Нарушение двигательных функций

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными рас­стройствами, особенно с недостаточностью ощущений собствен­ных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение мотор-

ного развития, которое без соответствующей коррекции оказывав неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начал; систематической лечебно-коррекционной работы.

Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа мышц. Мышцы всегда работают в определенных схемах, регуляцию которых осуществляем ЦНС. Примеро нормального движения может быть присаживание из положения лежа на спине: сгибание головы на грудь происходит одновременно со сгибанием и округлением спины, что позволяет сесть из положения лежа. Если в положении на спине прижать голову к подушке, спина выпрямляется, напрягается и присаживание становится невозможным. Подобное нарушение схемы:движения имеет место у детей с церебральным параличом.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут закреп­ляться и приводить к формированию патологических поз положе­ний тела и конечностей. Наиболее часто встречаются следующие неправильные позы:

а) Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряженны и разогнуты, спина разогнута. Эта поза затрудняет возможность сесть из положения лежа на спине, тормозит развитие прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности, что препятствует ов­ладению самообслуживанием, учебными и трудовыми навыками.

б) Голова повернута вправо, правые рука и нога разогнуты, а ле­вые — согнуты; или наоборот: голова повернута влево. Левые рука и нога разогнуты, а правые-согнуты.

Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, т.е. он не в состоянии рас­смотреть взятый в руку предмет. У него не формируется важнейшая для психического развития совместная деятельность руки и гла­за — зрительно-моторная координация. Это препятствует разви­тию как произвольных движений, навыков самообслуживания, письма, так и познавательной деятельности.

в) Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты. Эта поза зат­рудняет развитие прямостояния, ходьбы, манипулятивной дея-

тельности, препятствует развитию произвольных движений ребен­ка. В школе ребенку крайне трудно овладеть навыками учебной и трудовой деятельности.

Все указанные неправильные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно-практической дея­тельностью.

Иногда неправильные позы и схемы движений выражены нерезко, и их влияние на произвольные движения начинает прояв­ляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако во всех случаях характерной особенностью двига­тельных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы ребенка.

У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправ­ленные практические действия). Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застеги­вания пуговиц, зашнуривания ботинок и т.п. Многие-затрудняют­ся в рисовании, конструировании и т.д. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процес­се двигательного опыта.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и не-сформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. У некоторых учащихся, осо­бенно на первых этапах обучения, отмечаются неустойчивая ходь­ба, плохая координация движений, несформированноеть реакций равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У от­дельных детей нарушения моторики осложняются насильственны­ми движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении и испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выпол­нять те или иные целенаправленные действия.

Остановимся более подробно на тех трудностях, которые дети могут испытывать при овладении навыком письма, самообслужи­вания и трудовыми навыками. В качестве примера приведем осо­бенности овладения навыком письма детей с церебральным пара­личом.

Трудности при овладении навыком письма у учащихся с цереб­ральным параличом связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, затрудняю­щими захват и удержание предмета.

Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кис-

ти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие учащиеся при письме обычно держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда используются дополнительно движения всей рукой. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы как бы прыгают по строке, неравномерны по величине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма. Можно выделить два основных типа неправильного письма. В одном случае, ученик начинает писать как бы с достаточной силой и нормальными по величине буквами, затем их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость письма заметно нарушается. В другом, наоборот; ученик начинает писать мелкими буквами почти без нажима, затем размеры букв и сила нажима увеличиваются.

Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма. Вот почему у этих детей при хорошем начале строчки внезапно письмо обрывается и идет волнистая, прерывистая линия вверх или вниз, часто с прорывом страницы тетради.

Акт письма у детей с церебральным параличом формируется крайне медленно. Вместе с тем и при уже сформированном акте письма, но при больших объемах письменных работ в старших классах, при увеличении скорости письма все эти дефекты моторики руки могут проявиться вновь в большей или меньшей степени.

При формировании трудовых и бытовых навыков значительно проявляются также дефекты моторики рук. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части, слепить различные фигурки. Особые трудности они испытывают при работе с природным материалом и бумагой. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей обуславливают невозможность и большую трудность выполнения трудовых операций с природным материалом и бумагой.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом выражаются в их затруднениях на уроках физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно;исходные положения,

сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражне­ния в нужной амплитуде движений, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движение рук, туловища и ног.

У этих учащихся могут отмечаться трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предме­тов различной формы и величины, нарушена точность передачи и броска предметов и т.п. Нарушение двигательной сферы затрудня­ет, а порой делает невозможным выполнение упражнений, требую­щих бега, прыжков, лазанья и т.д. Нередко у детей с церебральным параличом при выполнении упражнений отмечается нарушение дыхания; оно становится поверхностным, аритмичным, что еще более затрудняет выполнение упражнений. На начальных этапах обучения выделяется значительная группа учащихся, которые из-за двигательных нарушений не могут в заданном темпе пройти по залу в общей шеренге, выполнить элементарные упражнения с предметами, на скорость и координацию движений.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с ДЦП от­рицательно влияют на весь ход их психического развития, форми­рование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.

Наши рекомендации