ступков героев ушедших веков, их подвиги во имя жизни рода ста­новятся примерами для подражания последующих поколений: на образах преданий воспитывается молодое поколение, впитывая нравственные черты героев в процессе переживания событий, от­раженных в предании, легенде, мифе. Суть предания в том, чтобы воплощать в конкретном человеке то, что для народа было совер­шено героями, при этом дух предков наследуется в человечности новых поколений [1].

С древних времен живущие на земле люди ценили мужество, благородство, честь, бесстрашие, любовь к Отечеству. Готовность к подвигу проявлялась в победе над чувством самосохранения нрав­ственно-духовного начала человека. Смелость, героизм, жертвен­ность, культ героя глубоко переживались каждым членом человече­ской сообщности, отличительной чертой которой являлась слит­ность с природой и следование ее законам.

Наши рекомендации