Принципы и методы организации занятий

Программа кружка

«Оригами»

Принципы и методы организации занятий - student2.ru

Программа кружковой работы с детьми 7-10 лет

Автор-составитель программы

Лобанов Владислав Сергеевич,

Воспитатель

Борисоглебск, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная общеразвивающая программа предназначена для реализации в условиях оздоровительно-образовательного лагеря.

Одним из древних, но не стареющих искусств является японское искусство складывания из бумаги. Это искусство имеет огромные воспитательные, образовательные и развивающие возможности. В настоящее время мир оригами необычайно широк и разнообразен. Он включает в себя науку и технологию, культуру и искусство, творчество и ремесло, социологию и психологию. В различных странах уже давно используют образовательный потенциал оригами для развития личности ребенка. Особенности оригами в системе образования характеризуются тем, что это открытое пространство для формирования интеллекта с преобладанием воспитательных функций над обучающимися. Оригами носит демократический характер и развивается во вневозрастной среде. Оно имеет органическую связь с обычаями, традициями и ритуалами, имеющими исторические корни в быту и культуре японского народа. Оригами имеет много общего с головоломками, шуткой, игрой и соответственно происходит выравнивание позиции педагога и обучающегося (воспитанника). Их отношения строятся на сотрудничестве, сотворчестве, на взаимопонимании. Таким образом, оригами не только часть культуры, но и благотворная образовательная среда для формирования личности.

При разработке программы кружка использовались материалы экспериментальной программы по оригами для начальной школы под редакцией С.Ю.Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. Особенности же представляемой программы в том, что обучение и воспитание детей средствами искусства оригами осуществляются в учреждении дополнительного образования. Это обеспечивает более полное удовлетворение творческих, познавательных, коммуникативных потребностей; большее количество времени посвящается для повышения компетентности в сфере бумаготворчества; освоению различных способов обработки бумаги, что дает более свободное решение творческих задач.

Целью программы кружка «Оригами» является – формирование духовной культуры личности детей 7 – 10 лет, приобщение их к культурным ценностям посредством овладения знаниями и навыками художественной обработки бумаги.

Основными задачами курса являются:

- формирование художественно-творческой активности в процессе изучения оригами.

- формирование чувства самосознания,

- развитие культурно-исторической памяти,

- развитие эстетического сознания,

Программа детерминирована возрастными особенностями художественно-творческой деятельности детей 7 – 10 лет, у которых мышление конкретно-образное, восприятие целостное, хорошо развито воображение, высокая эмоциональная отзывчивость, легкость переключения внимания, быстрая утомляемость, интерес на уровне любопытства, высокий уровень самостоятельности.

Тематическое планирование занятий краткосрочной общеразвивающей образовательной программы «Оригами» для детского образовательно-оздоровительного лагеря

Тема занятия Цель Кол-во часов Материалы Методические пособия Предполагаемый результат
Что такое оригами? Знакомство с искусством оригами. Развитие познавательного интереса к оригами. Воспитание уважительного отношения к искусству разных народов Цветная бумага, ножницы, клей, карандаш Фигурки оригами «Птица», «Бабочка», «Рыбка», «Лягушка». Панно из фигурок оригами страна «Оригами» Изучение способов вырезания квадрата из прямого листа. Начальные сведения об оригами. Фигурки оригами
Холодные и теплые цвета (лапы драконов) Знакомство с понятием «холодный» и «теплый» цвет Развитие умения различать «Холодные» и «теплые» цвета. Формирование умения применять полученные знания в практической работе. Воспитание культуры работы в материале Цветная бумага, ножницы, клей Фигурки оригами «Дракон» (две шт. синий и красный). Образцы лап «Огненного дракона», «ледяного дракона» Овладение умения различать «холодные» и «теплые» цвета. Овладение простейшим приемам оригами – складывание фигурки «когтя» из одного листа. Лапа «Огненного дракона», лапа «Ледяного дракона»
Начальная база треугольника Знакомство с простейшими приемами оригами: на основе показа различных вариантов складывания бумаги. Умение воспроизвести усвоенную фигурку более маленького размера и украсить ее. Осознание, что фигурки «оригами» необходимо складывать только с добрым чувством Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол Заготовка фигурок оригами сделанных на основе начальной базы «треугольник». Динамичные инструктивные карты – демонстрируют последовательность изготовления фигурок. Таблица с приемами условного обозначения Фигурки оригами, сделанные на основе «треугольник»
Начальная базовая форма - «конверт» Вазочка Знакомство с новой начальной базовой формой - «конверт» Формирование умения интерпретировать полученные знания, развитие воображения. Воспитание творческой активности Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол Технологическая карта, показывающая последовательное изготовление «вазочки». Образец готового изделия со съемными украшениями Несколько вариантов «вазочек»
Птицы лета Знакомство с изготовлением новых фигурок – оригами «Птица», базовая форма - «Воздушный змей». Формирование умения различными технологическими способами (прорезание, аппликация) придать образцу более сказочный вид. Воспитание гуманного отношения к птицам Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол Силуэт дерева на ватмане. Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением птиц. Образцы готовых изделий. Запись с голосами птиц  
Зверушки – орига-мушки Знакомство с понятием «мини-оригами». Развитие мелкой моторики рука. Способность создавать добрый подарок- сюрприз в коробочке Цветная, белая бумага, ножницы, клей, дырокол Образец «сюрприза» в коробочке. Варианты мини-оригамушек Умение воспроизвести фигурки-оригами (известные) маленького размера. Подарок – сюрприз в коробочке. Подарочная смешная картинка-открытка  
Веселая страна Оригами Итоговое занятие, подготовка работ к выставке Бумага, ножницы, клей, скотч   Оформление экспозиции работ, повторение понравившихся игр
ИТОГО: 24 ч.      

Принципы и методы организации занятий

Наши рекомендации