Панельная дискуссия КОВАЛЕВА К.. НИНА КОРДОМЯКОВА

Цель: организация обсуждения проблемы в многочисленной группе (потоке).

Этапы проведения

1.Проблема дискуссии формулируется преподавателем.

2.Студенты делятся на микрогруппы по 6-8 человек, которые располагаются в аудитории по кругу.

3.Члены каждой микрогруппы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их позицию.

4.В течение 15-20 мин. в микрогруппе обсуждается проблема и вырабатывается общая точка зрения.

5.Представители групп собираются в центре круга и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая ее позиции. Остальные студенты следят за ходом обсуждения и тем, насколько точно представитель микрогруппы выражает общую позицию. Они не могут высказывать собственное мнение, а имеют возможность лишь передавать в ходе обсуждения записки, в которых излагают свои соображения.

6.Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными ее членами.

7.Панельное обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.

8.После окончания дискуссии представители групп проводят критический разбор хода обсуждения, а решения принимаются уже всеми студентами.

2.4.«Техника аквариума»

КОРОБЕЙНИК М.

Цель: предоставить студентам возможность свободного включения в обсуждение проблемы и выхода из него.

Этапы проведения

1.Студенты вместе с преподавателем образуют два круга: внешний (наблюдатели) и внутренний (активные участники).

2.Члены внутреннего круга активно участвуют в обсуждении предложенного преподавателем вопроса. Остальные студенты наблюдают и выступают тогда, когда чья-либо версия их заинтересовала; они дополняют, задают вопросы, конкретизируют. При этом «наблюдатель» должен встать рядом с активным участником, который привлек его своей версией.

3.После обсуждения одной проблемы (вопроса) студенты
меняются местами (те, кто стоял за пределами круга, садятся в
круг). Желательно, чтобы все студенты побывали в кругу.

2.5.«Снежный ком» КИРА ЛИПОВА

Цель: наработка и согласование мнений всех членов группы.

При использовании этой техники в активное обсуждение включаются практически все студенты. Количество человек может достигать 30-35.

Для проведения этого вида дискуссии понадобятся большое количество карточек (половина листа А 4) и маркеры.

Этапы проведения

1.Студентам раздается по 4-8 карточек. Каждому предлагается написать по 4-8 вариантов решения какого-либо вопроса. На каждой карточке пишется только один вариант.

2.Студенты объединяются в пары. В результате обсуждения пара отбирает наиболее согласованные предложения-карточки. Их должно быть чуть больше половины от общей суммы карточек (например, из 10 карточек оставить только 6).

3.На третьем этапе студенты объединяются в четверки и также путем дискуссии в микрогруппе оставляют чуть больше половины карточек от общей суммы (например, из 12 оставить 7).

4.Представитель от группы защищает общие наработки, демонстрируя карточки аудитории. После этого карточки, зафиксированные скотчем на доске, комментируются каждой группой, а затем проводится классификация и систематизация предложений, выделяются сходные варианты.

Варианты

1.Если группа многочисленная, то может использоваться такая схема: индивидуальная работа — работа в тройках — работа в шестерках — пленарное обсуждение наработок.

2.Представление карточек со своими наработками группы могут осуществлять по принципу дополнения: после того как представит свои предложения микрогруппа, первой выполнившая задание, все остальные сопоставляют свои карточки с выставленными на доске и убирают совпавшие предложения. Точно такую же работу участники проводят после выступления каждой последующей микрогруппы, выставляя на доску только не повторяющиеся предложения.

Как уже было отмечено выше, дискуссия не только может использоваться как самостоятельный интерактивный метод обучения, но, и является необходимым элементом всех методов интерактивного обу­чения, описанных ниже.

ДЕЛОВАЯ УЧЕБНАЯ ИГРА

МАРЧУК А.. МАХМУДОВА Н.

Деловая учебная игра— моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.

Существует множество сценариев деловых игр, но для большинства из них характерны следующие особенности.

Наши рекомендации