Современные средства обучения
ПЛАНЫ
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ
«ПЕДАГОГИКА»
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2-го КУРСА дневной ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Факультет естествознания
Специальность биология
Преподаватель: Антипова Е.В.
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: Методы обучения и их классификация.
Современные средства обучения.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Историческая обусловленность содержания методов обучения.
2. Классификация методов обучения и их характеристика.
3. Критерии выбора и сочетания методов обучения.
4. Методы контроля и самоконтроля.
5. Средства обучения. Компьютерные средства обучения.
Задания для самостоятельной работы:
1. В словарь педагогических терминов внесите следующие понятия: метод обучения, прием обучения, методы обучения по источнику знаний; методы обучения по типу познавательной деятельности; методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы), методы стимулирования и мотивации учения; методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, программированный контроль, фронтальный и дифференцированный контроль, текущий и итоговый), средство обучения.
2. Изучите раздел 22.3. «Методика контроля в учебном процессе: виды, методы и прием, формы и организация» (см. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика: учеб.пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – С.494-505.). Уясните, какие виды и формы контроля применяются в процессе обучения, каковы их сущностные характеристики.
Результаты работы представьте в виде опорного конспекта.
3. Изучите главу 4 Практические методы обучения (Скакун, В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – С. 37-48.). Уясните сущностные характеристики практических методов обучения.
Результаты работы представьте в виде таблицы.
4. В книге Г.Г. Граник, С.М Бондаренко «Когда книга учит» ознакомьтесь с разделами «Что значит «уметь работать с книгой», «Завершающие шаги понимания».
Результаты работы представьте в виде тезисного конспекта.
5. Изучите раздел 7.2. Информатизация и компьютеризация образования (Теория обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [И.П. Андриади, С.Н. Ромашова, С.Ю. Темина, Е.Б. Куракина]; под ред. И.П. Андриади. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – С.135-148. См. Приложение). Уясните сущность информатизации и компьютеризации обучения.
Результаты работы представьте в виде конспекта.
6. Изучите главу 10 Средства обучения (Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.). Охарактеризуйте средства обучения.
Результаты работы представьте в виде опорного конспекта или развернутой схемы с комментариями.
Задание для микрогрупповых проектов:
- Тема проекта: «Особенности применения средств обучения на уроке».
Используя знания по возрастной педагогике и психологии проанализируйте особенности применения компьютерных средств обучения на уроке, выделив их позитивные и негативные последствия.
Результаты представьте в виде мастер-класса (разработайте и проведите фрагмент урока по изучению нового материала по вашей специальности с использованием ТСО, представьте его анализ).
Контрольное задание:
1. Найдите педагогические ошибки и неточности:
- метод обучения – это искусство педагога организовывать работу по намеченному плану;
- рассказ, школьная лекция, беседа, экскурсия относятся к числу монологических или информационно-сообщающих методов обучения;
- учитель, глядя на расшалившегося за партой Васю, применила испытанный метод – не прекращая свой рассказ, она погрозила ему пальцем;
- активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения сводится только к использованию учителем отдельных методических приемов при изложении изучаемого материала;
- согласно принципа прочности пройденный материал необходимо повторять каждый урок;
- согласно принципа доступности, обучая, следует учитывать возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения точно соответствовали их возрастным особенностям.
Обоснуйте ответ.
Основная литература:
1. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова; Под ред.С.А. Смирнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.
2. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для вузов в 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
3. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика / учеб. пособие. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002.
4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
5. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. / И.Ф. Харламов – Мн.: Университетское, 2002.
Дополнительная литература:
1. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1981.
2. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций / Калинингр. ун-т. Калининград, 1996.
3. Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1981.
5. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2003.
6. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
7. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.
8. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2008.
ЗАНЯТИЕ 8