Какие профессиональные функции выполняет педагог?
· Гностическая
· Конструктивная
· Организаторская
· Коммуникативная
· Диагностическая
· Корректирующая
· Контрольно-оценочная
Какие виды педагогической деятельности практикуются сегодня?
1. Практическая деятельность по обучению и воспитанию человека.
2. Методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки педагогическим работникам различных учреждений (методика преподавания предмета или методика проведения воспитательной работы).
3. Управленческая деятельность руководителей образовательной системы.
4. Научно-педагогическая деятельность (научно-исследовательская).
Результатом педагогического труда является актуализация и развитие психологических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование способов их деятельности.
Сравнительный анализ видов педагогической деятельности
Практическая деятельность | Методическая деятельность | Управленческая деятельность | Научно-педагогическая деятельность | |
По объектам и субъектам деятельности: | Субъект – учитель и воспитатель, объект – ученик, воспитанник, , группа или учебный коллектив | Субъект – педагог – методист, объект – педагоги - практики | Субъект - администрация образовательного учреждения, объект - учитель, воспитатель, ученик, воспитанник, коллектив педагогов и ученический коллектив | Субъект – ученый-педагог, объект - вся сфера педагогической деятельности в целом (вся педагогическая теория и практика) |
По целям: | Передача жизненного и культурного опыта от старшего поколения к младшему | Сообщение научных открытий, передача передового педагогического опыта и инноваций широкой педагогической общественности | Управление работой педагогов-практиков | Поиск и разработка новых педагогических знаний |
По средствам достижения цели: | Методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства | Научно-методические семинары, конференции, распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики, обмен опытом | Методы и приемы управления коллективом, способы делегирования полномочий, коллективное сотрудничество, индивидуальная работа с педагогами, родителями, учениками | Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий |
По результатам: | Обученный, воспитанный и образованный человек | Компетентный и творческий педагог-практик, включенный в инновационный процесс | Развитый и творчески работающий педагогический коллектив | Новое педагогическое знание |
Педагогическая деятельность является совместной и строится по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения.
Стили общения (В.А. Канн-Калик)
· Стиль увлеченности совместной деятельностью
· Стиль дружеского расположения
· Стиль общения-дистанции
· Стиль устрашения
· Стиль заигрывания
Стили поведения
· Конфликтный
· Конфронтационный
· Сглаживающий
· Сотруднический
· Компромиссный
· Приспособленческий
· Стиль избегания
· Подавления
· Соперничества
· Защиты
Все возможные стили общения и поведения сопутствуют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду взаимодействия. От чего зависит успешность деятельности в плане решения педагогических задач? Прежде всего, от индивидуально-личностных особенностей субъектов педагогического взаимодействия.
Вопрос 3.
Любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками – философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики:
· общая;
· дошкольная;
· школьная;
· профессиональная;
· социальная;
· возрастная;
· сравнительная;
· коррекционная;
· военная;
· спортивная;
· история педагогики;
· педагогика высшей школы;
· антропогогика.
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педагогических наук.
Вопрос 4.
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) – «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1. передает опыт, накопленный человечеством;
2. вводит в мир культуры;
3. стимулирует к самовоспитанию;
4. помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1. овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2. работает над собой;
3. обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Воспитание диалектически связано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В мировой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система коллективных творческих дел».
Категория «обучение» понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика. При этом учитель:
1. преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2. руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3. создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1. учится – овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2. пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3. проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Интернет), занимается самообразованием.
Диалектическое отношение «обучение-воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений, навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы, развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики – «образование» - понимается как:
1. ценность развивающегося человека и общества;
2. процесс обучения и воспитания человека;
3. как результат последнего;
4. как система.
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учреждений выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
Обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.
Если воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделяют и самообразование человека.
Объединяющим началом воспитания, обучения и образования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы (детский сад, школа, вуз). К новым системам относятся – музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная и музыкальная школа, центр детского творчества.
В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванова, В.А. Караковского, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.
Место педагогики в человекознании.
Педагогика связана с такими областями философии, как этика и эстетика, а также с социологией (социальные институты), экономикой, психологией, антропологией.