Развитие графических умений

— Правильная посадка во время письма (индивидуально, с учетом двигательного статуса).

— Смена динамических поз во время занятия: сидя (стоя) — во время письма, стоя (лежа) — при выполнении других заданий.

— Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

— Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении в связи с выполнением различных заданий.

— Рисование вертикальных линий разной длины.

— Рисование вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета»;

«Нарисуй линии в правой части листа»; «Нарисуй линии длиннее»и др.).

— Рисование комбинации из вертикальных линий («Запомни и нарисуй столько же линий»; «Нарисуй линии такого же цвета»; «Запомни и нарисуй линии в том же порядке».

— Рисование вертикальных линий от начальной точки.

— Рисование горизонтальных линий (последовательность см. выше).

— Рисование горизонтальных линий по начальной точке:

• разной длины («Покати мяч по дорожке. Какой мяч укатится дальше других?»);

• одинаковой длины («Расческа»);

• длиннее или короче образца.

— Рисование вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам. («Лестница», «Забор»).

— Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

— Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»).

— Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ежик»).

— Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Елочка»)

— Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

— Рисование предмета из прямых линий по совместному замыслу с педагогом; по собственному замыслу, с индивидуальной помощью педагога.

— Вычерчивание на нелинованной бумаге фигур и композиций по трафарету, шаблону, контуру, опорным точкам, с изменением задания: по образцу, по инструкции, по памяти.

— Использование разнообразных материалов для графических действий: мел, карандаш, акварельные краски, фломастеры.



Глава 2. Примерные программы обучения детей...______________

Основной этап

Содержание основного этапа включает собственно обучение грамоте. С учетом разных психофизических возможностей, программа включает три ступени обучения, где материал каждой ступени логически завершен, поэтому обучение может быть ограничено первой ступенью, первой и второй, или же включать полностью содержание всех трех ступеней. В качестве основных ориентиров в работе учителеи-дефектологов и воспитателей на основном этапе можно назвать следующие:

— Учить детей осмысленно воспринимать доступную по содержанию информацию из устных и письменных сообщений;

— расширять возможности детей выражать свои мысли, желания за счет усвоения основ грамоты и доступных средств коммуникации.

Первая ступень

— Изучение звуков и букв: соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове; фиксация буквой начального звука в словах (для йотированных гласных — называние первой буквы, без звукового анализа): А, У, М, О, X, С, Н, Ы, Л, В, Ш; И, П, Т, К, 3, Р, й, Ж, Б, Г, Д, Ь; Е, Я, Ю, Ё, Ч, Ф, Ц, Э, Щ, Ъ1.

— Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других букв или знаков; нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец; узнавание букв, наложенных друг на друга; выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец; складывание букв из палочек, полосок, проволоки и т.д. по образцу; конструирование возможных букв из предложенных элементов; дополнение недостающего элемента буквы; называние и сравнение графических сходных букв.

1 Порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектоло-гом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого воспитанника. В программе предложена примерная последовательность изучения букв.

Родная речь

— Запоминание целостных образов слов, состоящих из изученных букв (чай, мыло, молоко и др.), соотнесение слов с предметами, которые они называют. Составление индивидуальных альбомов изученных слов, использование их для решения задач учебного и практического характера.

— «Печатание»изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.

— Запись своего имени, фамилии.

Вторая ступень

— Образование и чтение закрытых трехбуквенных слогов, составляющих слово (нос).

— Образование и чтение закрытых и открытых двухбук-венных слогов; чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слогов с мягкими согласными. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы.

— Чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно.

— Добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).

— «Печатание»слов из изученных слоговых структур или букв1: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.

— Знакомство с режимом работы в тетради: письмо слева направо, рабочая строка, поля.

— Знакомство с рукописным вариантом букв на основе соотнесения их с печатным образом буквы. Правила соединения при рукописном написании. Списывание и

1 Для письма под диктовку следует выбирать слова, написание которых не расходится произношением, или изученные глобально на 1 ступени.



Глава 2. Примерные программы обучения детей...

Музыкально-ритмические занятия




письмо под диктовку рукописным шрифтом изученных слов.

— Запись своего имени, фамилии, адреса.

Третья ступень

— Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ.

— Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц.

— Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов.

— Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой.

— Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку).

— Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении.

— Списывание предложений после чтения и анализа содержания.

— Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.

Наши рекомендации