V. Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики

VI. Итог.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 17

Грамота. Звук [э]. Буквы Э, э

Цель:

Цель:

·закрепить произношение звука [Э], познакомить с буквой Э;

·закрепить ранее изученные буквы, их зрительный образ:

·упражнять в звуко-буквенном анализе, делении на слоги, определении ударной гласной;

·закрепить правило записи предложений:

·развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику;

· воспитывать умение слушать, доказывать.

Ход занятия

I. Отгадайте загадку.

К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество.

Это ... (электричество).

Составление предложений, рассказа по рисунку. На стене большой экран. Дети смотрят сказку об эльфах.

Какой первый звук вы услышали в словах: экран, эльфы? (Звук [э]). Сегодня на уроке продолжим работу со 'Звуком [э], и познакомимся с буквами Э, э.

II. 1. Выделение звука. Характеристика звука.Какой звук [э]? (Гласный)

2. Знакомство с буквами Э, э.

Выставляются заглавная и строчная буквы Э, э, На что похожа буква? (Ответы детей)

Это - Э

С открытым ртом

И большущим языком. (Г. Юдин)

3. Узнавание гласных букв по элементам. Определить наличие гласного звука в словах аннтенна, иголки, утята, экран и назвать соответствующую букву.

Физминутка –загадка (2 раза выполнить).

Дом стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется,

Ярким пламенем зажжется (Электрическая лампочка)

III. 1. Чтение слогов, слов, предложений с изучаемой буквой.

2. Реши ребус, прочитай слово.

3. Прочитай предложения

Помоги электрику добраться до электрической лампочки и включить ее. Идти можно только по буквам Э.

IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.

- Посмотрите еще раз на печатные буквы: строчную э и заглавную Э. одинаковые ли они по написанию? Элементы одинаковые, но разные по размеру)

- Когда мы используем заглавные буквы на письме?

- Сколько элементов в букве Э? (Два) Какие элементы? (Полуовал и палочка)

- А теперь напишем букву э в воздухе. Несколько раз дети вместе с учителем «пишут» букву в воздухе. Ребята учатся писать букву ручкой движениями по пунктирным линиям. Дети обводят букву, над красиво написанной буквой ставят точку. Затем печатают заглавную букву.

V. Итог. - С каким звуком познакомились? Какое задание понравилось больше всего?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие 18

Развитие речи. Звук [м], [м']. В магазине.

Цель:

·познакомить со звуками [м], [м'], находить их в словах;

·дать понятие «согласный звук»; рассказать, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими, глухими и звонкими, познакомить С их условными обо­значениями;

·упражнять в анализе слов по алгоритму;

·уточнил, и обобщить знания детей по теме «Магазин»;

·активизировать и актуализировать словарь по теме;

·совершенствовать грамматический строй речи (образование приставоч­ных глаголов, притяжательных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роле, числе, падеже);

• учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, придумывать недостающий сюжет:

• формировать целостное впечатление об изображенном в серии сюжетных картинок;

·развивать связную речь, внимание, память. мелкую моторику;

·воспитывать самостоятельность, творческую активность

Ход занятия

1. К нам в гости пришли брат и сестра, зовут их Марат и Мира, Мы с ними сегодня пойдем в магазины, в которых продаются различные товары,

II. О каком магазине идет речь в стихотворении?

В магазин везут продукты.

Но не овощи, не фрукты,

Сыр, сметану и творог;

Глазированный сырок,

Привезли издалека

Три бидона молока,

Очень любят дети наши

ЙОГУРТЫ и простоквашу

Это им полезно очень,

Магазин же наш ... (молочный).

III. 1. Какой первый звук вы услышали в словах молочный, магазин?(Звук [м])

А как будет называться магазин, в котором продаются книги? (Книжный)

Однажды Марату и Мире купили в книжном магазине сказки, только они еще не умеют читать и им читает мама. У них есть любимая сказка о звуках и они хотят, чтобы мы ее тоже послушали. (Учитель берет книгу, как будто от героев и читает).

--А вы мне помогайте, дети. Сказала о звуке М

Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие этозвуки? (Дети: а, у, о, и, э.) А всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «М-м-м» - замычал звук М . Мычал, мычал, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня не получается петь, песни, я не могу тянуться!'» «Не печалься! - сказал голосистый звук А. - Мы, гласные, тебе поможем. Только ты должен стоять рядом с нами, согласен?» «Согласен, согласен!» обрадовался звук М. «Вот и хорошо! – воскликнул звук а.- За это мы будем называть тебя согласным звуком».

2. Характеристика звуков. Когда произносится согласный звук [м ] воздушная струя встречает преграду. Звук [М] пытается прорваться сквозь преграду- сквозь губы. Произнесите звук [М]. Чем мы произносим звук [ М] (Губами) Наш голос спит или поет? Тыльная сторона ладони прикладывается к горлу, чувствуется голос, вибрация, значит звук звонкий.

Загибайте пальчики и повторяйте за мной, какой звук [м]. (Согласный твердый, звонкий) Попробуйте его спеть. (Он не поется.) Попробуем потянуть (Звук не тянется.) Твердые согласные мы обозначим синим кружочком.

З. Различение звуков [м], [м'] по акустическим признакам.

Произнесите имя девочки-гостьи. (Мира) Какой первый звук? (Звук [м']) Одинаково ли звучат первые звуки в словах Марат и Мира? (Ответы детей) Звук [м'] братец звука [М]. Звук [м'] называется мягким согласным. Его будем обозначать зеленым кружочком.

IV . 1. Мира и Марат пришли в магазин, помогите им выбрал, товар. Если в слоне слышится звук [M], то вы соединяете с синим кружком, если слышится [м'], то с зеленым кружком.

2, Игра «Звук сбежал», Я буду произносить слова без звука [М], а дети должны назвать слово и наклеить ответ. В каком магазине можно увидеть эти предметы? (В парфюмерном магазине, если затрудняются, подсказать и объяснить значение.)

З. Сделать звуковой анализ первого слова мыло.Сколько слогов, звуков, какой ударный, закрасить изученные звуки в соответствующий цвет.

4. Глагольная лексика. В магазин мы ... (пойдем), на машине ... (поедем), бегом …(побежим), продукты… (найдем, купим), домой (придем), товар (отнесем, отдадим). Какой звук произносится к конце этих слов? (Звук [М])

Физминутка

Если услышите звуки [м], [м'], поднимите руки вверх, ногу назад. Если нет звуков, то опустить

Молоко-сахар-чай.

Масло-творог-хлеб

Колбаса –мука-сыр.

Пирог-кофе-мясо.

5.Скороговорка.

6. Составь рассказ по картинка.

Наши рекомендации