Создание санитарно-гигиенических условий организации педагогического процесса детей с нарушением зрения при реализации программы.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Начальной школы – детского сада № 662
Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Программа
По развитию зрительного восприятия
У младших школьников
С нарушением зрения.
Санкт-Петербург 2011г
Актуальность программы. В соответствии с изменениями в современной образовательной политике, которые изначально предполагают сближение общей и специальной образовательных систем, в настоящее время в России особенно значимым и актуальным является внедрение модели инклюзивного образования детей с нарушениями в развитии, что не является исключением относительно школьников начальных классов со зрительной патологией.
Развитие инклюзивной модели образования обеспечивает возможность большинству детей данной категории обучаться в общеобразовательных учреждениях, где с одной стороны, учитываются их реальные возможности, а с другой, удовлетворяются специфические образовательные потребности.
Учет реальных возможностей и удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка с нарушением зрения на начальной ступени школьного образования в условиях инклюзии осуществляется за счет разработки и реализации программы по развитию зрительного восприятия и создания санитарно-гигиенических условий организации педагогического процесса при реализации этой программы.
Программа по развитию зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения составлена в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации (инструктивно-методическое письмо от 21.02.2001 года № 1 "О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях", а также, в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения в общеобразовательном учреждении от 04.06.2003года №27/2897-6.
В настоящее время является актуальной проблема охраны и развития зрения детей в условиях начального обучения. На момент выпуска из специального дошкольного образовательного учреждения, благодаря проведению комплекса лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы удается достигнуть стабилизации зрительных функций и зрительного восприятия у данной категории детей. Однако переход к новым условиям деятельности, увеличение зрительной нагрузки, отсутствие специальной медико-психолого-педагогической поддержки приводит к регрессу достигнутых результатов.
Кроме того, на сегодняшний день имеется стойкая тенденция к росту числа детей со зрительной патологией ранее не охваченных тифлопедагогической помощью в дошкольном возрасте и продолжающих обучение в условиях общего образования. Перечисленные обстоятельства требуют создания оптимальных условий обучения и уровня компетенции педагогов начальных классов общеобразовательной школы по вопросам развития и охраны зрения.
Отсюда возникает проблема преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, которая тоже является одной из актуальных на сегодняшний день. Понятие преемственности в его сущностной характеристике предполагает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, что подразумевает наличие тесной взаимосвязи между различными ступенями развития, проявляющейся в сохранении тех или иных элементов при переходе детей на новый этап развития.
Одним из ключевых моментов в реализации преемственности между дошкольным учреждением и начальной ступенью образования выступает именно готовность к обучению в школе.
Говоря о готовности к школе детей с амблиопией и косоглазием, необходимо отметить значительное отставание у них формирования познавательных интересов, и как следствие, изменение количества и качества представлений о явлениях и предметах окружающего мира, что приводит к возникновению трудностей в обучении и снижению успеваемости.
Современными офтальмологами и тифлопедагогическими исследованиями доказана необходимость оказания определенной поддержки детям с нарушением зрения путем организации определенных коррекционно-развивающих и лечебно-восстановительных мероприятий, учитывающих своеобразие их познавательной деятельности ( Э. С. Аветисов, Л. П. Григорьева, л. В. Рудакова, Л. И. Плаксина, В. А. Феоктистова и др.).
В настоящее время в нашей стране специальная поддержка детей с нарушением зрения на государственном уровне осуществляется в большинстве своем только в дошкольном возрасте. Однако, исходя из научных данных, созревание зрительного анализатора завершается к 5-7 годам. Благодаря проводимым лечебно-восстановительным и коррекционно-развивающим мероприятиям, удается достичь стабилизации зрительных функций (остроты зрения, цветоразличения, поля зрения, глазодвигательных функций) и подготовить ребенка к овладению учебными навыками. В тоже время зрительная система в этом возрасте продолжает активно формироваться, и в условиях нового вида деятельности с увеличением зрительной нагрузки происходит регресс уже достигнутого уровня в дошкольный период, что требует преемственности в оказании необходимой поддержки и продолжения работы в совершенствовании качественных характеристик зрительных функций на начальной ступени школьного образования.
Результаты научных исследований офтальмологов института глазных болезней им. Гельмгольца и института коррекционной педагогики РАО подтверждают, что прекращение лечения и отсутствие специальных коррекционных занятий, а также несоблюдение соответствующих санитарно-гигиенических условий в общеобразовательной школе приводит к тому, что при поступлении ребенка с нарушением зрения в школу возникают рецидивы зрительных нарушений.Поэтому, очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты лечения зрения, а также проводить коррекционно-педагогическую работу с детьми в период начального школьного обучения.
Создание санитарно-гигиенических условий организации педагогического процесса детей с нарушением зрения при реализации программы.
Прекращение специально организованной лечебно-восстановительной работы и отсутствие коррекционных занятий, направленных на развитие зрительного анализатора, а также несоблюдение офтальмо-гигиенических условий по охране зрения в период начального обучения в общеобразовательной школе способствует резкому снижению функции центрального зрения (остроты зрения, бинокулярности фиксации, локализации стереоскопического видения) у детей со зрительной патологией. Отсутствие специальной поддержки для данной категории детей приводит к снижению различительной способности зрительного анализатора, темпа и качества зрительной работы и, как следствие, к снижению школьной успеваемости в целом. Наряду с этим, вызывает тревогу широкое распространение
на ступени начальной школы такого зрительного заболевания как близорукость, которое встречается у 5-6% учащихся, в последующем их количество увеличивается до 40%, что связано с периодом роста и формирования глазного яблока как оптической системы под влиянием неблагоприятных условий зрительной работы.
Для комфортной зрительной работы детей с нарушением зрения большое значение имеют следующие моменты:
1. Величина объекта зрительного различения. Более близкое расположение объектов зрительной работы, к которому вынуждены прибегать учащиеся с низкой остротой зрения для улучшения видимости, приводит к утомлению в следствии повышенной нагрузки на мышечный аппарат глаз, шеи и спины. Кроме того, зрительная работа на очень близком расстоянии от глаз ведет к световому дискомфорту, так как голова затеняет рабочую поверхность и создает на ней резкие перепады освещенности.
Поэтому при чтении и списывании с книги на уроках и при выполнении домашних заданий целесообразно использовать подставки для книг.
2.Правильная посадка учащегося, требующая соответствия размеров школьной мебели его росту. При этом наиболее удобными являются одноместные школьные парты, которые позволяют расположить их, исходя из величины угла зрения ребенка. Парты располагаются в 3-4 ряда с широкими промежутками. Первый ряд от доски находится на расстоянии 1,5-2 метра. Расстояние между партами должно составлять не менее 0,5 метра. Стол учителя не должен располагаться на фоне окна. Классная доска должна иметь матовое покрытие темно-зеленого цвета. Посадка учащегося за партой должна быть следующая: спина прямая с легким наклоном головы вперед; плечи расположены на одном уровне, поясница касается спинки стула; между грудью и краем стола должно быть расстояние не больше размера кулака.
3. Освещенность класса и рабочего места ученика. Достаточным считается уровень освещенности парты не ниже 150ЛК при лампах накаливания и 300ЛК при люминисцентном освещении. Если освещенность на поверхности парт первого ряда(1 метр от окна) принять за 100%, то во втором ряду она составляет 40%, а в третьем – 25%. Причем в третьем от окон ряду в пасмурную погоду даже при использовании искусственного освещения может быть недостаточно света. Отсюда возникает необходимость в течении года 2-3 раза менять места посадки учащихся. Рассаживая детей, педагог должен учитывать и остроту зрения учащихся. Так, ученики с более низкой остротой зрения должны располагаться ближе к столу преподавателя и классной доске. Ближе к окнам следует посадить детей с пониженным световосприятием (заболевания сетчатки, зрительных нервов, глаукома). Дети с патологией хрусталика (катаракта, афакия)должны сидеть дальше от окон, т. к. они зачастую плохо переносят повышенную освещенность. Учитывая, что патология зрения чаще всего носит комбинированный характер, оптимальной общепринятой освещенностью считается освещенность не ниже 500ЛК. Также важны такие качества освещенности как стабильность, равномерность распределения светового потока, отсутствие прямых и отраженных бликов. Снижают зрительную работоспособность и тени от предметов, расположенных между источниками света и рабочей поверхностью. Так, наиболее комфортным для зрительной работы является комбинированное освещение, предполагающее сочетание общего и местного освещения.
4. Режимы зрительных нагрузок. Для учащихся с низкой остротой зрения предполагается непрерывное использование зрения в течение 15-20 минут. Поэтому наиболее целесообразным будет проведение учителем зрительных физкультминуток через каждые 15 минут, которые снимали бы как общее, так и зрительное утомление.
Таким образом, соблюдение всех выше перечисленных рекомендаций по созданию санитарно-гигиенических условий во время осуществления педагогического процесса обучения детей с нарушением зрения и организация специальных коррекционно-развивающих занятий будет способствовать предупреждению проблем, связанных с состоянием зрительных функций, и как следствие, повышению успеваемости учащихся данной категории в период начального обучения.
Цель программы:программа коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения направлена на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся и их социальную адаптацию. А также на достижение учащимися с нарушением зрения достаточного уровня обучаемости и готовности к продолжению образования на следующих ступенях обучения без специальной тифлопедагогической помощи и медицинской поддержки путем обеспечения максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей.
Курс занятий предназначен для компенсации нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляции зрительной, познавательной, творческой активности учащихся с нарушением зрения начальных классов.
Для достижения поставленной цели программы необходимо выполнение следующих задач:
1. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом зрительных возможностей учащихся.
2. Создание щадящего режима в учебно-воспитательном процессе(соблюдение определенных санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения).
3. Обеспечение необходимого плеоптико-ортоптического лечения с последующим анализом динамики развития зрительных возможностей учащихся.
4. Осуществление коррекционно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.
5. Проведение диагностических исследований и контрольных срезов по определению динамики развития детей, коррекции и компенсации недостатков развития.
6. Обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса с учетом возможностей и личностных особенностей каждого ребенка.
Содержание программы:подразделяется на три этапа. Каждый этап включает задания по всем разработанным психофизиологическим и психолого-педагогическим методикам, применяемым в комплексе. Сложность и объем заданий возрастают при переходе на следующий этап.
На первом этапе происходит развитие элементарных зрительных функций, формирование и коррекция опознания основных свойств предметов, развитие действий с предметами на основе зрительно-осязательной информации, развитие восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных отношений.
На втором этапе к перечисленным задачам добавляются развитие константности восприятия, формирование дискретных и интегральных способов опознания сложных изображений, восприятия простых сюжетных рисунков.
На третьем этапе основное внимание уделяется развитию восприятия сложных сюжетных рисунков, дальнейшему формированию и обогащению запаса зрительных представлений.
Задачи программы
1. Создать условия, способствующие освоению детьми с нарушением зрения основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
2.Формировать у детей с нарушением зрения потребности в самостоятельном
использовании зрительных умений и навыков для установления логических и причинно- следственных связей при отражении множества объектов окружающего мира.
3. Расширять и корректировать предметные представления и конкретные способы обследования предметов через углубление знаний о предметах окружающего мира зачет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формировать системы основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнении, обобщения, классификации).
4. Повышать уровень сенсорной готовности школьников к обучению путем совершенствования системы сенсорных эталонов, научения пользоваться эталонами при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.
5.Развивать умения оценивать глубину пространства, формировать навыки переноса знаний в практическую деятельность в свободном пространстве. Формировать измерительские навыки (в малом и большом пространстве), обучать ориентировке на основе пространственных представлений.
6.Совершенствовать навыки зрительно-моторной координации.
7.Продолжать развивать зрительные функции.
8.Активизировать зрительное восприятие учащихся посредством автоматизации навыков максимально использовать его при восприятии окружающего мира.
Разделы программы:
1. Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги. р
2. Приучение детей удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения заданий на зрительную координацию.
3. Активизация зрительных образов и сенсорных эталонов
4.Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и средства установления причинно-следственных связей.
5. Развитие глубинного зрения, расширение поля зрения, развитие восприятия глубины пространства.
Принципы, определяющие содержание коррекционно-педагогической работы по развитию зрительного восприятия в программе.
1. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции зрительного восприятия детей с нарушением зрения
2. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 1-4 классов умениям использовать зрительное восприятие как основу для формирования основных умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 3. Принцип концентричности. Он предполагает увеличение объема и усложнение материала в каждом классе. Осуществляет плавный переход от простых знаний и умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. 4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся. 5. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов зрительного восприятия с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
6. . Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Методы, используемые при реализации программы:
Используются психофизиологический и психолого-педагогический методы, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов. Психофизиологический метод состоит в использовании специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора и улучшает состояние основных функций зрения. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений в разных условиях адаптации и пространственной локализации.
Психолого-педагогический метод направлен на развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ее интерпретацию и категоризацию, развитие мышления, памяти, внимания.
Направления работы:
Программа по развитию зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
1.диагностическая работа имеет своей целью не только необходимость определить реальный уровень готовности каждого воспитанника к школьному обучению, но и потребность наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. Учет диагностических результатов позволяет разработать для каждого ученика индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.
2.коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь по развитию зрительного восприятия и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением зрения в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
3.консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением зрения и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
4.информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Организация работы:
Занятия по программе проводятся в часы, отведенные для коррекционно-воспитательной работы. Их ведет педагог –дефектолог, получивший специальную подготовку. Ход и результат занятий фиксируются в журнале и протоколах, составленных по определенной форме. Группы комплектуются с учетом возраста, клинической формы заболевания, состояния основных зрительных функций, уровня сформированности зрительного восприятия. Оптимальная наполняемость группы – 4человека. Это обеспечивает хорошее сочетание индивидуальной и фронтальной работы. Занятия проводятся по 30 минут.
Диагностика:
Является важнейшим условием эффективности работы по развитию зрительного восприятия в данной программе. Она позволяет создать и реализовать наряду с фронтальными индивидуальными коррекционными программами программы, максимально приближенные к нуждам каждого конкретного ребенка, позволяющие ослабить действие причин, вызывающих затруднения ребенка при выполнении той или иной деятельности, связанной с работой зрительного анализатора.
Выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ученика класса позволяет решить целый комплекс неотложных задач как дидактических, так и специальных:
1. Определить готовность ребенка к школе.
2. Заранее спрогнозировать появление трудностей в обучении
3.Определить причины уже имеющихся или намечающихся трудностей и своевременно перейти к их устранению.
4.Получить материал для разработки индивидуальной коррекционной программы по развитию зрительного восприятия.
Диагностика зрительного восприятия проводится с помощью диагностического инструментария, который должен представлять из себя комплексную систему, позволяющую выявить уровень развития всех важнейших функций зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения..
Контрольные психолого-педагогические исследования проводятся в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. Оценка достигнутого уровня развития восприятия производится на основе сопоставительного анализа полученных данных.