Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний

Наталья Юрьевна Борякова

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний - student2.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 2

ВВЕДЕНИЕ.. 2

Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний. 3

1.1. Предмет, задачи, методы специальной педагогики. 3

1.2. Эвлюция научных представлений об аномальном развитии. 7

1.3 Методологические и теоретические основы специальной педагогики. 14

1.4. Принципы специальной педагогики. 18

Глава 2. Воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями. 24

2.1. Структурные компоненты коррекционно‑педагогического процесса. 24

2.2. Сущность и особенности коррекционно‑педагогического процесса. 33

2.3. Методы обучения и воспитания. 36

2.4. Формы организации специального обучения. 40

2.5. Средства обучения в системе специального образования. 45

Глава 3. Организация коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в системе специального образования. 48

3.1. Педагогическая система специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха 48

3.2. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. 55

3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно‑двигательного аппарата 62

3.4. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями речи. 69

3.5. Педагогическая система воспитания и обучения детей с задержкой психического развития 74

З.б. Педагогическая система обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта 88

3.7. Организация коррекционно‑педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. 94

3.8. Коррекционно– педагогическая помощь детям с нарушениями эмоционального развития (синдром раннего детского аутизма) 99

3.9. Коррекционно‑педагогическая помощь детям с нарушениями поведения и деятельности 104

3.10. Нормативно‑правовая база системы специального образования. 108

ЛИТЕРАТУРА.. 111

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебное пособие «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» написано Н.Ю. Боряковой на основе анализа и обобщения многих научных исследований, учебно‑методической литературы, нормативно‑правововых документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных учреждений, а также с использованием собственного богатого опыта.

Автором кратко, но четко и убедительно изложены методологические и теоретические основы специальной педагогики, рассмотрен исторический аспект развития теории и практики специального образования, раскрыты формы и методы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделено вопросам организации и содержанию работы с различными категориями детей в дошкольных учреждениях и специальных школах. Рассмотрены основные структурные компоненты коррекционно‑педагогического процесса, подчеркнуто значение психолого‑педагогической диагностики для построения индивидуальных и групповых корреционно‑развивающих программ. В книге рассматриваются современные тенденции и проблемы организации педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Учебное пособие адресовано студентам дефектологических факультетов, может быть использовано преподавателями педагогических университетов, колледжей.

Книга вызовет интерес у всех лиц, работающих в системе специального образования – учителей и воспитателей, практических психологов, участников медико‑психолого‑педагогических комиссий, а также у педагогов общеобразовательных школ и детских садов.

Доктор психологических наук, профессор В.Г. Петрова

ВВЕДЕНИЕ

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.

Создание педагогических условий на основе личностно‑ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально‑образовательной среды, включающей все многообразие различных типов образовательных учреждений.

Дети с отклонениями в развитии в нашей стране могут получать специальную медико‑психолого‑педагогическую помощь в учреждениях системы здравоохранения и социальной защиты и в системе образования. Образовательный процесс в специальных школах и дошкольных учреждениях имеет свою специфику и предполагает высокий уровень профессиональной компетенции учителей‑дефектологов, воспитателей, педагогов‑психологов. Участники коррекционно‑педагогического процесса должны обладать широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специальной педагогики.

Основной задачей учебного пособия является сообщение студентам дефектологических факультетов и педагогам‑практикам специального образования научно‑теоретических и практических сведений об организации и содержании обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, а также о некоторых педагогических технологиях, оптимизирующих коррекционно‑педагогический процесс.

Предлагаемое учебное пособие включает три главы. В первой главе «Специальная педагогика в системе научных знаний» рассматриваются теоретические основы специальной педагогики и междисциплинарные связи. Во второй главе раскрываются научно‑методические вопросы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. В третьей главе рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционного обучения и воспитания различных категорий детей в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Глава 1. Специальная педагогика в системе научных знаний

Наши рекомендации