Воспитательная система школы. Вариативные воспитательные системы (2 часа).
Задания контрольной работы
1. На анализа учебной литературы по педагогике составить таблицу, содержащую перечень закономерностей и принципов воспитательного процесса и раскрывающую взаимообусловленность закономерностей и принципов
2. Провести аналитический обзор концепции общечеловеческих ценностей В.А.Караковского.
Литература: Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса». – М., 1993. Или Е.В. Степанов, Л.М.Лузин «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» М.ТЦ Сфера, 2003. Не переписывать содержание концепции, а дать общую аналитическую её характеристику (к семинару №1)
3. Из брошюры Селивановой «Воспитательная система школы: проблемы и поиски» из серии «Педагогика и психология» (1989,№10) выписать признаки (характерные черты), критерии факта и ксчества воспитательной системы (к семинару №1)
4. На основании анализа статей журналов «Дошкольник», «Дошкольное воспиатние», «Воспитание школьников», «Воспитательная работа в школе» (2009 – 2011 гг.) сформировать подборку эффективных форм работы воспитателя с родителями дошкольников (к семинару №2).
Таблица, рекомендуемая для заполнения:
Автор статьи | Название статьи | форма(-ы) работы | Год | № журнала | №№ страниц |
5. Написать мини – сочинение (одна страница) на тему «Мои впечатления от книги В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика» (к семинару №2).
6. Выбрать и кратко проанализировать один (наиболее впечатливший) эпизод из первой части книги С.Л.Соловейчика «Воспитание по Иванову» под названием «Фрунзенская коммуна». – М., Педагогика,1989 («Фрунзенская коммуна» может быть самостоятельным изданием) (к семинару №3).
7. Представить краткий анализ работы В.А.Сухомлинского «Мудрая власть коллектива» (к семинару №3).
8. На основе анализа периодической печати составить картотеку статей по проблемам национального своеобразия воспитания, воспитания культуры межнационального общения (к семинару №4).
9.Дать интерпретацию мыслей Ш.А. Амонашвили о преемственности в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (на основе анализа книги «Здравствуйте, дети!»)
Семинары (4семестр)
Воспитательная система школы. Вариативные воспитательные системы (2 часа).
Цель: осмыслить сущность воспитательной системы как педагогического явления, познакомиться со структурой, этапами развития и особенностями развития авторских воспитательных систем.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие «воспитательная система». Структура воспитательной системы образовательного учреждения: цель, ведущие направления деятельности, система управления и самоуправления, субъекты воспитательной - системы, отношения между ними, взаимодействие с окружающей средой.
2. Функции воспитательной системы образовательного учреждения
3. Этапы развития воспитательной системы образовательного учреждения.
4. Критерии факта и качества воспитательной системы (брошюра «Воспитательная система школы: проблемы и поиски» из серии «Педагогика и психология» (1989,№10)
5. Авторитарные и гуманистические воспитательные системы. (Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов. – СПб.: Речь,2005;
6. Характеристика авторских воспитательных систем.
Изучить (см. контрольную работу) две современные авторские воспитательные системы (В.А. Караковского, А.Н. Тубельского, Е. А. Ямбурга и др.) по схеме:
· ведущая педагогическая идея (идеи) системы;
· цель и содержание воспитания в системе;
· основные принципы и приоритетные направления воспитательной деятельности;
· особенности методов, средств, форм реализации воспитательных целей и задач;
· специфика взаимоотношений ученического и педагогического коллективов;
· характер взаимодействия воспитательной системы с социумом;
«изюминка» данной воспитательной системы (нечто оригинальное, свойственной только ей, какая-либо педагогическая находка). Е.Н.Степанов, Л.М.Лузин «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М, ТЦ Сфера,2003
Практическое задание:
1. Провести аналитический обзор концепции общечеловеческих ценностей В.А.Караковского.
Литература: Караковский В.А. «Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса». – М., 1993. Или Е.В. Степанов, Л.М.Лузин «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания» М.ТЦ Сфера, 2003. Не переписывать содержание концепции, а дать общую аналитическую её характеристику (к семинару №1)
2. Из брошюры Селивановой «Воспитательная система школы: проблемы и поиски» из серии «Педагогика и психология» (1989,№10) выписать признаки (характерные черты), критерии факта воспитательной системы (к семинару №1)
Литература: указана выше