А теперь о порядке работы и о том, как работать с отдельными листами набора

1. Рисунки 1-10предназначены для работы на начальных этапах занятий с детьми всех возрастов. Маленькие дети (3-4 года) и дети с пониженным мышечным тонусом работают только с этими образцами. Таким детям we следует предлагать более сложные образцы.

Начинать работу следует с обведения рисунка пальцем (кистью руки), а затем постепенно вводить другие упражнения по обводке контуров. Обводить рисунки можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Сначала предложите ребенку обводить отдельные части рисунка незаточенным концом карандаша (можно отметить небольшой участок линии, который вы наметите для прохождения, а затем постепенно увеличивать объем выполненной работы).

Следующий этап — катание маленькой машинки по контурам горизонтально расположенных рисунков с последующей обводкой их фишкой от любой детской игры.

Ощутимый результат по развитию рук (после 5-6 лет) дает обкатка контуров маленьким шипованным мячиком, особенно из положения стоя по укрепленному на стене рисунку. При этом ребенок должен перебирать мячик пальцами, а не катить его ладонью.

После того как ребенок научится обводить весь контур не останавливаясь, можно переходить к непосредственному копированию рисунка. На первых этапах — лишь отдельных частей образца (карандашом или фломастером). Убедившись, что малыш справляется с заданием, объем работы можно увеличить.

Обратите внимание на то, что некоторые рисунки данного раздела — это слова, которые маленький ребенок, конечно же, самостоятельно написать не может. Но, копируя рисунки тем или иным способом, он эту возможность получает. И это может явиться поводом для похвалы и поддержки.

2. Рисунки 11-24предназначены для работы с детьми, начиная с пяти лет. Предполагается, что к моменту начала работы с ними дети уже освоили процесс копирования карандашом, поработав с рисунками 1-10.

Для работы с этой группой рисунков необходимо предложить ребенку предварительно скопировать предлагаемый образец (любым способом) вначале по внешнему, а затем и внутреннему контурам на бумагу. В результате будет получена полая контурная линия. Эту линию можно заполнить разными способами:

· внутри нее проложить параллельно основным многочисленные дополнительные контуры цветными карандашами поочередно каждой рукой и в разных направлениях (не за один раз).

· закрасить отдельные участки полой линии цветными карандашами, чередуя цвета. Полученные рисунки можно будет использовать в разных целях — подробнее об этом написано в конце пособия (см. стр. 28—30).

3. Симметричные образцы, представленные на рис. 25-34,предназначены в первую очередь для синхронизации работы обеих рук: ребенок выполняет упражнение непосредственно по образцам, без предварительного копирования. Он действует двумя руками одновременно как при горизонтальном, так и вертикальном расположении рисунка. Выполнять упражнения по этим рисункам рекомендуется с детьми 5-6-летнего возраста.

Порядок работы:

· ребенок обводит контур рисунка пальцами (или кистью руки), а затем движениями над ним в воздухе каждой рукой в отдельности и в двух направлениях (сначала слева направо, затем справа налево) для создания образа рисунка (см. п. 17);

· контур обводится одновременно пальцами обеих рука разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу). Для самоконтроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно;

· обводка контура фишками (от детской игры) одновременно обеими руками в разных направлениях (руки движутся по стрелкам навстречу друг другу).

Не забудьте, что при работе с рисунками их необходимо предварительно закрепить.

Копирование рисунков 25-34 карандашом одновременно обеими руками и в разных направлениях не предусмотрено, так они слишком сложны для этого. Если ребенок захочет их скопировать для раскрашивания или изготовления поделок, он может сделать это одной рукой любым из описанных ранее способов. Однако при определенной заинтересованности любящих взрослых можно добиться столь серьезных успехов в развитии графомоторных навыков ребенка, что его можно научить самостоятельно копировать эти рисунки и обеими руками одновременно.

4. Образцы рисунков 35-46предназначены для работы с детьми шести лет и старше. Упражнения заключаются в одновременном прорисовывании линии внутри полого контура обеими руками, но в разных направлениях (по стрелкам). Для контроля на отдельных симметричных участках рисунков отмечены точки, которые обе руки должны пройти одновременно. Рисунки не предназначены для копирования, однако при желании детей их можно скопировать любым из предложенных выше способов.

Работа с копиями рисунков

Многочисленные копии рисунков являются прекрасным материалом для раскрашивания, изготовления разнообразных поделок и штриховки.

Штриховка

Выше мы писали о том, как можно раскрашивать полые контурные линии рисунков. Кроме этого, можно предлагать детям заштриховывать отдельные детали изображения или же все изображение целиком.

Штриховка является одним из важнейших упражнений по развитию графомоторных навыков, которые, в свою очередь, формируют высшие психические функции ребенка.

Для повышения эффективности упражнений научите детей следующему:

· штриховать изображения, используя всю цветовую гамму карандашей, имеющихся в их распоряжении;

· не прокладывать рядом штриховые линии одного и того же цвета.

Для проведения штриховой линии всякий раз требуется совершить захват карандаша пальцами. Конечно же, он может быть и неправильным. Однако современный рынок предлагает детям трех-, а не шестигранные цветные карандаши достаточной толщины. Именно они автоматически обеспечивают правильное взаимоположение пальцев при штриховке (письме, рисовании), без дополнительных эмоциональных затрат со стороны ребенка и взрослого.

Заинтересованные взрослые смогут обеспечить перемену цвета до 30 раз. Если любую из предлагаемых копий дополнительно разделить на отдельные части и штриховать каждую часть отдельно, то ребенок будет вынужден брать карандаш в руки до 1000 раз и более. И тогда штриховка, не переставая быть игрой, станет очень серьезным тренировочным процессом.

Чтобы гарантированно обеспечить перемену цвета и желаемое количество захватов, поступите следующим образом:

· приготовьте для штриховки и рисования две коробки (подставки);

· одну из них, заполненную карандашами, поставьте напротив НЕведущейруки ребенка. Например, если ребенок праворукий, то такая коробка (подставка) должна стоять напротив его левой руки;

· вторую, пустую (для «отработанных» карандашей), поставьте со стороны ведущей руки.

В процессе штриховки (рисования) одна из коробок (подставок) опустеет, а другая — наполнится. Достаточно поменять их местами, чтобы все продолжилось вновь.

Изготовление игр и поделок

При создании этого комплекта материалов мы прежде всего преследовали цель формирования у ребенка именно графомоторных навыков, но материалы могут быть использованы не только для достижения этой цели, они создают широкое поле для импровизации и проявления творческой натуры ребенка. Полученные «обводилки» можно не только штриховать и раскрашивать, но и вырезать, дорисовывать и подклеивать к ним отсутствующие детали. Их можно дарить и использовать в самых разных целях: в качестве сменных обоев, декоративной упаковочной и поделочной бумаги; материала для книжных обложек и для украшения помещений (особенно если предварительно поработать восковыми карандашами).

Например, на рисунке 11 может получиться замечательная яркая птица с глазками, крылышками, пушистым хвостом на фоне неба, солнца и цветов. Рисунок 13 может превратиться в хрупкий корабль, плывущий по бушующему морю.

Можно вырезать полученные рисунки по контуру. Например, рисунок 15 — дерево — вырезается по контуру и затем разрезается на отдельные составляющие. Заранее заготовленные жгутики скрученной бумаги наклеиваются на картонную основу — фон, который можно заранее затонировать; на них наклеивают­ся отдельные вырезанные и раскрашенные детали кроны, а под ними — ствол. В результате получается очень красивое объемное изображение. Примеры работ приведены на задней стороне обложки.

На основе полученных копий в домашних условиях можно изготовить и развивающие игры. Например, можно сделать следующее:

· прикрепите (но не приклеивайте!) одну из копий к гофрокартону (материал упаковочных коробок) или куску фанеры. По контуру рисунка вставьте цветные кнопки. Обмотайте штырь каждой кнопки отрезком толстой пряжи так, чтобы оставался один длинный конец. Предложите ребенку соединить штыри кнопок отрезком толстой пряжи между собой в любой последовательности. После чего можно:

· размотать пряжу в обратном порядке;

· приклеить пряжу по контуру рисунка в нескольких местах, а штыри удалить, — получится выпуклый контур.

Картинок много, отрезки пряжи могут быть цветными. Все вместе — отличный тренажер для развития мелкой моторики рук.

Пряжу можно заменить банковскими цветными резинками. Получится вариант силового тренажера, однако для этого лист с изображением необходимо предварительно закрепить на фанере так, чтобы кнопки прочно держались. Если вы хотите использовать копии разных образцов, последовательно меняя их, то можно закреплять копии на листовой пробке, линолеуме с войлочной основой, на пенопласте или любом другом прочном вспененном материале.

Контур любой копии можно сделать шероховатым, для этого надо:

· нанести на него тонкий слой клея (ПВА или канцелярского);

· обсыпать его на выбор опилками, пшеном, манкой, солью, предварительно подкрашенными (с помощью йода, зеленки, пищевых красителей для пасхальных яиц и т.п.) и просушенными.

Полученные шероховатые контуры являются прекрасной игрушкой для угадывания изображения после обводки их пальцами, но с закрытыми глазами.

Вложив полученные копии в обычный файл, можно воспользоваться специальными полимерными красками, которые, застывая, позволяют получить прозрачное цветное изображение для украшения внутреннего интерьера и окон.

Эти игры доставят массу удовольствия не только детям, но и взрослым, работающим с ними. Скучно не будет никому! Творческий подход не только будет способствовать формированию графомоторных навыков, но и поможет улучшить координацию движений, развить внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка. А все это, вместе взятое, значительно повысит обучаемость ребенка и упростит процесс овладения навыками письма, чтения, причем с наименьшими для ребенка и родителей эмоциональными потерями.

Наши рекомендации