Уровни компетентностного подхода
Рассмотрение компетентностного подхода в общем плане предложенного И.В. Блаубергом, и Э.Г. Юдиным анализа системного подхода позволяет поставить три вопроса. Во-первых, это вопрос, какому уровню методологического анализа соответствует компетентностный подход к образованию. Логика рассмотренного выше свидетельствует о том, что, если, по утверждению И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, системный подход относится ко второму уровню (хотя может быть, он является и способом концептуализации не только общенаучного знания, но и мировоззренческого представления, т.е. относится и к первому — мировоззренческому уровню), то компетентностный подход есть единичный, конкретный, относящийся только к образованию подход третьего уровня методологического анализа. При этом исходя из постулата, что всякий нижний уровень иерархии определяется и задается свойствами высшего, можно утверждать, что и компетентностный подход характеризуется как системный. Это утверждение предполагает, что компетентностный подход рассматривается как системное образование и, что самое главное, имеет в качестве объекта приложения также системное явление (в данном случае — образовательный процесс), что в другом (общепедагогическом) контексте отмечалось Н.В. Кузьминой, В.А. Спастениным и многими другими исследователями образования (Н.А. Селезнева, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.).
В силу необходимости более развернутой аргументации системности как имманентного свойства категории компетентности, лежащей в основе компетентностного подхода, приведем основные характеристики понятия «система» в трактовке И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина3. Согласно этим авторам, одной из основных характеристик системы является целостность, которая существует, если, во-первых, система в качестве таковой «противостоит своему окружению — среде» [3, с. 61] и, во-вторых, если «расчленение системы приводит к понятию элемента — единицы, свойства и функции которой определятся ее местом в рамках целого...» [3, с. 61].
Не менее важной характеристикой системы, по И.В. Блаубергу и Э.Г. Юдину, «являются системные связи, среди которых важно наличие двух или более типов связи (например, связи пространственные, функциональные и генетические — в биологических органах)» [3, с. 61]. При этом, согласно авторам, самые главные — это системообразующие связи.
Характеристиками системы служат ее структура и организация структур, посредством которых выражается «упорядоченность системы, а иногда — и направленность этой упорядоченности» [3. 62].
Системе свойственны не только «горизонтальные» связи между определенными компонентами, но и «вертикальные», что позволяет авторам говорить об уровнях и иерархии уровней системы.
Управление, наличие цели и самоорганизация некоторых систем также являются характеристиками системных объектов. При этом важно «соотношение функционирования и развития системы». Это соотношение в качестве принципа дуальности применительно к образованию как сложной многоуровневой системы было теоретически обосновано в работах Н.А. Селезневой [11] и А.И. Субетто [13].
В работе «Модели и методы системного анализа: принятие решений» [10] А.С. Рыков, перечисляя основные понятия системного анализа {система, элемент, структура, целостность, связь, иерархия, отношение «система - среда»), выделяет четыре свойства системы: целостность и члени-мость; связность; организация; интегративность [10, с. 16—18]. (Сравним приведенные выше характеристики системы, по И.В. Блаубергу, Э.Г. Юдину.) Именно этими характеристиками и обладает компетентность как системное образование.
На основе проведенного выше анализа можно еще раз применительно к формированию компетентности сделать нижеследующее заключение. Если системным называется подход, который рассматривает исследуемое с его помощью явление, отвечающее всем определенным авторами характеристикам как систему, то компетентностный подход имеет основание интерпретироваться как системный в силу двух обстоятельств. Во-первых, будучи нижележащим уровнем в уровневой структуре методологического анализа явлений, по И.В. Блаубергу и Э.Г. Юдину, он характеризуется системностью. Во-вторых, компетентностный подход является системным в силу того, что объектом его приложения выступает компетентность как результат образовательного процесса, представляющая также сложную иерархически организованную уровневую многокомпонентную структуру, отвечающую всем основным характеристикам системы. Таким образом, можно полагать, что приведенное выше служит ответом на первый вопрос проводимого рассмотрения компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию относится к третьему уровню методологического анализа, характеризуется системностью и является частным, конкретным подходом во всей иерархии подходов в силу его приложимости к одной, хотя и очень большой и социально-значимой области — образованию, а затем сопряженной с ним профессиональной деятельности человека.